Введение диссертации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 по теме "Административное расследование по делам о нарушениях таможенных правил" Актуальность темы исследования определяется тем, что совершенствование нормативно-правового регулирования административного расследования по делам о нарушениях таможенных правил имеет важное значение, поскольку в последние годы происходит повышение роли законности в административно-процессуальной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Это обстоятельство обязывает научные и учебные учреждения страны качественно разрабатывать вопросы административного процесса в целом и расследования административных правонарушений в частности. Таможенные органы широко применяют административное расследование в ходе производства по делам об административных правонарушениях. Так в 2008 году ими было возбуждено 83700 дел об административных правонарушениях, и по 39168 из них проводилось административное расследование (в 2007 — 38856, в 2006 - 39704)1. При этом на протяжении последних трех лет отмечается стабильный рост таких дел, о чем свидетельствуют следующие статистические данные: в 2006 году возбужденно 70129 дел, в 2007 году - 80423, в 2008 году — 83700, что на 4% больше показателя 2007 года и на 19% - 2006 года (см. приложение 1). Следует также отметить, что нарушения таможенных правил, административное расследование по которым осуществляют таможенные органы, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как затрагивают экономические интересы государства и тем самым оказывают негативное влияние на состояние его экономической безопасности. О повышенной общественной опасности данной категории правонарушений свидетельствуют предусмотренные законодателем повышенные санкции за их совершение, что в свою очередь обусловливает более высокие тре
1 См.: Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (данные за 2006, 2007 и 2008 годы). бования к исследованию всех обстоятельств дела посредством качественного проведения административного расследования. При этом правильное назначение наказаний позволяет решать не только задачи производства по делам об административных правонарушениях, но и оказывает значительное влияние на пополнение федерального бюджета. Так в 2008 году назначено наказаний по 72602 делам об административных правонарушениях в области таможенного дела на сумму более 11 млрд. рублей (в 2007 — по 69083 делам на сумму более 7,7 млрд. рублей, в 2006 - по 59496 делам на сумму 5,6 млрд. рублей). Сумма средств, поступивших на счета таможенных органов по рассмотренным делам, в 2006 году составила 733 млн. рублей, в 2007 году — 900 млн. рублей, в 2008 году — 1 млрд. рублей. Кроме того, многие признаки составов административных правонарушений, посягающих на таможенные правила (например, ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ), имеют сходные признаки со смежными составами преступлений (ст. 188, 194 УК РФ), что также подчеркивает их повышенную общественную опасность. Как показывает анализ правоприменительной практики таможенных органов по рассматриваемому направлению деятельности, в структуре дел об административных правонарушениях в течение 2006-2008 годов преобладали правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.2, 16.4, 16.10 и 16.18 КоАП России, производство по которым сопровождалось проведением административного расследования (см. приложение 2). При этом выявлен ряд нарушений и недостатков в деятельности таможенных органов по осуществлению административного расследования, которые приводят к прекращению дел по различным основаниям (см. приложение 3).
Анализ теоретических источников в области административного расследования показывает, что при высокой степени востребованности потенциала административного расследования его современная теоретическая проработка характеризуется как недостаточная и поверхностная1. Предметом научного спора до сих пор являются отдельные элементы теории административного расследования, а также роль и место данной части производства по делам об административных правонарушениях в административном процессе. В отдельных случаях административное расследование отождествляется со стадией возбуждения дела и его рассмотрения2 и даже со служебным расследованием3. Одним из наиболее дискуссионных остается вопрос о понятии административного расследования. Недостаточная теоретическая проработка вопросов административного расследования объясняет чрезмерную лаконичность законодателя в их нормативной регламентации. Как справедливо отмечает Е.А. Клоков, законодательная конструкция норм, касающихся проведения административного расследования, в ряде случаев не соответствует потребностям правоприменительной практики, содержит явные противоречия, что значительно осложняет их реализацию. Это в полной мере относится к основаниям проведения административного расследования, порядку и субъектам принятия решения о проведении административного расследования, процессуальным и давностным срокам и т.д. Не урегулированы принципиально важные моменты административного' расследования: отсутствует понятие административного расследования; не закреплены права доминирующих субъектов расследования; не предусмотрена возможность приостановления административного расследования и течения сроков, давности привлечения к административной ответственности и т.д.4 1 См. напр.: Зрелов, А.П. Административное расследование: особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ / А.П. Зрелов // Право и экономика. 2004.-№7.-С. 15. 2 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. Е.И.Сидоренко. - М., 2002. - С. 852. 3 Например, в ст. 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" указано, что командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
4 Клоков, Е.А. Административное расследование в органах внутренних дел: дисс. Административное расследование по делам о нарушении таможенных правил имеет ряд особенностей, обусловленных сложностью установления признаков составов правонарушения, сбора доказательств, необходимостью проведения большого количества процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Кроме того, анализ практики таможенных органов Российской Федерации по осуществлению административного расследования свидетельствует, что реализация его отдельных процессуальных аспектов по делам о нарушении таможенных правил отягощена большим количеством нормативных предписаний ведомственного характера, которые нуждаются в определенной их оптимизации и систематизации. В отдельных случаях на процесс административного расследования оказывают влияние нормативные предписания таможенного законодательства. В связи с этим перед наукой административного права сегодня стоит важная задача унификации и уточнения базовых теоретических аспектов административного расследования, разрешения существующих коллизий и пробелов в нормативном регулировании указанной процессуальной деятельности. Представляется, что устранение вышеуказанной неопределенности неизбежно позитивно скажется на правоприменительной практике. Таким образом, совершенствование административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов предопределяет необходимость научной разработки методологического, правового и методического обеспечения административного расследования по делам о нарушениях таможенных правил. Следовательно, значимость административного расследования по нарушениям таможенных правил, с одной стороны, и недостаточная его научнаяразра-ботанность с другой, предопределяют направленность и актуальность настоящего диссертационного исследования.
Состояние разработки научной проблемы. Производство по делам об административных правонарушениях и отдельные институты администраканд. юрид. наук / Е.А. Клоков. - Омск, 2005. - С. 3. тивной ответственности традиционно являются важными областями исследования науки административного права. Вместе с тем, административному расследованию как процессуальной форме производства по делам об административных правонарушениях исследователи уделяют внимание только в последние годы в связи с изменившимся законодательством об административной ответственности. Проводившиеся в данной области научные исследования, как правило, были посвящены общим проблемам привлечения к административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях и касались, в частности, стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Указанные проблемы рассматривались в трудах таких известных ученых-административистов, как А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, А. А. Демин, Е.В. До дин, А.С. Дугенец, JI.A. Калинина, А. А. Кармалицкий, И.Ш. Килясханов, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, А.П. Коренев, В.А. Круглов, Г.А. Кузьмичева, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, Э.Н. Ренов, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.П. Соловей, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Н.В. Сухарева, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, Л.Л. Хомяков, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов, Ц.А. Ямпольская, и др. После вступления в действие КоАП РФ общетеоретические вопросы административного расследования рассматривались только в 2003-2005 гг. в диссертационных исследованиях Голованова А.А. Криминалистическое обеспечение административного расследования. — Калининград, 2005; Зрелова А.П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов.и сборов. — М., 2004; Калюжного КХН. Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях. - М., 2005; Клокова Е.А. Административное расследование в органах внутренних дел. — Омск, 2005; Филоненко И.О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции. — М., 2003. Отдельные аспекты административного расследования правонарушений, совершенных в области таможенного дела, рассматривались в работах таких ученых-административистов, как А.Е. Акимов, К.В. Аноприенко, С.Е. Батыров, Д.Н. Бахрах, Т.С. Волчецкая, Б.Н. Габричидзе, И.А. Галаган, О.В. Гречкина, С.И. Истомин, Г.В. Матвиенко, Е.В. Мигачева, М.Ю. Мурашов, Ч.В. Тедтоев, Е.В. Трунина, А.И. Тутнов, В.М. Фаттахов, JI.JI. Хомяков, В.Н. Хорьков, и др.
Анализ вышеуказанных источников показал, что до настоящего времени вопросы административных расследований правонарушений в области таможенного дела комплексно не исследовались и рассматривались лишь фрагментарно. Основной целью исследования является выработка научно-обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию нормативного правового регулирования административного расследования, а также выявление особенностей его осуществления по делам о нарушениях таможенных правил. Задачи исследования. Для достижения указанной цели в рамках настоящего диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи: - определить особенности административного расследования правонарушений в области таможенного дела на основе изучения и анализа законодательства Российской Федерации; - определить характеристики административного расследования как административно-правовой категории, степень его правовой урегулирован-ности, установить его место в системе административного права как отрасли права и юридической науки, в том числе с позиций процессуальной формы и стадий производства по делам об административных правонарушениях; -определить место и роль ведомственного нормотворчества в целях урегулирования порядка проведения административного расследования; - выявить и проанализировать статус подразделений таможенных органов, наделенных полномочиями в сфере производства по делам об административных правонарушениях, как субъектов административного расследования и их должностных лиц как участников производства по делам об административных правонарушениях; - выявить и рассмотреть проблемные аспекты правоприменительной практики, возникающие у таможенных органов при осуществлении административного расследования по делам о нарушениях таможенных правил, и наметить пути их решения; - выработать и обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и нормативных правовых актов в сфере административного расследования по делам о нарушениях таможенных правил. Объект исследования — совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административного расследования правонарушений в области таможенного дела. Предмет исследования — совокупность теоретических и правовых положений, определяющих административное расследование по делам о нарушениях таможенных правил. Методологическая основа и методика исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод познания и основанная на нем система общенаучных и частнонаучных методов: логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов); исторический метод (в процессе исследования генезиса административного (таможенного) расследования правонарушений в области таможенного дела); статистический метод (в процессе анализа и обобщения результатов деятельности подразделений административных расследований таможенных органов); социологический метод (при проведении анкетирования должностных лиц подразделений административных расследований таможенных органов), контент-анализ (при анализе отдельных положений законодательных актов, научных трудов), метод системного анализа (при определении места административного расследования в системе законодательства об административной ответственности) и др. Применение указанных методов позволило разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих административное расследование правонарушений в области таможенного дела. Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты ФТС России, регулирующие общественные отношения, составляющие объект диссертационного исследования. Теоретическую основу диссертации составили идеи, взгляды, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, исследовавших вопросы административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях, статус должностных лиц правоохранительных органов, применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, доказательствах и доказывании по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, применения криминалистической тактики и техники, смежные вопросы применения форм таможенного контроля, а также статьи указанной тематики, размещенные в периодических изданиях правовой направленности. Эмпирической базой исследования, послужили различные источники информации: статистические сведения о динамике дел об административных правонарушениях; результаты изучения 158 дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, рассмотренных арбитражными судами и судами общей юрисдикции, по которым проводилось-административное расследование (приложение 3); открытые отчетные материалы ГУТРД ФТС России; обобщенные отчетные материалы оперативных таможен; данные правоприменительной практики, обобщенные в информационнои аналитических документах ФТС России (ГТК России) о практике продления сроков производства по делам об административных правонарушениях, исполнения поручений по ним и т.д., а также данные, полученные при анкетировании и интервьюировании практических работников (180 сотрудников подразделений административных расследований). Использован личный опыт практической работы автора в подразделениях административных расследований таможенных органов. Достоверность и научная обоснованность положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается использованием автором разнообразных методов научного исследования, значительным нормативным, научно-теоретическим и эмпирическим материалом. Научная новизна исследования. Представленная работа ориентирована на дальнейшее развитие административного права и совершенствование практики применения законодательства об административных правонарушениях. В работе впервые комплексно на основе действующего законодательства и современных теоретических представлений исследованы вопросы, связанные с осуществлением таможенными органами административного расследования правонарушений в области таможенного дела. Новыми в исследовании являются: - разработка элементов теории административного расследования, включая выработку авторской позиции о его понятии на основе синтеза существующих определений, а также установление его места в структуре производства по делам об административных правонарушениях; - определение состояния нормативной правовой базы организации и осуществления административных расследований, оценка ее с точки зрения достаточности, выявление соотношения законодательного и подзаконного регулирования, формулирование путей их совершенствования; - исследование особенностей правового положения подразделений таможенных органов, осуществляющих административное расследование, и их должностных лиц; - разработка практических предложений по совершенствованию правовых и организационных основ деятельности подразделений, уполномоченных осуществлять административное расследование, и их должностных лиц, в том числе в системе таможенных органов. Научную новизну диссертационного исследования определяют следующие основные положения, выносимые на защиту: 1. Административное расследование с теоретической точки зрения можно рассматривать как: 1) совокупность правовых норм, образующих субинститут административного права. В этом случае административное расследование в логической цепочке системы административного права будет являться элементом третьего уровня: административное право (отрасль права) —> производство по делам об административных правонарушениях (правовой институт) —> административное расследование (субинститут); 2) самостоятельную стадию особой процессуальной формы производства по делу об административном правонарушении; 3) комплекс процессуальных действий в рамках производства по делу об административном! правонарушении, требующих значительных временных затрат; 4) отдельную процессуальную форму, в рамках которой осуществляется выявление и закрепление доказательств по делу об административном правонарушении и проверяется обоснованность его возбуждения; 5) вид целенаправленной интеллектуально-аналитической деятельности уполномоченного должностного лица. 2. Авторское понятие административного расследования нарушения таможенных правил, под которым предлагаетсяшонимать - регламентированную законодательством* об административных правонарушениях и детализированную'принятыми на его основе ведомственными нормативными правовыми актами деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов по осуществлению предварительной юридической квалификации нарушения таможенных правил в рамках производства по делам об административных правонарушениях посредством проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения и составление протокола. 3. Административное расследование по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела характеризуется рядом особенностей, которые условно можно подразделить на несколько групп: а) особенности процессуальной формы административного расследования, которая отчасти детализируется смежными нормами таможенного законодательства; б) особенности составов административных правонарушений в области таможенного дела, которые тесно связаны со смежными составами преступлений (например, ст. ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ и ст. ст. 188, 194 УК РФ); в) особенности санкций за административные правонарушения в области таможенного дела, которые в основном характеризуются экономическим характером мер ответственности (штраф, конфискация предмета или орудия правонарушения); г) особенности организационного обеспечения административного расследования, которые связаны с наличием специализированных подразделений и их квалифицированных должностных лиц, к компетенции которых относится выполнение тех или иных процессуальных действий в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Выделенные особенности следует учитывать в процессе дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования административного расследования. 4. Нормативное правовое регулирование административного расследования является недостаточным. Действующее законодательство не в полной мере предоставляет возможность более детальной подзаконной регламентации его отдельных аспектов. В связи с этим предлагается внести в КоАП РФ следующие изменения и дополнения: а) включить в главу 25 КоАП РФ статью, содержащую положения, касающиеся правового статуса должностного лица, уполномоченного осуществлять административное расследование; б) включить в разделIV главу «Административное расследование», объединяющую ряд статей определяющих понятие административного расследования, общие условия его проведения и порядок его контроля; в) законодательно закрепить категорию дел об административных правонарушениях «особой важности», предусмотрев особую форму контроля административного расследования по данной категории дел. В качестве основных критериев такого определения следует установить стоимость предмета административного правонарушения или сумму неуплаченных таможенных платежей, налогов, невозвращенной валюты и т.д. г) дополнить статью 28.1.1 «Протокол осмотра места совершения административного правонарушения» отдельной частью, предусматривающей возможность составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения по делам о нарушениях таможенных правил. В подзаконных нормативных правовых актах регламентирующих деятельность ФТС России предлагается: а) внести дополнение в п. 8 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459, в части, касающейся наделения руководителя ФТС России либо его заместителя, курирующего оперативно-розыскную деятельность правом продления сроков производства по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось ФТС России. В настоящее время отсутствуют четкие нормативные предписания* в области производства по делам об административных правонарушениях, позволяющие продлевать сроки административного расследования, осуществляемого ГУТРД ФТС России (вышестоящий орган, обладающий соответствующими процессуальными полномочиями, нормативно не определен); б) подразделения административных расследований таможенных органов переименовать в административно-юрисдикционные подразделения, что будет более точно отражать задачи и основные направления деятельности данных подразделений. 5. Учитывая современные достижения криминалистической науки и необходимость научно-технического обеспечения административного расследования, представляется целесообразным предложить следующие направления их использования в рамках производства по делам об административных правонарушениях, и в особенности административного расследования в сфере нарушений таможенных правил: • криминалистические учения о частной методике и тактике административного расследования административных правонарушений в области таможенного дела; • криминалистические достижения в области идентификации и индивидуализации; • криминалистические достижения в области трасологии, касающиеся закономерностей обнаружения, выявления и фиксации материально-фиксированных следов нарушения таможенных правил; • криминалистические достижения в области использования технических средств в административном расследовании нарушений таможенных правил; • тактические особенности проведения отдельных процессуальных действий в рамках административного расследования. Теоретическая значимость, результатов диссертационного исследования заключается-'в том, что в результате анализа теоретических и, нормативно-правовых источников в работе рассмотрены, раскрыты и научно обоснованы теоретические аспекты понятия и сущности административного расследования, особенности его процессуальной формы, а также практические аспекты его осуществления, по нарушениям таможенных правил. Предложенные положения, выводы и рекомендации являются; вкладом диссертанта в развитие теории административного расследования и могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблем администра-тивно-юрисдикционного процесса. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования основных выводов и положений, содержащихся в диссертации, в практической деятельности по подготовке изменений и дополнений в законодательство об административной ответственности в части регулирования административного расследования в области таможенного дела. Указанные выводы могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Административное право» и «Таможенное право» в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования юридического профиля, в том числе в системе повышения квалификации работников таможенных органов, при подготовке лекций, учебных пособий и других методических материалов по соответствующей проблематике. Предложенные рекомендации могут способствовать совершенствованию правового регулирования деятельности подразделений таможенных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых в области таможенного дела, посредством внесения изменений и дополнений, а также систематизации и кодификации нормативных правовых актов. Вместе с тем, в рамках настоящего исследования не ставилась задача сформировать законченный пакет поправок в главы 26, 27, 28 КоАП РФ, касающихся проведения административного расследования, но были намечены основные пути дальнейшего совершенствования производства по делам об административных правонарушениях в этой части (приложение 4). Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии. Материалы и результаты проведенного исследования используются в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности Российской таможенной академии, а также в практической организационной и правоприменительной деятельности Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России, Центральной Энергетической таможни, что подтверждено соответствующими актами о внедрении. Отдельные положения диссертационного исследования получили отражение в научных публикациях автора, из которых две работы опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией, и пять - в иных научных изданиях России. Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования; состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных сокращений, списков использованных нормативно-правовых актов, научной литературы и приложений. ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Административное право, финансовое право, информационное право", Пятикова, Елена Анатольевна, Москва Заключение Обобщая положения, изложенные в настоящей работе, можно придти к выводу о том, что поставленные цели исследования достигнуты, а задачи — решены. При проведении настоящего исследования были сделаны следующие основные выводы. 1. Определены характеристики административного расследования как административно-правовой категории, степень его правовой урегулирован-ности, установлено его место в системе административного права как отрасли права и юридической науки, в том числе с позиций процессуальной формы и стадий производства по делам об административных правонарушениях. При рассмотрении теоретических проблем процессуальной формы административного расследования внимание было сконцентрировано на сущности данного правового явления, истоках его как обособленной процессуальной формы, определяющей процессуальную форму особого производства по делам об административных правонарушениях. При этом исследование строилось по пути от общего к частному, последовательно изучались вопросы места административного расследования в рамках административно-юрисдикционной деятельности вообще и более узко - в производстве по делам об административных правонарушениях. Рассматривая истоки понятия административного расследования, мы определили его сущность через призму юридического расследования. Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что административное расследование с позиций системы права можно рассматривать в качестве правового подинститута известного науке административного права института административной ответственности. Периодически вносимые изменения и дополнения в законодательство, определяющее данный подинститут, свидетельствуют, что он еще окончательно нормативно не определен и переживает этап своего становления. Выделение административного расследования в качестве пединститута имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Во-первых, с позиций совершенствования нормотворчества использование данной категории позволит предметно группировать соответствующие нормы, более эффективно их применять, в целях комплексного, всестороннего упорядочивания соответствующего вида общественных отношений. Во-вторых, признание административного расследования в качестве подинститута даст толчок дальнейшим теоретическим исследованиям правовых норм и практики их применения, которые на основе комплексного подхода позволят выработать рекомендации по их совершенствованию. Выявлено различное понимание форм производства по делам об административных правонарушениях, что определяется развитием законодательства, а также совершенствованием теоретических представлений. Для целей настоящей работы представляется наиболее оптимальным, исходя из реалий действующего законодательства (раздел IV КоАП РФ), отнесение административного расследования к особому варианту процессуальной формы производства по делам об административных правонарушениях. При этом административное расследование следует считать стадией производства по делам об административных правонарушениях, имеющей место в рамках его особой процессуальной формы. Современное состояние правовой регламентации (ст. 28.7 КоАП РФ) прямо указывает на многие признаки самостоятельности указанной стадии, которая отсутствует при общей и упрощенной процессуальных формах производства, поскольку правовые нормы предписывают усложненный порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, имеется последовательное движение дела от стадии возбуждения дела через административное расследование к-рассмотрению дела. Анализ положений абзаца 2 ч. 3 ст. 23.1, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 3 ст. 28.5, ч. 2 и 3 ст. 28.7, ст. 2ч. 2ьст. 29.5 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что этап проведения административного расследования стадии админи-стративногофасследования! наступает после возбуждения дела об административном правонарушении и продолжается до момента составления протокола об этом правонарушении. Детальный анализ дефиниций административного расследования, представленный в различных теоретических источниках, позволил нам считать, что административное расследование представляет собой комплексное явление, которое можно рассматривать как: 1) часть отрасли права, правовой подинститут как элемент института производства по делам об административных правонарушениях; 2) стадию особой процессуальной формы производства по делам об административных правонарушениях; 3) комплекс фактических действий в рамках производства по делу об административных правонарушениях, требующих значительных временных затрат; 4) отдельную процессуальную форму, в которой осуществляется подготовка дела к рассмотрению; 5) вид целенаправленной интеллектуально-аналитической деятельности в рамках осуществления производства по делам об административных правонарушениях особой процессуальной формы. 2. На основе изучения и анализа законодательства Российской Федерации нами определены особенности общественных отношений, складывающихся при осуществлении таможенными органами административного расследования по делам о нарушениях таможенных правил. Нарушения таможенных правил, причиняют существенный ущерб экономическим и иным интересам государства не только в силу их многочисленности, но и в силу повышенной общественной опасности. Значительная часть нарушений-таможенных правил не просто проступки, формально нарушающие требования таможенного законодательства, а деликты, сближающиеся со смежными составами преступлений. Особенности таможенного законодательства, практики осуществления таможенного оформления и таможенного контроля; а также своеобразие и детальная регламентация порядка производства по делам о нарушении таможенных правил в ранее действовавшем разделе X ТК РФ 1993 г. способствовали появлению в рамках правоохранительной функции такого вида деятельности, как таможенные расследования. Многолетняя практика применения ТК РФ 1993 г. в сочетании с большой организационно-методической работой ГТК России (ФТС России) позволила выработать большой объем методик, форм контроля, способствовавших совершенствованию производства по делам о нарушении таможенных правил. Анализ правоприменительной практики таможенных органов, представленный в настоящем исследовании, позволяет утверждать о наличии определенных особенностей административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, которые условно можно подразделить на несколько групп: 1) влияние норм таможенного законодательства на практику применения законодательства об административной ответственности; 2) особенности составов административных правонарушений; 3) особенности санкций за административные правонарушения; 4) организационные особенности административного производства по делам об административных правонарушениях. Наиболее оптимальной дефиницией административного расследования, полагаем, является его определение как отдельной процессуальной формы, включающей в себя особую систему последовательно совершаемых процессуальных действий, направленных на выявление и фиксацию обстоятельств совершенного административного правонарушения и принимаемых по их результатам правовых актов специально уполномоченными на то должностными лицами в рамках производства по делам об административных правонарушениях. В данном случае административное расследование следует понимать как предусмотренный правовыми нормами специальный правовой режим осуществления процессуальных действий по наиболее сложным категориям дел об администра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|