Основные структурные элементы диаграмм Насси-Шнейдермана
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Последовательность При записи структуры последовательного выполнения элементы изображаются вертикально один за другим. При этом все элементы последовательности должны иметь одинаковую ширину — за счёт этого вся последовательность тоже имеет прямоугольную форму. Например:
Простое ветвление Структура простого ветвления изображается в виде прямоугольника, разделённого вертикальной чертой на две части. В верхней части располагается заголовок ветвления, а нижней две ветки ветвления, разделённые вертикальной чертой. В заголовке рисуются две линии, ведущие от верхних углов к началу линии, разделяющей ветви. В получившемся вверху треугольнике записывается условие ветвления, в двух нижних треугольниках над ветвями подписываются значения условия, соответствующие этим ветвям, например «истина» и «ложь», или «да» и «нет».
Многовариантный выбор Структура многовариантного выбора изображается похоже на структуру простого ветвления, только основная ветвь и треугольник над ней делятся на много частей вертикальными линиями. В верхнем треугольнике записывается выражение-переключатель, над ветвями записываются соответствующие значения переключателя. Повтор с предусловием Структура повтора с условием в начале изображается как прямоугольник, внутри которого в правой нижней части нарисован ещё один прямоугольник. Над внутренним прямоугольником записывается заголовок цикла, а внутри него — тело цикла. Повтор с постусловием Отличается от цикла с предусловием только тем, что внутренний прямоугольник рисуется в правой верхней части внешнего, а заголовок записывается снизу.
Повтор со счётчиком Внутренний прямоугольник рисуется в правой части и не касается верха и низа внешнего прямоугольника. Условие цикла записывается сверху. Пример записи цикла со счетчиком:
В качестве примера рассмотрим построение структурограммы алгоритма вычисления корней полного квадратного уравнения. Схема будет включать в себя ввод данных, вычисление дискриминанта, ветвление, вычисление корней уравнения и вывод результатов. Диаграмма Насси-Шнейдермана для выбранного алгоритма имеет вид:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Каждый студент должен разработать алгоритм некоторой процедуры (в соответствии с вариантом). Сначала необходимо определить исполнителя алгоритма, затем изобразить алгоритм в виде блок-схемы, затем в виде структурограммы. В каждом алгоритме должны присутствовать ветвления и циклы. Варианты процедур (вариант соответствует остатку от деления номера студента в списке группы на 11) приведены ниже. 0. Вычисление площади треугольника по высоте и основанию. 1. Вычисление площади треугольника по трем сторонам. 2. Определение типа треугольника. 3. Поиск необходимой информации в сети интернет. 4. Оклейка комнаты обоями. 5. Выполнение кирпичной кладки. 6. Оштукатуривание стен. 7. Сдача двоечником сложной сессии. 8. Решение иррационального уравнения вида . 9. Выбор максимального элемента из трех положительных чисел. 10. Решение неполного квадратного уравнения, b=0.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое алгоритм? 2. Каковы основные свойства алгоритма? 3. Каковы основные виды алгоритмов?
4. Каковы основные способы представления алгоритма? 5. Что такое блок-схема? 6. Какие типы блоков бывают? 7. Какие блоки используются при реализации линейного, разветвляющегося, циклического алгоритмов? 8. Можно ли составить разные варианты блок-схем для одной и той же задачи? 9. Каковы основные обозначения в блок-схемах? 10. Каковы основные обозначения в структурограммах?
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма: 2. Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма: 3. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.
4. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма. 5. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.
6. Определить результат выполнения алгоритма при следующих входных значениях:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6.1. Основная литература
1. Павловская, Т.А. С/C++ Программирование на языке высокого уровня: учеб. для ВУЗОВ/ Т.А Павловская. – СПб: Питер, 2007. – 460с. 2. Давыдов, В.Г. Программирование и основы алгоритмизации: учеб. пособие для вузов/В.Г. Давыдов. – М.: Высш. шк., 2003. – 448 с. 3. Голицына, О.Л. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие/О.Л. Голицына. – М.: Форум: Инфра-М, 2002. – 429 с. 4. Березин, Б.И. Начальный курс С и С++. /Б.И Березин, С.Б. Березин. – М.: Диалог-МИФИ, 2003. – 288с. 5. Дейтел, Х. Как программировать на С: [пер. с англ.]/ Х. Дейтел, П. Дейтел. – М.: БИНОМ-ПРЕСС, 2002. – 1168с. 6. Булатицкий, Д.И. Алгоритмические языки и программирование: учеб. пособие/ Д.И. Булатицкий. – Брянск: БГТУ, 2005.– 76с.
6.2. Дополнительная литература 1. Уэйт, М. Язык Си. Руководство для начинающих: [пер. с англ.]/М. Уэйт, С. Прайта, Д. Мартин. – М.: Мир, 1988. – 512с. 2. Уинер, Р. Язык Турбо Си: [пер. с англ.]/Р. Уинер. – М.: Мир. 1991. – 384с. 3. Романовская, Л.М. Программирование в среде Си для ПЭВМ/ Л.М. Романовская, Т.В. Русс, С.Г. Свитковский. – М.: Финансы и статистика, 1992. - 352с. 4. Подбельский, В.В. Программирование на языке Си/В.В. Подбельский, С.С. Фомин. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 452с.
5. Керниган, Б. Элементы стиля программирования: [пер. с англ.]/Б. Керниган, Ф. Плоджер. – М.: Радио и связь 1984. Программирование. Способы записи алгоритмов: методические указания к выполнению лабораторной работы №1 для студентов очной формы обучения специальности 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
БУЛАТИЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Научный редактор В.В. Конкин Редактор издательства Л.И. Афонина Компьютерный набор Д.И. Булатицкий
Темплан 2012г., п.92 Подписано в печать __.__.12. Формат 60х85 1/16 Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл.печ.л 1,51. Уч.-изд.л 1,51 Тираж 30 экз. Заказ Бесплатно____
Брянский государственный технический университет. 241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ. 58-82-49. Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Харьковская, 9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|