Основные структурные элементы диаграмм Насси-Шнейдермана
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Последовательность При записи структуры последовательного выполнения элементы изображаются вертикально один за другим. При этом все элементы последовательности должны иметь одинаковую ширину — за счёт этого вся последовательность тоже имеет прямоугольную форму.
Например:
Простое ветвление Структура простого ветвления изображается в виде прямоугольника, разделённого вертикальной чертой на две части. В верхней части располагается заголовок ветвления, а нижней две ветки ветвления, разделённые вертикальной чертой. В заголовке рисуются две линии, ведущие от верхних углов к началу линии, разделяющей ветви. В получившемся вверху треугольнике записывается условие ветвления, в двух нижних треугольниках над ветвями подписываются значения условия, соответствующие этим ветвям, например «истина» и «ложь», или «да» и «нет».
Многовариантный выбор Структура многовариантного выбора изображается похоже на структуру простого ветвления, только основная ветвь и треугольник над ней делятся на много частей вертикальными линиями. В верхнем треугольнике записывается выражение-переключатель, над ветвями записываются соответствующие значения переключателя.
Повтор с предусловием Структура повтора с условием в начале изображается как прямоугольник, внутри которого в правой нижней части нарисован ещё один прямоугольник. Над внутренним прямоугольником записывается заголовок цикла, а внутри него — тело цикла.
Повтор с постусловием Отличается от цикла с предусловием только тем, что внутренний прямоугольник рисуется в правой верхней части внешнего, а заголовок записывается снизу.
Повтор со счётчиком Внутренний прямоугольник рисуется в правой части и не касается верха и низа внешнего прямоугольника. Условие цикла записывается сверху.
Пример записи цикла со счетчиком:
В качестве примера рассмотрим построение структурограммы алгоритма вычисления корней полного квадратного уравнения. Схема будет включать в себя ввод данных, вычисление дискриминанта, ветвление, вычисление корней уравнения и вывод результатов. Диаграмма Насси-Шнейдермана для выбранного алгоритма имеет вид:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Каждый студент должен разработать алгоритм некоторой процедуры (в соответствии с вариантом). Сначала необходимо определить исполнителя алгоритма, затем изобразить алгоритм в виде блок-схемы, затем в виде структурограммы. В каждом алгоритме должны присутствовать ветвления и циклы. Варианты процедур (вариант соответствует остатку от деления номера студента в списке группы на 11) приведены ниже. 0. Вычисление площади треугольника по высоте и основанию. 1. Вычисление площади треугольника по трем сторонам. 2. Определение типа треугольника. 3. Поиск необходимой информации в сети интернет. 4. Оклейка комнаты обоями. 5. Выполнение кирпичной кладки. 6. Оштукатуривание стен. 7. Сдача двоечником сложной сессии. 8. Решение иррационального уравнения вида
9. Выбор максимального элемента из трех положительных чисел. 10. Решение неполного квадратного уравнения, b=0.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое алгоритм? 2. Каковы основные свойства алгоритма? 3. Каковы основные виды алгоритмов?
4. Каковы основные способы представления алгоритма? 5. Что такое блок-схема? 6. Какие типы блоков бывают? 7. Какие блоки используются при реализации линейного, разветвляющегося, циклического алгоритмов? 8. Можно ли составить разные варианты блок-схем для одной и той же задачи? 9. Каковы основные обозначения в блок-схемах? 10. Каковы основные обозначения в структурограммах?
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма:
2. Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма:
3. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.
4. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма.
5. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.
6. Определить результат выполнения алгоритма при следующих входных значениях:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6.1. Основная литература
1. Павловская, Т.А. С/C++ Программирование на языке высокого уровня: учеб. для ВУЗОВ/ Т.А Павловская. – СПб: Питер, 2007. – 460с. 2. Давыдов, В.Г. Программирование и основы алгоритмизации: учеб. пособие для вузов/В.Г. Давыдов. – М.: Высш. шк., 2003. – 448 с. 3. Голицына, О.Л. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие/О.Л. Голицына. – М.: Форум: Инфра-М, 2002. – 429 с. 4. Березин, Б.И. Начальный курс С и С++. /Б.И Березин, С.Б. Березин. – М.: Диалог-МИФИ, 2003. – 288с. 5. Дейтел, Х. Как программировать на С: [пер. с англ.]/ Х. Дейтел, П. Дейтел. – М.: БИНОМ-ПРЕСС, 2002. – 1168с. 6. Булатицкий, Д.И. Алгоритмические языки и программирование: учеб. пособие/ Д.И. Булатицкий. – Брянск: БГТУ, 2005.– 76с.
6.2. Дополнительная литература 1. Уэйт, М. Язык Си. Руководство для начинающих: [пер. с англ.]/М. Уэйт, С. Прайта, Д. Мартин. – М.: Мир, 1988. – 512с. 2. Уинер, Р. Язык Турбо Си: [пер. с англ.]/Р. Уинер. – М.: Мир. 1991. – 384с. 3. Романовская, Л.М. Программирование в среде Си для ПЭВМ/ Л.М. Романовская, Т.В. Русс, С.Г. Свитковский. – М.: Финансы и статистика, 1992. - 352с. 4. Подбельский, В.В. Программирование на языке Си/В.В. Подбельский, С.С. Фомин. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 452с.
5. Керниган, Б. Элементы стиля программирования: [пер. с англ.]/Б. Керниган, Ф. Плоджер. – М.: Радио и связь 1984. Программирование. Способы записи алгоритмов: методические указания к выполнению лабораторной работы №1 для студентов очной формы обучения специальности 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
БУЛАТИЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Научный редактор В.В. Конкин Редактор издательства Л.И. Афонина Компьютерный набор Д.И. Булатицкий
Темплан 2012г., п.92 Подписано в печать __.__.12. Формат 60х85 1/16 Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл.печ.л 1,51. Уч.-изд.л 1,51 Тираж 30 экз. Заказ Бесплатно____
Брянский государственный технический университет. 241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ. 58-82-49. Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Харьковская, 9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|