Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Относительно этого приписывания к Всевышнему Аллаху есть большие разногласия среди различных течений в Исламе.




Первое мнение относительно того, что такое явление приписывается к Всевышнему Аллаху, то, что это не является атрибутом. Этого мнения придерживаются джахмиты, мутазилиты, они придерживаются этого мнения тем более, они отрицают даже первый вид, тем более они будут отрицать этот вид. Вместе с мутазилитами и джахмитами, этот вид атрибутов начинают отрицать матуридиты, ашариты, кулябиты, т.е., которые были с нами во время утверждения Всевышнему Аллаху первого вида приписывания, а это те атрибуты, в которых нет оттенка действия. Здесь они уже отошли от прямого пути, от пути истины в этом вопросе, и стали отрицать это приписывание, как приписывание атрибута к Всевышнему Аллаху. Сказали: Нет, все это не является атрибутам Всевышнего Аллаха. И в свою очередь еще далее разделились. Сказали, чем это является тогда? Некоторые из них сказали, что это является атрибутом, но атрибутом извечным, как это говорят матуридиты, ашариты, и кулябиты. Они говорят: Всевышний Аллах разговаривал в извечности: «Внутренний Разговор Всевышнего Аллаха». Всевышний Аллах придет, или вознесся над троном, всё это в извечности, то есть это не происходит как отдельные действия, один за другим, но это было в извечности. У них есть свои шубухаты (сомнения), почему они это отрицают? Эти шубухаты мы приведем на следующем уроке. То есть, есть определенные причины, почему они эти вещи, эти атрибуты от Всевышнего Аллаха отрицают и не называют это атрибутами. Но если называют атрибутами, говорят, что эти атрибуты извечные (азалия), то есть те, которые всегда были, и не появляются один за другим, после того, как их не было. Ашариты, матуридиты и им подобные утверждают это как атрибут, но как атрибут извечный, а не как такие действия, которые происходят один за другим, и это является мазхабом сильно заблудшим. Потому что мы приводили до этого, множество доводов, что эти действия Всевышний Аллах совершает один за другим. Совершает действие после того, как его не было.

 

Каррамиты сказали, что этот атрибут мы утверждаем Всевышнему Аллаху, и говорим, что Он производит действие один за другим, исходя из Своей Воли и из Своей Мощи. Но чем они отличаются от приверженцев Сунны? И чем они заблудились? Они говорят: Мы это подтверждаем, но подтверждаем так, что Всевышний Аллах, когда то этим не описывался, а потом начал описываться этим. В каком смысле? То есть Всевышний Аллах когда-то не способен был разговаривать, а потом стал способным разговаривать. Всевышний Аллах, когда не был способен вознестись над троном, а потом стал способен вознестись над троном.

 

Что касается матуридитов, то они говорят, что все эти атрибуты являются атрибутами извечными. Более того, не заслуживают звания атрибутов, но все эти виды действий возвращаются к единому атрибуту, который называется «ат-такуин».

Ашариты утверждают Аллаху семь атрибутов, эти же атрибуты утверждаются матуридитами, но матуридиты утверждают еще один атрибут, который называется «ат-такуин» (способность приводить в порядок, способность творить). Говорят: Все эти действия, которые есть в аятах и хадисах, как например: гневается, бывает довольным, и так далее, всё это возвращается к этому единому атрибуту (ат-такуин). То есть исток всех этих действий, возвращается к этому извечному атрибуту (ат-такуин), вместе с тем, что Всевышний не совершает действий один за другим.

 

Это приходит в следующих их книгах:

"Китабу Таухид аль Матуриди", стр. 47-49, «бидая ас-сабуни» стр. 67 до 73, «шарх акаид насафия тафтазани» 53, и 63-69, «аль-мусаира» стр. 89-93, «ишаратуль аль-марам» стр. 53, «шарх аль фикх аль акбар Мула Али Аль Кари» стр. 25, 34-35, «назму фараид» стр. 17-19, «файдуль барии» 4 том, стр. 521-522, «маариф ас-суннан» 4 том, стр. 144.

В этих источниках приходит указание на то, что все эти действия, которыми описан Всевышний Аллах в Коране и в Сунне, на самом деле не являются самостоятельными атрибутами, и не являются действиями, производимыми один за другим, но всё это возвращается к единому атрибуту ат-такуин.

 

Ибн Хумам, один из имамов матуридитов, в своей книге «Аль-Мусаира» стр. 90 заявляет явно, то что атрибут «ат-такуин», то что имам абу Ханифа не утверждал этого атрибута, и не говорил такого, что все эти виды действий возвращаются к этому единому виду атрибута «ат-такуин», этого абу Ханифа не говорил, но это появилось и пришло от абу Мансура аль Матуриди. Этим самым мы видим явную разницу в идеологиях абу Мансура аль Матуриди и абу Ханифы в этом вопросе.

 

А что касается ашаритов, то они сводят все эти действия к двум атрибутам. Они отрицают ат-такуин, и сводят все эти действия, все эти виды к двум атрибутам, а это Желание и Мощь, при этом говорят, например «Гневается» - то есть желает наказать, гнев это никакой-то самостоятельный атрибут, но это возвращается к атрибуту "Ирода" (Желание). Что значит «остается довольным», - то есть желает наградить и тому подобное. То есть все эти виды действий возвращают к двум атрибутам, к атрибуту Желание и к атрибуту Мощь. Это можно встретить их идеологию в книгах «Муназарат Ар-Рази» стр. 17-22, «Ар-рауда аль-бахия» стр. 39-43.

 

А что касается приверженцев Сунны и единой общины, то они утверждают эти атрибуты, как мы уже сказали, то, что вид этих атрибутов является древним (извечным, Аллах всегда был способен на это), и эти атрибуты являются самостоятельными атрибутами Всевышнего Аллаха. Например, такие атрибуты Аллаха, как Гнев, Довольство, и так далее, всё это разные вещи. Гнев это не Довольство, Довольство это не Разговор, Разговор это не Слух (каждый из этих атрибутов имеет свой отличительный смысл от других атрибутов). И каждый из этих атрибутов является атрибутом извечным сам по себе, в том смысле, что Всевышний Аллах всегда был способен гневаться, разговаривать, оставаться довольным, творить, наделять пропитанием, но проявление этих атрибутов происходит посредством действий, которые совершается один за другим, так, что этого действия сначала не было, а потом оно появилось. Это слово приверженцев Сунны и единой общины. Это слово имама Ахмада, ад Дарими, Йяхьи ибн Аммаара Аш-Шайбани и также других имамов. Всех тех, которые говорили: «Поистине Аллах разговаривает: как Он хочет, чем захочет, когда захочет». Это является подтверждением этого атрибута, или этих видов атрибутов.

 

И нам необходимо разобрать на следующем уроке различные сомнения матуридитов, и различные их аргументации, почему они отрицают эти атрибуты от Всевышнего Аллаха. И понимание их сомнений, их аргументации являются важным, и знания того, как эта аргументация опровергается, является ещё более важным.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...