Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Льготы по налогам и сборам




РЕФЕРАТ

 

на тему: «Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь»

 

по дисциплине: «Экономика организации (предприятия) и налогообложение»

 

Рецензия на реферат: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________   Отметка о зачёте:_____________________ Дата: ______________ 2017 г. Подпись преподавателя: ______________/______________________


Слушатель: ________________

(подпись)

Гайдей О. А.

Этап 2, группа 1603з

ИПК и ПК

Специальность: «Логистика»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………………………….4

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ………………………………………………..4

ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ………………………………………………………...7

СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ…………………………………...9

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………………………………...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере политики, экономики, социальной защиты граждан. Изучение теоретических, методологических и практических основ налоговых систем поможет грамотно выполнять свои финансовые обязательства перед государством.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют экономическую основу государства.

Проблемам налоговой системы государства сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Актуальность работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются сильным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Объект и предмет исследования – налоговая система Республики Беларусь.

Цель исследования – изучить теоретические основы налогообложения и на их основании сделать практические расчёты.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить систему налогообложения в оффшорных зонах;

- рассчитать налоги, удерживаемые из заработной платы и начисляемые на заработную плату;

- рассчитать налог на недвижимость;

- рассчитать налог на добавленную стоимость и прибыль, а также сбор на развитие территорий.

При написании работы были использованы различные источники информации, такие как: книги, учебные пособия преимущественно белорусских авторов – Н. Е. Заяц, А. А. Савицкий, Л. А. Ханкевич; периодические издания – «Финансы. Учёт. Аудит», «Бухгалтерский учёт и анализ»; нормативно-правовые акты – Налоговый кодекс Республики Беларусь; различные Интернет-ресурсы.

 

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства с целью создания фонда финансовых ресурсов, системы принципов, способов, форм и методов их взимания.

Структурными элементами налоговой системы являются:

- государство в лице своих законодательных и исполнительных органов;

- субъекты налогообложения, т. е. плательщики;

- объекты.

Построение системы налогообложения основывается на следующих принципах:

- единства и равенства;

- стабильности;

- безопасности;

- пропорциональности;

- определённости;

- удобства;

- экономической эффективности.[1]

Перечисленные структурные элементы и принципы в полной мере относятся к организации налоговой системы в Республике Беларусь. Кроме того, в настоящий период к налоговой системе Республики Беларусь предъявляются дополнительные требования. А именно:

- формирование благоприятных условий инвестирования в экономику;

- стимулирование научно-технического прогресса для повышения конкурентоспособности отечественного производства;

- поддержка преимущественно отечественного производителя в пределах принятых на себя международными договорами и обязательствами;

- обеспечение социальных гарантий граждан.

Регулятором системы налогообложения выступает налоговое законодательство. В Республике Беларусь оно включает в себя:

- Налоговый кодекс;

- Указы, Декреты и Распоряжения Президента, касающиеся вопросов налогообложения;

- Постановления Правительства в области налогообложения;

- иные нормативно-правовые акты республиканских и местных органов власти, регулирующие вопросы налогообложения в пределах их компетенции и полномочий.

В действующей налоговой системе можно выделить общие, особенные и упрощённые режимы налогообложения. Их суть и условия применения в отношении различных категорий плательщиков регулируются налоговым законодательством.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Для Республики Беларусь характерна двухуровневая система налогов: 1) республиканские налоги и сборы; 2) местные налоги и сборы. Следовательно, такая структура системы налогов соответствует организации бюджета Республики Беларусь, имеющего две самостоятельные части. Однако следует отметить, что принцип направления сумм налога, сбора или пошлины в бюджет соответствующего уровня не является определяющим при построении налоговой системы. Вопросы зачисления сумм налоговых платежей в бюджеты вообще не являются предметом регулирования Налогового кодекса и подлежат определению бюджетным законодательством Республики Беларусь.[2]

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местныеналоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом, который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. Это такие налоги как: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыеналоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальныеналоги – налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчёт берется только непосредственно объект налогообложения.[2]

Личныеналоги – налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платёжеспособность налогоплательщика (подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

Классификация налогов по субъектам налогообложения важна не столько с точки их индивидуальных особенностей, сколько с позиций оценки их роли и значения в системе налогообложения.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налогиобщего назначения(абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоги, взимаемые на территории определённого государства (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые(специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд и др.).

В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемыес заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь), дохода (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог).

Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется на налоги, уплачиваемые организациями, и позволяет определить эффективность работы предприятия.

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.[3]

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твёрдыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твёрдой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).

В историческом аспекте можно говорить о делении налогов в зависимости от формы уплаты на натуральные и денежные. Натуральныеналоги уплачиваются в неденежной форме (пример – продналог), а денежные – в форме отчуждения денежных средств.

 

ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

Налоговая льгота – это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

- освобождения от налога (сбора, пошлины);

- дополнительных налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога (сбора, пошлины);

- пониженных налоговых ставок;

- возмещение суммы уплаченного налога (сбора, пошлины);

- в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Нормы Налогового кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер.

Льготы по налогам (сборам, пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, Налоговым кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь.[4]

Льготы по налогам (сборам, пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:

- изменения установленного законодательством срока уплаты налогов (сборов, пошлин) и пеней;

- нормативного распределения выручки.

По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.

Министр иностранных дел Республики Беларусь и его заместители, а также руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь имеют право понижать ставки консульского сбора или освобождать от консульского сбора организации и физических лиц по их заявлениям, подаваемым в письменной форме, если приведенные ими причины будут признаны уважительными.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам (сборам, пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:

- отдельным плательщикам – физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, исходя из их имущественного положения;

- отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, Налоговым кодексом и (или) иными законами.[5]

Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов (сборов, пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, по основаниям, определённым Президентом Республики Беларусь, и в порядке, установленном областными и Минским городским Советами депутатов.

Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.[6]

Льготы по таможенным платежам, не использованные при таможенном декларировании товаров, помещённых под соответствующую таможенную процедуру, могут быть использованы плательщиком, если обязанность по уплате этих платежей возникла в период действия правовых оснований для использования указанных льгот и не истекло три года со дня регистрации таможенным органом декларации на товары.

Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено Налоговым кодексом.

При использовании льгот по таможенным платежам плательщик должен в таможенной декларации указать сведения о применении таких льгот и о документах, подтверждающих право на эти льготы.

Плательщик вправе во время проведения проверки использовать льготы по налогам (сборам, пошлинам), ранее не использованные, при соблюдении условий и предоставлении документов, подтверждающих право на льготы по налогам (сборам, пошлинам).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...