УРОК ВТОРОЙ 13 страница
• Представьте, что произойдет, если вы подарите ему красивую авторучку? • Представьте, как относились бы к его придиркам, если бы вам предложили другую работу. • Представьте, что выиграли кучу денег в лотерею. • Подумайте, какое влияние оказывает начальник на ваши важнейшие жизненные цели. Обратите внимание на то, что новая рамка не обязана выглядеть достоверной, подчиняться логике и здравому смыслу. Действие рефрейминга похоже на влияние метафор, о которых мы говорили на одиннадцатом уроке: смещение рамки просто помогает вам избавиться от привычного образа мышления, найти новые, творческие участки нейросети. Благодаря рефреймингу вы сможете выбирать, что предпочитаете чувствовать и как поступать. Что касается здравого смысла и логики, то они обычно проявляются при оценке задним числом.
ФРЕЙМЫ И СОВЕЩАНИЯ
Рефрейминг предлагает великолепные средства общения, обучения и консультационной работы. Он хорошо сочетается с прочими правилами эффективного общения, включая принципы хорошо сформулированного результата (см. второй урок). В частности, при выполнении рефрейминга вам нужно сохранять раппорт (см. четвертый урок). Чтобы рефрейминг оказал влияние, вам не обязательно выражать его вслух, достаточно мысленной работы. Если же вам нужно описать новую рамку словесно (например, при попытке помочь собеседнику решить проблему), то искусство рефрейминга заключается в умении провести его так, чтобы не разрушить раппорт. Обязательно подстраивайтесь к ценностям и личному опыту. Когда вы установили раппорт, собеседник может положительно отреагировать даже на самую «странную» рамку (если, конечно, он искренне хочет найти решение). Однако при этом вам не следует пытаться ошеломить или показать собственную мудрость. Ваша задача заключается в том, чтобы подтолкнуть собеседника к творческому прорыву, озарению. Все, что выглядит как тонкое проникновение во внутренний мир другого человека, исключительно способствует раппорту.
Чтобы показать примеры широкого диапазона применения рамок, мы расскажем, как вы можете использовать этот прием на разного рода совещаниях. Вероятно, вы сами вспомните реальные примеры тех рамок, которые мы описываем ниже. Мы дополнили описания вопросами, которые иллюстрируют соответствующие рамки и показывают, как вы можете применить их, чтобы сделать встречу эффективнее. Как и в остальных случаях, вас не должны беспокоить специальная терминология и точность определений. В некоторых случаях термины помогают понять смысл рамки (например, фрейм «как будто»). Если предложенный нами термин вас не устраивает, вы можете придумать для рамки свое, более удачное название. Старайтесь уловить идею и найти те вопросы, которые способствуют рефреймингу.
Рамка результата Процедура, которую вы можете проводить в начале совещания в целом и каждого пункта повестки дня. Она поможет найти единую отправную точку и достичь согласия в отношении результатов каждой проблемы (работа над целями и результатами, которую вы проводили на втором уроке, связана именно с переходом к рамкам результата). Вопрос: «Чего именно мы хотим от этой встречи (от этого пункта повестки)? »
Рамка «как будто» Прием помогает собравшимся мысленно перенестись к намеченному результату и ощутить сенсорные признаки успеха. При этом вы мыслите так, «как будто» результат уже достигнут. Вопрос: «Представим, что мы уже достигли этого результата. Что вы видите, слышите и чувствуете? Каким образом это дает вам знать, что результат уже достигнут? »
Рамка сопоставления Она позволяет вам сравнить различные возможности выбора, оценить их относительную ценность и усилить процесс принятия решения. Вопрос: «В чем разница между тем, что вы предлагаете, и тем, что есть сейчас? » либо «Как это связано с тем-то и тем-то? В чем сходство и различие? »
Рамка согласия Эта рамка поможет вам воспользоваться любой общностью взглядов для подстройки, присоединения и ведения к намеченному результату. Согласие выстраивается на общей почве, например: «Я согласен с тем, что нам нужно X. Возможно, нам полезно добавить к этому и Y».
Рамка сомнения в уместности Эта процедура помогает не сбиться с основных задач встречи, пресекать не относящиеся к делу рассуждения и прочие помехи, отнимающие у присутствующих время. В частности, вы можете перейти к ней, когда уже достигли согласия в отношении результата или пункта повестки. Вопрос: «Как эти слова связаны с намеченным нами результатом или обсуждаемым вопросом? »
Рамка возвращения Этот прием подводит итог всем мнениям, высказанным при обсуждении проблемы, либо формулирует решение, требующее окончательного согласия. Такой подход поможет вам избежать последующих возражений, ускорит выявление мелких подробностей и позволит убедиться в том, что присутствующие правильно понимают свои дальнейшие действия. Вопрос: «Итак, мы решили, что... Все с этим согласны? » либо, при обращении к конкретному человеку: «Давайте убедимся, что я вас правильно понял. Итак, вы предлагаете... » Вы можете использовать перечисленные рамки в любой момент, когда та или иная покажется вам уместной. Возможно, у вас возникнет желание учитывать их при составлении повестки дня. Описанные рамки полезны не только для того, кто проводит совещание. Руководствуясь ими, любой участник встречи способен существенно улучшить ее эффективность. Обратите внимание на использование смягчений, о которых мы говорили на десятом уроке. Вы можете совмещать и согласовывать рефрейминг со всеми ранее усвоенными навыками. Вы быстро заметите, что перечисленные рамки полезны не только на совещаниях, но и в любом общении, например, на собеседованиях и консультациях, при посредничестве, заключении договоров, обучении, в семейной и общественной жизни. Скорее всего, вы без труда научитесь переходить к разнообразным рамкам в зависимости от обстоятельств общения.
СЕГОДНЯШНИЙ УРОК: РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ Кем бы кто себя ни считал, на самом деле он всегда нечто большее
Эта пресуппозиция подчеркивает поразительные возможности системы «разум-тело». Она охватывает бесконечные глубины подсознания, ведающего так называемой неосознанной компетентностью, функциями «автопилота», которые объясняют человеческое совершенство. Чтобы обрести власть над фильтрами собственного мышления, вам достаточно самого мышления. Это означает, что потенциальные способности вашего мозга не должны угаснуть под влиянием пессимистичных представлений и бесполезных поступков. Девиз «Если это может кто-то, смогу и я» раскрывает перед нами целый мир потенциального совершенства. Пресуппозиция предоставляет вам полное право пользоваться этими беспредельными потенциальными способностями, служит основой мотивации и повышения самооценки. Осознайте ее как нейрологическую реальность.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Если вы еще не выполняли описанного выше упражнения по рефреймингу, займитесь им прямо сейчас. Вспомните по меньшей мере три текущие проблемы и придумайте для каждой из них три различные рамки. Примеры в тексте урока показывают, как вы можете дать волю своему воображению. Пусть новая рамка не выглядит «достоверной» или «вероятной» (логическое, левое полушарие может счесть подобные идеи бессмысленными или просто глупыми). Даже самые причудливые рамки способны помочь вам изменить восприятие проблемы, а именно это обычно становится началом подлинных перемен. Занимаясь повседневными делами, обращайте внимание на поведение окружающих и старайтесь проводить рефрейминг. Все мы инстинктивно придаем воспринимаемому тот или иной смысл, толкование. Начните спрашивать себя: «Что еще это могло бы означать? Могу ли я иначе воспринять этот вопрос или поступок, эти события, слова или сведения? » Отмечайте изменения в своем отношении и последующие перемены в поведении.
В течение дня старайтесь переходить на различные позиции восприятия (см. двенадцатый урок). Обратите внимание на то, как меняются при этом ваши ощущения.
УРОК ШЕСТНАДЦАТЫЙ
КЛЮЧ К СОВЕРШЕНСТВУ ЛИЧНОСТИ
В этой главе: • Стратегии успеха • Системы с обратной связью • Выявление и применение стратегий • Модель Т. О. Т. Е. • Масштабные блоки стратегии
Люди добиваются результатов благодаря тому, что они делают и как это делают. Совершенство требует совершенных стратегий, а некомпетентность становится следствием несовершенных стратегий. В НЛП понятие «стратегия» обычно означает «подготовленная программа мышления, или последовательность представлений, ведущая к определенному результату». Это может звучать слишком сложно, но по мере изложения материала все станет понятнее. Как и при работе с рецептом, для того, чтобы достичь успеха, вам нужно воспользоваться необходимыми ингредиентами в правильной последовательности. Стратегия означает то, как мы мыслим, пытаясь чего-либо добиться.
СТРАТЕГИИ УСПЕХА
Большинству людей трудно представить, как вообще можно что-то делать без весомой мотивации. Во всяком случае, им необходимо полагать, что определенные действия принесут какую-либо пользу. Мы надеемся, что наши поступки приведут к достижению намеченного результата. Такая стратегия мышления может начинаться, например, с оценки или проверки, стоит ли вообще браться за то или иное дело. После этого нам нужна стратегия мотивации и только потом — стратегия того, как именно исполнить выбранную задачу. Подобно комбинации, открывающей замок сейфа, стратегия мышления осуществляется постепенно, шаг за шагом. Таким образом, понимание того, как выбирать и менять стратегии, позволит вам заложить основы совершенства личности. Стратегии как нейронные сети Мы можем расширить идею о том, что «человек представляет собой то, о чем он думает», и прийти к выводу, что все мы склонны делать то, о чем думаем. По меньшей мере, мы делаем то, что больше всего занимает наши мысли. НЛП особо выделяет такие внутренние представления, которые неизменно вызывают определенное поведение, а оно, в свою очередь, приводит к желаемым результатам. В мозге подобные стратегии образуют поразительно сложные нейронные сети. Человеческая жизнь состоит из бесчисленной последовательности представлений, как внешних, так и внутренних. Мы все время видим, слышим и ощущаем, этот процесс неразрывно переплетен с самой жизнью и означает взаимосвязь с непосредственным окружением. В этом смысле мы живем сразу в двух мирах: во внешнем, реальном мире и внутреннем мире воспоминаний и переживаний, ценностей и убеждений. Стратегии охватывают обе грани нашего существования.
Уровни стратегий Стратегии распространяются от «крупного масштаба» поведения до самых мелких субмодальностей мышления, описанных на седьмом уроке. Стратегии необходимы нам и для того, чтобы выстроить крышу дома, и для того, чтобы выгод но продать компанию. При этом сама стратегия может принимать облик конкретного слова или мысленного образа, который подталкивает вас к определенным поступкам. Например, вы не можете обойтись без стратегии, когда встаете утром с постели, решаете, что хотите съесть на завтрак, разбиваете яйцо, зажариваете его, садитесь за стол и с аппетитом уплетаете яичницу, озабоченно думаете, с чего начнется сегодняшний рабочий день, подсчитываете в уме расходы и доходы, а затем завязываете шнурки на ботинках. Каждый из этих примеров отражает мелкомасштабную стратегию, проявляющуюся на уровне субмодальностей, о которых мы говорили в седьмой главе. Стратегии высших уровней могут состоять из целого набора мелкомасштабных стратегий. Обратите внимание на различные уровни деятельности и их многообразие. Даже яйцо можно разбить несколькими способами. Что касается принятия решений и поиска мотивации, то люди могут делать это тысячами способов. Конечно, чаще всего мы осуществляем эти стратегии совершенно неосознанно, однако НЛП позволяет нам сознательно выявлять и менять их, чтобы добиваться лучших результатов. Вы уже знаете, как изменять свои результаты и восприятие. Теперь вы можете перейти к изменению стратегий, с помощью которых достигаете намеченных результатов. Эти навыки предоставят вам больше власти над собственными ощущениями, настроениями, убеждениями и ценностями.
Синтаксис стратегий Чтобы добиться успеха, вам нужно мыслить и действовать в определенном порядке, в соответствии с некой последовательностью. Вы должны правильно подбирать составные части своей стратегии (подобно тому, как вы подбираете слова, чтобы высказываемая мысль не потеряла смысла). Но, кроме этого, вам нужно опираться на правильный порядок, или синтаксис составных частей. Это относится к любой стратегии — стратегии поведения, умения или действий. Очень скоро вы поймете, что даже простейшая привычка подразумевает существование целого ряда сложных стратегий, которые безотказно приносят нам нужный результат.
СИСТЕМЫ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ
Мы достигаем результатов благодаря системе стратегий. Разобравшись в том, как работает система, мы можем получать с ее помощью устойчивые и одинаковые результаты. В целом подобная система подчиняется четырехступенчатой модели успеха, с которой мы встречались на втором уроке: • Решите, чего вы хотите. • Сделайте что-нибудь. • Посмотрите, что получится. • Меняйте свои действия, пока не добьетесь желаемого результата. Чтобы следовать такому «кибернетическому», ориентированному на достижение целей подходу, вам нужны: • Конкретная цель. • Возможность сделать нечто такое, что приближает к цели. • Средства оценки того, насколько вы далеки от достижения цели. • Возможность проводить изменения то тех пор, пока вы не достигнете цели. Каждый из нас обладает всем необходимым для удовлетворения этих системных требований. Нам остается лишь собрать все свои ресурсы и воспользоваться ими наилучшим образом.
Выбор цели Примерами систем с обратной связью могут послужить электромеханические устройства и роботы. Целью может стать все что угодно, от текущей операции посудомоечной машины или регулирования температуры в центральной системе отопления до объекта, выбранного мишенью баллистической ракеты. Вокруг нас очень много механических систем с обратной связью, но мы очень редко связываем их с человеческим поведением. В некоторых весьма важных случаях мы выбираем цели и добиваемся их совершенно неосознанно. Например, наша физическая «система», организм постоянно добивается самых разнообразных целей, связанных с выживанием — от поддержки постоянного уровня температуры тела до заживления ран. В подобных случаях, которые имеют жизненно важное значение, мы просто полагаемся на встроенную систему. Мы неосознанно понимаем, что она действует. К счастью, НЛП позволяет нам воспользоваться такой же встроенной, «кибернетической» способностью и для достижения осознаваемых целей. Сначала человеку нужно решить, чего он хочет (первый шаг четырехступенчатой модели успеха). Однако большая часть этого процесса остается бессознательной (например, когда ребенок учится ходить и говорить, когда мы пытаемся подражать чужим действиям и т. п. ). Независимо от того, осознанно или подсознательно выбирается цель, нам нужно наметить определенный результат, поставить перед собой задачу. Таким образом, хорошо сформулированный результат, удовлетворяющий принципам второго урока, приносит существенную пользу и способствует надежной работе системы с обратной связью.
Достижение цели Согласно четырехступенчатой модели успеха, после выбора цели вам необходимо иметь возможность что-то сделать (второй этап), пользуясь чудесными способностями всей своей нейрофизической системы «разум-тело». Больше того, благодаря органам чувств эта мудрая «система» умеет замечать, к чему это приводит (третий этап). Вы можете развить эту способность, оттачивая навыки, которые мы называем в НЛП «сенсорной восприимчивостью» (центральная система отопления осуществляет эту калибровку, то есть следит за результатами, с помощью термостата, показывающего, насколько отличается температура воздуха в помещении от поставленной «цели»). Наконец, вы в состоянии вносить изменения (четвертый этап). Нагреватель отопительной системы включается или отключается, чтобы отрегулировать температуру и тем самым приблизить ее к норме (цели). Конечно, человеческий «нагреватель» устроен намного сложнее, чем любой механизм. В нашем организме этой работой ведает определенная нейрофизиологическая система. Многочисленные формы «автоматического» поведения так же опираются на встроенные системы с обратной связью. Именно они осуществляют то, что мы называем неосознанной компетентностью.
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ
Временами у вас может появиться стремление разобраться в стратегии другого человека. Причинами могут стать, например: 1. Моделирование совершенного поведения. Нам нужно не просто научиться в точности повторять его действия, но и понять, как он мыслит. Возможно, он сам не знает, какие именно мыслительные процессы делают возможным такое совершенное поведение («Просто получается, сам не знаю как»), и потому нам необходимо извлечь соответствующую стратегию. 2. В психотерапевтической практике знание стратегии пациента позволит вам отменить, «стереть» нежелательное поведение, сделать стратегию неэффективной. После того, как вы стираете стратегию, которая вызывает то или иное поведение, пациент прекращает вести себя соответствующим образом. Лечение фобий, о котором мы расскажем на двадцать первом уроке, основано именно на этом приеме. Итак, в данном случае выявление чужой стратегии приносит вам важные сведения, которыми вы затем можете воспользоваться, чтобы вызвать необходимые перемены. 3. Зная стратегию мотивации другого человека и установив раппорт с ним (см. четвертый урок), вы можете «воспроизвести» известную вам стратегию и тем самым побудить его к определенным действиям. Сходным образом, если вам известна чужая стратегия принятия решений, то при наличии раппорта вы можете применить ее, чтобы подтолкнуть собеседника к поиску решения. Таким образом, умение подстраиваться к стратегиям мышления предоставляет вам очень мощное средство достижения успеха в различных сферах вашей деятельности. 4. Выявив «совершенную» стратегию, вы можете опереться на нее и достичь с ее помощью своих результатов. Помимо прочего, вы можете приступить к выявлению собственных стратегий. При необходимости вы сможете изменить их, чтобы добиваться прежних результатов с меньшими усилиями либо достигать совершенно других целей.
МОДЕЛЬ Т. О. Т. Е.
При извлечении стратегий НЛП пользуется удобной компьютерной моделью Т. О. Т. Е. Возможно, она знакома читателям с техническим образованием. Эта модель во многом похожа на уже привычную нам четырехступенчатую модель успеха, так что вы можете рассматривать их как равнозначные и пользоваться более удобной. Т. О. Т. Е. означает: Test/trigger — Operate — Text — Exit. à Проверка (включение) Операция Проверка Выход
Проверка (включение) Первая проверка играет роль начального сигнала, толчка или переключателя, с которого начинается работа стратегии. Представим, например, что вы хотите купить рубашку. Первая проверка (включение) может означать мысленный образ рубашки, которую вы хотели бы приобрести. Вы видите ее на себе или на ком-то другом. Мы обозначим эту форму представления Vi, то есть «визуальное внутреннее» (visual internal).
Операция На этом этапе происходит обращение к данным. Человек осуществляет ее путем воспоминаний, конструирования или накопления сведений из внешнего либо внутреннего мира. В нашем примере эти данные охватывают те действия, которые вы можете предпринять, чтобы найти нужную рубашку. Без сомнений, они включают часть представления Ve, «визуальное внешнее» (visual external), поскольку вам предстоит обратиться к данным внешнего мира. Кроме того, они, возможно, вместят определенную долю сведений типа Ad, «аудиально-дискретные», так как вы можете погрузиться в разговор с самим собой, обсуждая возможности выборы, доводы «за» и «против». Наконец, данные могут включать информацию типа К, «кинестетическая», то есть ощущения, которые у вас возникают.
Проверка (повторная) При повторной проверке определенные свойства накопленных данных сравниваются с критериями, установленными при первой проверке. В данном случае вы сравниваете первичный мысленный образ рубашки с той рубашкой, которую сейчас видите перед собой. Соответствует ли она вашему желанию? При этом вы пользуетесь как внешним зрением (Ve), так и внутренним (Vi), поскольку одновременно восстанавливаете созданный при формировании критерия зрительный образ. Сравнение вызывает у вас положительные или отрицательные ощущения (К). Вы сравниваете два возможных выбора в одной и той же системе представления, сопоставляя подобное с подобным, причем эта система может оказаться любой — визуальной, аудиальной или кинестетической.
Выход Выход, или момент решения, означает результат проверки. Если сравнение вас устраивает, стратегия отключается, а вы покупаете рубашку. Если соответствие не найдено, стратегия продолжает работу, а вы пока ничего не покупаете. Стратегия может повторяться (входить в цикл). Это происходит: • при изменении результата или направления стратегии («Лучше я куплю туфли»); • после корректировки результата или масштабного смещения («Отложу покупку до выходных»); • после уточнения, повышения конкретики результата («Поищу теплую рубашку высокого качества»); • при получении новых данных («Посмотрю, какие рубашки есть в других отделах»).
При обнаруженном во время повторной проверки несоответствии стратегия возвращается к первой проверке или фазе операции. Когда вы делаете покупку, стратегия прекращает работу. Если вы недовольны выбором, то можете продолжить ходить по магазинам, то есть повторять этап операции. После того, как соответствие найдено, вы покупаете рубашку и переходите на шаг выхода. Однако вы можете совершить выход, так и не решившись что-то купить. В этом случае весь процесс может повториться позже, причем к тому времени вы можете изменить первую проверку (например, представив себе другую рубашку либо реалистичнее оценив свои требования). Наконец, вы можете попросту передумать. Ниже мы приводим две простые иллюстрации модели Т. О. Т. Е.
Торт к чаю
Проверка(первичная) Я решил, что хочу сделать торт к чаю (включение). Я представил себе готовый торт, шоколадный. Этот образ станет проверочным при последующей работе стратегии. Операция Я задал себе вопрос, связанный с предстоящими действиями: «Найдется ли у меня все, что необходимо для шоколадного торта? » Я вижу в холодильнике и буфете яйца, маргарин, сахар, шоколад и т. д. Проверка(повторная) Ингредиенты удовлетворяют требованиям, которые накладывает сконструированный образ торта. Выход Я останавливаю стратегию и перехожу к действиям, то есть начинаю готовить торт.
Прополка огорода
Проверка(первичная) Я должен прополоть огород (включение). Операция Я вспомнил, что должен сделать на этой неделе, и понял, что на прополку не остается времени. Проверка(повторная) Мне все-таки нужно прополоть огород. Я не останавливаю стратегию и возвращаюсь на предыдущий шаг, так как результаты повторной проверки меня не устраивают. Я не достиг намеченной цели. Операция Я решил позвонить живущему по соседству садовнику и спросить, не поможет ли он мне в работе на огороде. Очередная проверка (повторная) Если он согласится, я решу проблему с прополкой. Выход Я останавливаю стратегию и звоню садовнику. Извлечение стратегий с использованием модели Т. О. Т. Е. Пользуясь моделью Т. О. Т. Е., вы можете извлекать чужие стратегии путем простых вопросов. Проверка(первичная) Как вы определяете, когда...? Когда вы начинаете...? Откуда вы знаете, что пришло время...? Операция Как вы это делаете? Как вы замечаете другие возможности выбора? Как вы придумываете другие варианты? Проверка (повторная) Как вы определяете, что эти действия принесли успех? Как вы оцениваете приемлемость результата? Как вы сравниваете различные возможности выбора? Выход Вы завершили стратегию. Если у вас еще остались вопросы, вы можете либо продолжить проверку (повторные проверки) и испробовать другие операции, либо вернуться к самому началу стратегии. Чтобы понять, что происходит в мыслях человека, вы можете внимательно следить за движениями его взгляда. Помните, что люди обычно осуществляют свои стратегии неосознанно. Они не думают о том, как мыслят и действуют (если речь идет о случаях «автопилота»). Однако прямые вопросы по ходу дела помогут вам извлечь эту стратегию в процессе ее применения («Я слышу собственный голос... », «Я мысленно вижу... »). В этом случае движения глаз подтвердят задействованную систему представления (см. шестой урок).
МАСШТАБНЫЕ БЛОКИ СТРАТЕГИИ
Чем начинается и заканчивается стратегия? Например, стратегия покупки может начаться с того мгновения, когда вы испытали желание что-то приобрести, а завершиться после того, как вы сделали покупку и понимаете, что приняли верное решение. Что бы вы ни покупали, новый дом или буханку хлеба, вам почти всегда приходится иметь дело с «масштабными блоками» информации. Это значит, что вы можете принимать решения в отношении небольших и достаточно простых «масштабных блоков» своей стратегии, а именно: • Побуждение • Принятие решения • Убеждение • Подтверждение Приведенные выше примеры иллюстрируют этот процесс. На семнадцатом уроке вы подробнее узнаете о стратегии «убеждения». Извлечение и запоминание продолжительной операции может опираться на очень сложные процессы. Сначала вам нужно разделить стратегию на фрагменты, мелкие составляющие, а затем сопоставить их с другими контекстами. Вы можете обнаружить, например, что стратегия побуждения другого человека применима не только при покупке вещей, но и в иных сферах. Сходным образом, стратегия принятия решений может относиться к самым разнообразным возможностям выбора. Таким образом, вы сможете применять одну и ту же стратегию в более широких областях (например, с помощью одной стратегии решать, на какой срок включить микроволновую печь и на ком жениться). Размер масштабных блоков Ваш результат может относиться к крупной, продолжительной операции — составлению программы конференции или организации свадьбы. В таких случаях вам придется работать с крупными масштабными блоками. С другой стороны, вам потребуется понять определенные грани, или фазы, таких продолжительных и сложных операций (например, как прикрепить цветок к отвороту пиджака победителя). Соответственно, вы начнете проводить «уменьшение масштаба». Считайте важные решения (сделать что-то самому или поручить другому, сделать нечто сейчас или подождать, заменить старые оконные рамы или купить новую машину) совершенно независимыми стратегиями. Сходным образом, стратегия первичного пробуждения энтузиазма и сохранения мотивированности может стать существенной частью общей задачи или цели проекта, который требует мотивации сотрудников. В некоторых случаях вам придется погрузиться в подробности для того, чтобы понять стратегию, прежде чем видоизменить ее или сделать пригодной для себя. Этот процесс может подразумевать использование модальностей и субмодальностей (см. седьмой урок). В частности, что вы видите, чувствуете или говорите самому себе, принимая то или иное решение? Возможно, для понимания макростратегий (поиска новой работы или создание рассказа) вам придется вычленить отдельные мыслительные схемы и действия на микроуровне. Удостоверьтесь, что размер масштабного блока стратегии отражает тот уровень, на котором вы хотите понять определенное поведение и изменить его.
Количество масштабных блоков Решение о разбиении на масштабные блоки оказывает влияние на число элементов в общей последовательности. Один-два масштабных блока, скорее всего, означают, что вы не извлекли всю стратегию. С другой стороны, шесть, семь и более блоков чаще всего означают, что вы совместили разные стратегии (скажем, стратегию побуждения и принятия решений) либо вошли в цикл. Цикл, или петля (см. модель Т. О. Т. Е. ), подразумевает, что вы повторили часть стратегии, не остановив ее.
СЕГОДНЯШНИЙ УРОК: РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ Если что-то по силам одному, оно по силам каждому
Четырехступенчатая модель успеха, с которой вы ознакомились на втором уроке, доступна каждому. Все мы оснащены стандартным оборудованием, мозгом. Вы можете пользоваться им, как вам заблагорассудится, и наполнять свой мозг выбранным «программным обеспечением», мыслями. Люди, с которыми мы связываем понятие совершенства и даже гениальности, просто эффективнее других пользуются своим мозгом. Они разработали удачные стратегии в тех сферах, где демонстрируют большие успехи. Мы уже убедились, что, хотя такие стратегии и отличаются от волшебных формул, они включают определенные сенсорные представления, которые выстроены в строгом порядке. Сам человек очень часто не подозревает, какие именно особенности мышления и поступки приносят ему успех. Это случай так называемой неосознаваемой компетентности. По этой причине и возникает необходимость извлекать стратегии. Выявив удачную стратегию, вы можете перенять ее в исходном или измененном виде. Как и гласит пресуппозиция этого урока, если что-то по силам одному, это по силам каждому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|