Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УРОК ВТОРОЙ 6 страница




 

НАДЕЖНЫЙ «АВТОПИЛОТ»

 

Конечно, сам процесс представления происходит машинально. Мы можем отчасти сознавать свои намерения, но в целом этот непрерывный процесс протекает в подсознании. Вообще говоря, мы способны одновременно удерживать в сознании совсем немного мыслей. Это значит, что в подавляющем большинстве своих действий мы опираемся на подсознание. Однако основополагающие физиологические акты (например, дыхание и пищеварение), а также простейшие действия (умение поймать мяч или без раздумий, скажем, взять со стола стакан с водой) подразумевают великолепную координацию сотен мышц.

Обычно мы просто не задумываемся о том, как (с физиологической точки зрения) совершаем те или иные действия. Даже если мы начнем думать об этом, то просто не сможем удержать в голове все составляющие этих операций. Больше того, размышляя о том, как применяется уже усвоенное умение, мы весьма рискуем просто запутаться. Чтобы убедиться в этом, попробуйте продемонстрировать другим, как нужно завязывать галстук. В большинстве случаем мы полностью доверяем своему «автопилоту», то есть действуем не задумываясь.

К режиму сознательных действий нам приходится переходить лишь тогда, когда мы сталкиваемся с незнакомым явлением или новыми обстоятельствами. В остальном мы полагаемся на уже известные шаблоны мышления и привычные действия. Мы помещаем каждую крупицу полученных сенсорных данных в отдельный «ящичек», какими бы иррациональными ни оказались принципы классификации и истолкования этих сведений. Затем мы вверяем эту «коллекцию» автоматической системе управления, которая занимается всеми привычными действиями. Иные точки зрения и формы поведения означают необходимость изменений и часто нарушают нашу привычную и удобную версию «действительности». Итак, все вокруг должно, по мере возможности, быть отражено в чертеже, превратиться в программу и стать привычкой. Благодаря этому мы можем сберечь драгоценные и ограниченные запасы сознательного мышления, которых хватает лишь на то, чтобы одновременно обрабатывать не более полу десятка единиц информации. У нас появляется возможность направить эти ресурсы на размышление о том, чего мы хотим, а не на обдумывание безнадежно запутанного вопроса о том, как мы это делаем.

К сожалению, думая и действуя по привычке, мы временами чувствуем себя слугами, а не хозяевами собственных мыслей и целей. Такое впечатление, что мозг мыслит независимо от нас: мы делаем то, чего на самом деле не хотим, и не делаем того, что можно или следовало бы сделать. Научившись намеренно получать осознанный доступ к этим системам, мы можем стать в своих действиях эффективными и умелыми. Мы способны приручить эту «силу мысли», направить ее в желаемое русло, нацелить на конкретные и стоящие результаты. НЛП поможет вам разобраться в этих процессах и тем самым обрести больше власти над собой.

 

СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Вы уже встречались с основными образами мышления: зрительным, аудиальным и кинестетическим. Мы называем их модальностями, или системами представления, поскольку они определяют то, как мы представляем себе мир. Каждое из пяти чувств — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние — имеет внутренний эквивалент, складываясь в «зеркальную» систему. В этих привычных модальностях мы вспоминаем, воображаем и «мыслим».

Все сведения, поступающие в мозг посредством органов чувств, переводятся в смысловую форму и образуют наши субъективные «переживания» — представление воспринимаемого мира. Мысли в сознании основаны на той же сенсорной модели. В этом разделе мы сосредоточимся на системах представления. Вы узнаете, как определять предпочитаемую форму восприятия человека (его основную систему представления).

Хотя органы чувств устроены у нас примерно одинаково, все мы представляем явления каждый по-своему, неким неповторимым и уникальным образом. Наши системы представления исполняют роль особого языка переживаний. Этот «язык» распространяется на все душевные процессы (мышление, воспоминания, воображение, восприятие и сознание). Самые простейшие знания о системах представления и ичит, что при мысленном разговоре с собой у нее пробуждались кинестетические ощущения, а при обращении к кинестетическому представлению она погружалась во внутренний диалог: одно неизменно сопутствовало другому. Таким образом, особенно частым было перемещение взгляда влево вниз. Это указывало на то, что аудиально-дискретная система в данном случае постоянно сопровождает кинестетические язык и физиологию. Интересно, что мы при этом — хотя это разочарует жадных до сенсаций журналистов — не заметили никаких свидетельств сконструированных представлений, которые обычно связывают с ложью.

Синестезия встречается чаще, чем можно было бы предположить. Человек, обладающий этой особенностью, считает ее нормой, пока ему не придется удостовериться, что далеко не все мыслят сходным образом. Один «синестетик» из числа участников нашего семинара внезапно понял, почему справляется с подсчетами в уме намного лучше других: он «видел» каждую операцию в ярких красках, «классифицируя» яркие и тусклые цвета соответственно как «простые» и «более сложные» для вычислений, — то есть проделывая путь более чем необычный.

 

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

За каждым поступком — благие побуждения

 

Любыми своими действиями мы неизменно преследуем какую-то цель, даже если ее не высказываем и вообще не осознаем. Каждый поступок имеет своей причиной то или иное благое намерение — благое по крайней мере для того, кто его совершает. Сознательно или неосознанно, мы всегда преследуем определенные результаты. Даже те поступки, которые мы вправе счесть антиобщественными или непристойными, без сомнения, «имеют смысл» для того, кто их совершает. Вероятнее всего, у него есть причина так поступать, цель или идеал, которые мы (либо общество в целом) отнюдь не одобряем. Согласно «карте мира» такого человека, именно это поведение принесет ему полезный результат. Следовательно, он действует исходя из благих побуждений.

Функцию «благого намерения» могут выполнять, например, краткосрочные социальные преимущества либо кратковременное улучшение самочувствия, вызванное употреблением наркотиков, — например, у начинающего курильщика, которому, руководствуясь точкой зрения рациональности, здравого смысла, со временем придется приложить все силы, чтобы избавиться от этой дурной привычки. Выявляя основополагающее «благое побуждение», вы можете найти иной вариант поведения, который ведет к той же цели, но при этом лишен множества недостатков прежнего пути. Учитывая, что за каждым поступком стоит некое подспудное, хотя и неизвестное нам благое намерение, мы начнем гораздо более терпимо относиться к поведению других. Этот же принцип весьма поможет в изучении собственных карт действительности, показывая всю их относительность.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Сосредоточьтесь на выявлении признаков первичных систем представления окружающих. Это упражнение полезно выполнять в течение нескольких дней, так как умение замечать сразу несколько признаков требует практики. Вы можете начать, например, с отслеживания сенсорных предикатов: визуальных, аудиальных и кинестетических выражений, описанных на этом уроке. Затем вы можете погрузиться в изучение глазных движений. При желании урок можно разделить на части и заниматься различными признаками по отдельности, особенно если работа и образ жизни требуют от вас ежедневных встреч с разными людьми. В первое время не старайтесь проводить подстройку, то есть не меняйте собственное поведение и язык. К этому вы сможете перейти позже, когда научитесь достаточно уверенно определять первичные системы.

Возьмите любую журнальную статью или просто несколько страниц какой-нибудь книги. Подчеркните все сенсорные предикаты, которые вам удастся найти в тексте. Отметьте, в каком жанре (деловые бумаги, официальные документы, художественные романы или газетные статьи) предикаты встречаются чаще всего.

 

УРОК СЕДЬМОЙ

 

МЕНЯЯ СВОЙ МИР

 

В этой главе:

• Субмодальности и смысл переживаний

• Изменение переживаний и поведения

 

Каждая из основных систем представления, или основных модальностей, обсуждавшихся нами на предыдущем уроке, на практике имеет определенные характеристики, свойства и качества. Мы называем эти особенности субмодальностями — в них и заключаются секреты человеческого мышления и субъективных переживаний.

 

СУБМОДАЛЬНОСТИ И СМЫСЛ ПЕРЕЖИВАНИЙ

 

Рассмотрим пример первой системы представления — зрения. Даже в рамках одной модальности вы можете по-разному описать мысленные картины, определить их как близкие или отдаленные, крупные или небольшие, яркие или тусклые, черно-белые либо цветные, четкие или расплывчатые, возникающие прямо перед глазами или смещенные в сторону, панорамные или ограниченные, трехмерные или двумерные (то есть жизненные или отчасти нереальные) и так далее. Субмодальности — это то, что наделяет переживания субъективным содержанием. Они буквально вносят смысл в восприятие.

Ниже приведен краткий перечень особенностей, или субмодальностей, трех основных сенсорных систем:

 

Визуальная   Аудиальная   Кинестетическая  
Ассоциированность или диссоциированность Многоцветность или черно-белый вариант Размещение (в центре, слева, справа, вверху, внизу) Расстояние Яркость Панорамность или локальность Фокус или размытость Контраст Неподвижность или движение Скорость (быстрее или медленнее, чем в жизни) Размер   Уровень громкости Расстояние до источника звуков Слова или другие звуки Размещение источника звуков Стерео или моно Прерывистость или мелодичность Скорость (быстрее или медленнее естественного темпа) Четкость или приглушенность Мягкость или резкость   Температура Характер поверхности (гладкость или шероховатость) Интенсивность Давление (твердость или мягкость) Продолжительность (длительность ощущения) Вес (легкость или тяжесть) Форма  

 

Субмодальности присущи любому представлению. Исполняя роль некоего кода, они придают осмысленность мысленным образам. Они делают представление четким или туманным, приятным или неприятным. Иными словами, субмодальности определяют не только то, что вы видите, но и то, как вы истолковываете увиденное, что чувствуете по его поводу и в его контексте.

Субмодальности придают уникальное содержание всем чувственным переживаниям. Зрительный образ, например, включает в себя не только волны света, зарегистрированные одним из совершеннейших оптических средств — человеческим глазом. Помимо световых волн, он вмещает ваше личное толкование этого переживания, которое основано на активности миллионов нейронов мозга (а они, в свою очередь, вступают во взаимодействие с сетью, состоящей из миллиардов синапсов). Посредством этого невероятно сложного процесса распространяющиеся по вселенной безличные волны энергии превращаются в прекрасную алую розу, поэтический закат или лицо ребенка. Процесс похож на настройку изображения телевизора, но обладает бесконечно большим разнообразием и богатством.

 

Время и смысл, которым мы его наделяем

Субмодальные особенности влияют также на восприятие времени. Зрительный образ может относиться к прошлому или предполагаемому будущему, к тому, что случилось вчера или пять лет назад, произойдет завтра либо через годы. Судя по всему, на субмодальном уровне мы часто отводим времени определенное место в пространстве. Это отражается в языке, например: «Я оставил прошлое позади» или «Я с надеждой смотрю вперед, в будущее». На тринадцатом уроке мы подробнее поговорим о том, как люди представляют время.

 

Создание уникальных переживаний

Субмодальности придают утонченные особенности всем модальностям и превращают объективные, физиологические процессы зрения, слуха и осязания в субъективные переживания. Общеизвестно, что одни и те же внешние сенсорные сигналы оказывают на людей совершенно разное воздействие. То, что сделает одного счастливым, другого опечалит; объясняется это тем, что мозг вначале кодирует поступающие в него сигналы, а затем фильтрует их в соответствии с опытом прошлого, ценностями и убеждениями. Это и приводит к возникновению многообразных особенностей мышления, которые в НЛП называют субмодальностями.

В совокупности модальности и их субмодальности образуют ваши переживания, вашу действительность. Они определяют вашу «карту мира». Однако, как вы уже знаете, эта карта не совпадает с «территорией» реальности. Субмодальности придают переживаниям тот смысл, который особенно важен для носителя карты.

 

Сознательно меняя субмодальности, вы меняете свои переживания

Таким образом, пресуппозиция «Люди сами творят свои переживания» имеет важное практическое значение для повседневной жизни.

 

Содержание и свойства переживаний

Субмодальности охватывают не только содержание мыслей — к примеру, тот факт, что вы играли в теннис или были в театре, — они определяют то, что вы чувствуете в связи с этими событиями. На основе представлений увиденного, услышанного и ощущаемого они порождают то, что мы можем назвать своим «настроением».

Вы можете сами убедиться в этом. Вернитесь к любому приятному воспоминанию и постарайтесь выявить в нем как можно больше субмодальностей, при необходимости пользуясь приведенным выше списком. Затем, напротив, обратитесь к какому-нибудь очень неприятному воспоминанию и примените к нему ту же методику. Сравните два списка, которые при этом получились: скорее всего, они будут весьма отличаться. Именно эти различия объясняют, почему два переживания вызывают у вас столь разные чувства.

Конечно, с каждым воспоминанием связаны разные обстоятельства. Они имеют различное содержание, но вы, вероятно, сможете припомнить случаи со сходным содержанием, которые, однако, пробуждают разные чувства. Вы можете, например, вспомнить два случая, когда одерживали победу, —но сколь непохожи ваши ощущения, вызываемые памятью о них! Разумеется, при этом вы обнаружите разницу и в субмодальностях этих воспоминаний.

Обратимся к другому примеру: вы можете познакомиться вначале с одним, а потом с другим человеком, которые на самом деле весьма похожи друг на друга, но дальнейшие встречи с тем и другим будут вызывать у вас совершенно разные чувства. Само содержание события, о котором речь, почти тождественно, ведь прежде вы не знали обоих и не можете найти логического объяснения тому или иному первому впечатлению. Однако подсознание закодировало обе встречи совершенно по-разному, придало воспоминаниям различные свойства; кодирование же, в свою очередь, приняло форму различных субмодальностей из числа тех, которые мы перечисляли выше.

 

Свойства мышления

Сказанное помогает найти объяснение на первый взгляд случайным, нелогичным ощущениям и реакциям. Секреты нашей раздражительности, предубежденности, иррациональности чувств и восприятия сводятся к тому, как мы кодируем (посредством субмодальностей) свое представление об окружающем мире. Иными словами, наша индивидуальная система построения карты зависит от особенностей, или субмодальностей, наших мыслей.

Приведем пример: первая попытка выступить перед публикой или схожая, непривычная для вас деятельность может столкнуться с болезненным чувством робости и стыда. Однако стоит лишь преодолеть первоначальный страх — и та же деятельность, скорее всего, начнет даже приносить вам удовольствие. Если вы припоминаете или способны вообразить подобные случаи из собственной жизни, то можете выявить характерные для него визуальные субмодальности. Оценивая примеры из личного опыта, вы, скорее всего, обнаружите, что:

• Любые мысли связаны с визуальными, аудиальными и кинестетическими представлениями.

• Степень и свойства каждого представления зависят от его субмодальностей.

• Сходные субмодальности связаны со сходными ощущениями.

• Субмодальности и чувства, которые они вызывают, почти не зависят от содержания события.

• Одни сочетания субмодальностей можно соотнести с приятными ощущениями и положительными эмоциями, другие — с неприятными и отрицательными.

Со временем вы научитесь выявлять и устанавливать более тесную и прямую связь между субмодальностями и настроениями, но пока вам нужно просто привыкнуть к такому структурированному подходу.

Конечно, когда речь идет о воспоминаниях, вы почти не в силах изменить их содержание. Вы не можете «перевести назад стрелки часов» и изменить то, что уже случилось. Однако вы способны кое-то сделать в отношении того, как представляете, то есть воссоздаете запомнившиеся события теперь. Вы можете изменить свойства, характерные особенности мысленных образов, звуков и ощущений, из которых сложились переживания прошлого. Как мы уже знаем, они — не реальность. Эти переживания уже прошли сквозь индивидуальные фильтры восприятия, превратились в воспоминания и те чувства, которые они вызывают.

Итак, умение менять свойства представления весьма функционально и притом разумно: вы можете сделать это так, чтобы утвердиться в нынешних целях и поднять настроение. Выявив соответствующие субмодальности, вы можете начать манипулировать ими, чтобы вызвать у себя нужные ощущения и изменить поведение.

 

ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ

 

Именно от субмодальностей в первую очередь зависит ваше настроение. Выше уже говорилось о том, что вы можете их менять, а это значит, что вы в силах изменить свои переживания в отношении тех или иных событий. Вы способны менять свои ощущения и, следовательно, все последующее поведение. Благодаря четырехступенчатой модели успеха (см. второй урок) нам известно, что наши действия приносят соответствующие результаты.

 

Переключение субмодальностей

Попробуйте сделать следующее: вернитесь к какому-либо неприятному воспоминанию, но при этом переключите характеристики возникшей сцены таким образом, чтобы перейти к субмодальностям приятного воспоминания. Избавьтесь от «неприятных» субмодальностей. Если, например, память о счастливых событиях отмечают крупномасштабные и яркие образы, перейдите к этому режиму представления, когда погружаетесь в неприятные воспоминания. Если болезненные воспоминания казались вам туманными, расплывчатыми и лишенными «жизненных» цветов, замените их, переключившись на «приятные» субмодальности. Скорее всего, вы сможете воссоздать большую часть тех визуальных особенностей, которые мы перечислили в начале этого урока.

Рассмотрим другой пример: предположим, что при неприятных воспоминаниях вы видите самого себя со стороны, а при радостных остаетесь «в своей тарелке», то есть в своем теле, озирая все вокруг в качестве центрального зрителя и первого лица. В НЛП на этот счет используются понятия ассоциированности (вид от первого лица) и диссоциированности (вид со стороны). Это очень важная субмодальность — изменение лишь ее одной может оказать огромное влияние на то, какие чувства будет вызывать воспроизводимое в памяти событие. Как и в случае других модальностей, переключение к ассоциированности может стать переходом к коду «радости», несмотря на неприятное содержание воспоминания. В отношении таких субмодальностей не существует всеобщих правил, но для конкретного человека их набор остается достаточно устойчивым и соответствует отдельным настроениям.

В целом установлено, что ассоциированность усиливает ощущения, а воспоминания о травмирующих событиях с диссоциированной точки зрения обычно уменьшает страдания — вы словно отдаляетесь от своих переживаний, следите за ними извне. Таким образом, изменение основных субмодальностей мышления приводит к переменам в ваших ощущениях. Конечно же, для каждого предпочтительно и намного более полезно вызывать у себя приятные и воодушевляющие чувства.

Как правило, мы описываем субмодальные процессы визуальными предикатами, но этом никоим образом не означает, будто визуальной системе отведено почетное место. Понятия «визуализация» и «воображение» часто подразумевают воссоздание чего-либо не только в зрительных образах. Вы можете менять субмодальности любой системы представления, в том числе аудиальной и кинестетической. Превратите голос пугающего вас человека в писк маленького ребенка или мультипликационного персонажа, а затем посмотрите, вызывает ли он прежний страх. Замените ощущение холода чувствами тепла и уюта. Восприятие внешних событий предполагает работу всех органов чувств, и потому изменение внутренних переживаний требует такой же мультисенсорной реалистичности. Переключение субмодальностей станет для вас весьма эффективным приемом изменения своего восприятия.

 

Работа над субъективностью

Вы уже могли испытать на себе подобное манипулирование собственным мышлением и заметить перемены в своих ощущениях. С другой стороны, вам все еще может казаться, что это невозможно, невероятно или во всяком случае странно. Для освоения описываемого здесь основополагающего навыка, которым владеют все дети, достаточно всего лишь воображения. Это означает, что вы предпринимаете те или иные действия мысленно, сами определяете их исход и вносите необходимые поправки. Если за долгие годы сила вашего воображения ослабла, начинайте с простых упражнений и —занимайтесь, занимайтесь, занимайтесь... Как и все прочие умения и навыки, способности разума развиваются повторением и практикой.

Для начала попробуйте сделать следующее:

• вообразите своего начальника в дурацкой шляпе;

• представьте, как ваш письменный стол распиливают пополам;

• вообразите, что ваш телевизор свисает с потолка;

• представьте, как выглядел бы голубой одуванчик;

• внесите мысленные изменения в привычные цвета, звуки и ощущения;

• начните употреблять в разговоре с собой иные, более ласковые выражения;

• представьте себе синий треугольник, небольшой кусок веревки, дерево высотой в километр;

• вообразите, что на деле выиграли в тех обстоятельствах, в которых проиграли;

• представьте, что добились успеха в том реальном случае, когда потерпели неудачу.

Эти упражнения не в последнюю очередь рассчитаны на то, чтобы получать от них удовольствие, лишний раз убеждаясь при этом, какое бесценное сокровище — ваш собственный разум, — и научаясь его ценить.

Западная система образования основана на объективном мышлении, которое является само собою разумеющимся для подавляющего большинства взрослых, предпочитающих рациональный, «левосторонний» подход. Но вам никто не помешает войти в свой замечательный субъективный мир и заново освоить детское воображение, которое больше связано с правым полушарием мозга. Благодаря познаниям и навыкам в НЛП вы сможете при необходимости обращаться за помощью к творческим способностям подсознания.

Научившись менять субмодальности на материале положительных ситуаций, извлеченных из памяти, вы можете переходить к более конструктивному использованию этих новых навыков, то есть вызывать у себя желаемые внутренние ощущения и переживания. Это, в свою очередь, приведет к более позитивному и полезному поведению, позволит вам внести в свою жизнь важные перемены.

 

Умение расслабляться

При использовании всех этих приемов очень полезно расслабляться. Большинство из нас время от времени делает это и знает, какое для этого средство оказывается наиболее действенным: для одних это музыка, для других горячая ванна, для третьих —уединение в тихом месте. Расслаблению обычно способствует последовательное мысленное прохождение по всем участкам тела, от конечностей до шеи, головы, лица и челюстей. Кроме того, пользу приносит глубокое и медленное дыхание. Однако некоторым больше нравится представлять, что их тело не тяжелеет, а становится легким, парящим.

Разное воздействие оказывает и музыка — например, некоторые замечают, что лучше всего их расслаблению содействует звучание средневековых мелодий, извлекаемых из струнных инструментов.

Физическая расслабленность помогает избавиться от забот и мысленно рисовать приятные, успокаивающие сцены, например, место традиционного отдыха в выходные или просто безмятежный, спокойный пейзаж. Дав волю воображению, сосредоточьтесь на всех видах, звуках и чувствах. В конце концов вам удастся избавиться от назойливого присутствия и вмешательства критически настроенного левого полушария. Хотя многие люди знают, как нужно расслабляться, сам образ жизни, полной хлопот, не оставляет им времени на практическое воплощение этих знаний. Считайте такие упражнения ценным вкладом, началом тех преимуществ, которые принесет здоровье души и тела Расслабление снижает уровень стрессов, помогает мыслить яснее, способствует творчеству и дает власть над своим самочувствием.

Прежде чем расслабиться, удостоверьтесь, что в вашем распоряжении достаточно времени, что вам не помешают посетители или телефонные звонки. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем распоряжении было достаточно удобное кресло или диван. С другой стороны, при достаточном развитии этого умения вы сможете переходить в расслабленное состояние очень быстро, независимо от обстановки Начните с сознательной работы — способность управлять разумом и телом вскоре станет бессознательной привычкой.

 

Изменение нейронного пейзажа

Всякий раз, когда вы пользуетесь мысленным представлением, в мозгу происходят соответствующие электрохимические реакции. Это однозначно подтвердили различные методики сканирования мозга, причем некоторые из них проводились в режиме реального времени. Когда мы думаем, в нейронных сетях происходят вполне реальные изменения. Постоянно меняется не только пейзаж неосязаемого «разума», как бы ни определяли это свойство, но и сама поверхность мозга, «серого вещества». Изменения касаются ее формы и химического состава. Если вы хоть однажды мысленно создали дерево высотой в милю или голубой одуванчик, эти образы уже невозможно стереть. Они могут меняться при повторных воспоминаниях, но в той или иной форме останутся в памяти, навсегда впечатавшись в вашу внутреннюю карту, топографию вашей личности.

Вы можете осознанно пользоваться этой особенностью мышления, чтобы изменять свое самочувствие и вносить преобразования в различные сферы вашей жизни. Упражнения в прилагаемом домашнем задании помогут вам в этом убедиться на собственном опыте.

У вас не так уж много средств, дающих возможность изменить мир. Однако с их помощью можно существенно изменить то, как вы представляете, то есть истолковываете этот мир. Для этого вам достаточно научиться выявлять и менять субмодальности своего мышления. Вы способны изменить к лучшему то, как думаете, что делаете и чего добиваетесь.

 

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИПИЯ

Разум и тело — взаимодополняющие одной системы

 

Мы отождествляем ощущения со своим телом, но можем изменить свою физиологию путем перемен в образе мышления Если вы мыслите «уверенно», то и выглядите уверенным в себе и действуете точно так же. Если же вы мыслите «тревожно» или «испуганно», то к этой общей окраске мыслей подстроятся частота пульса, тон голоса и язык тела. Поведение и другие внешние признаки вполне могут выдать окружающим ваши «смущенные» или «застенчивые» мысли. Верно и обратное: меняя физиологию, вы можете изменить свое отношение к чему-либо, свое состояние ума. Воздействуя взаимно, разум и тело проявляются как единая система, и вы в состоянии ею управлять. Стоит лишь начать мыслить, говорить и действовать так, как если бы у вас ни в чем не было никаких колебаний, — и у вас непременно появится чувство уверенности в себе. Вот что в ваших силах:

1. Вы можете получать доступ ко всем своим психическим ресурсам.

2. Вы можете по собственному желанию менять любую субмодальность.

3. Меняя субмодальности, вы можете изменить смысл любого переживания, те ощущения, которые они вызывают.

4. Вы можете научиться управлять переживаниями, согласовывать их со своими целями (и тогда вам уже не придется полагаться на случай или внешние обстоятельства).

5. Вы можете изменить свои физические действия, чтобы оказать влияние на мысли, и изменить мысли, чтобы оказать влияние на свое тело.

6. Расслабляясь и отслеживая едва уловимые перемены в своих ощущениях, вы можете менять основные функции организма (дыхание, частоту пульса и даже частоту волновой активности мозга).

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

• Если вы еще не выполняли упражнение по изменению субмодальностей, приступите к его освоению со всей возможной тщательностью. Постарайтесь выделить для этого то время, когда остаетесь наедине с собой. Предварительно погрузитесь в расслабленное состояние. Некоторые занимаются этим лежа в постели, перед сном. Примените этот прием, чтобы ослабить и нейтрализовать любые неприятные или мучительные воспоминания. Обращайте особое внимание на те изменения, которые можно внести без труда.

Продолжайте развивать мастерство присоединения и ведения (см. пятый урок). Пока вы не почувствуете уверенность в своих силах и опыте, применяйте эти приемы в тех реальных ситуациях, когда ничем не рискуете. Не стоит подвергать риску важный контракт, взаимоотношения с близким человеком. Вам вовсе не обязательно испытывать действенность новых навыков первым делом на своем директоре. В свободные минуты займитесь обдумыванием многообразия средств, позволяющих устанавливать раппорт путем подстройки (см. четвертый и пятый уроки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...