Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 24. Акмеологическая сущность харизмы




Слово «харизма» происходит от древнегреческого языка и означает «притягивать к себе внимание». Харизма есть не что иное, как притягательная сила, излучаемая личность; искусство завораживать других людей. Это объясняет, почему так расходятся мнения людей о том, кто обладает харизмой, а кто нет. Человек, в присутствии которого возникает чувство комфорта, к словам которого внимательно прислушиваются, который вдохновляет и увлекает за собой, в котором ее некая искра, обязательно наделен харизматическими качествами. Но каждому человеку свойственно индивидуальное восприятие другого. Чем больше обще на эмоциональном уровне человек обнаруживает у себя с другой личность тем больше он воспринимает ее как харизматическую. Если человек вызывает симпатию, если возникает ощущение духовной близости, партнеры испытывают большую готовность к открытым и искренним отношениям. Конечно при этом можно легче поддаться влиянию, особенно влиянию, выражающемуся в воодушевлении и мотивации.

«Политическая харизма» — одна из те категорий, дискуссии о которой идут практически постоянно. В них можно встретить и «за» и «против». Одни ученые говорят о неадекватности и нецелесообразности использования данного понятия, другие широко использую его в исследованиях современных политических процессов. Большая част объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе Макса Вебера, который ввел это понятие в научный оборот.

Концепция харизматической личности М. Вебера

Вебер указывает, что понятие «харизма» «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Также он поясняет, что «эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем».Харизматиком является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой. Это могут быть как пророки и мудрецы, так и демагоги.

«Религиозная» концепция харизмы

Религиозная концепция харизмы строится на следующих основных положениях. Во-первых, подразумевается, что харизматический лидер действительно обладает особыми экстраординарными качествами, дарованными е «свыше». Необходимо отметить, что подобная вера всегда основана на факте личного переживания, которое невозможно доказать или проверить. Во-вторых, проводится четкое разделение «обладателей» харизмы в зависимости последствий их лидерства для общества.

Согласно религиозному подходу, подлинные харизматики в сфере политики в высшей степени моральны и религиозны, что отличает их от «псевдохаризматических».

В религиозной концепции харизмы истинный харизматик, во-первых, обладает особой «вдохновляющей» способностью, то есть оказывает значительное влияние на людей, мобилизуя их на экстраординарные усилия и действия. Во-вторых, его экстраординарные способности находятся в зависимости от внутренних качеств, которые отличаются высшей моральностью и духовностью. В-третьих, побудительным мотивом выступает стремление «разбудить» мораль других людей, а не желание лидера стать объектом слепого послушания преданности. В результате происходит усиление воли последователей, которые остаются свободными для реализации собственных целей.

Теория Хауса

Теория Хауса (1977) — хороший пример интерактивного подхода. Он подчеркивает, что харизма связана с особым типом отношений между лидером и последователями. Последователи считают:

1) идеи лидера правильными;

2) безоговорочно принимают лидера;

3) чувствуют к нему привязанность, доверие;

4) эмоционально вовлечены в выполнение миссии организации;

5) ставят перед собой высокие цели;

6) полагают, что могут внести вклад в успех организации.

Данная теория рассматривает черты лидера, его поведение и ситуации, способствующие проявлению харизмы.

Черты харизматического лидера включают:

1) сильную потребность во власти;

2) высокую уверенность в себе;

3) убежденность в своих собственных представлениях.

Хаус считает, что харизма с наибольшей вероятностью проявляется в стрессовых ситуациях, когда возникают повышенные нагрузки или кризисы, лидеры, отличающиеся выделенными выше чертами и формами поведения, с большей вероятностью будут замечены как харизматические.

Харизматические качества

Диапазон качеств, входящих в понятие «харизма», достаточно широк. Ответ на вопрос о том, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия. Харизматик всегда находится в центре внимания, он покоряет сердца, окружающие как завороженные внимают каждому произнесенному им слову, угадывают по глазам каждое его желание, его сотрудники ради него добиваются поразительного успеха. Он излучает уверенность и оптимизм, веру, воодушевление, и это находит отклик у окружающих. Харизматическая личность запрограммирована на достижение успеха — мысленный настрой на достижение успеха становится привычкой.

К харизматическим качествам относятся:

1) личная магнетически притягательная сила;

2) воодушевление, испытываемое от выполнения жизненной задачи;

3) отождествление себя с выполняемой работой (это производит впечатление, что человек находится на своем месте);

4) раскрытие собственных способностей;

5) уверенность в своих силах и душевное равновесие;

6) умение сосредоточивать свое внимание на самом главном;

7) коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочие межличностные отношения;

8) умение мотивировать себя и других;

9) способность находить правильный подход;

10) умение ставить перед собой и другими четкие цели;

11) обаяние;

12) активность и энергичность, умение принимать решение;

13) умение служить образцом для подражания;

14) положительное восприятие жизни.

Вопрос 25. Акмеологический потенциал "сплоченности" и "сработанности" в трудовом коллективе

Трудовой коллектив—это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Условия существования человека застав­ляли его работать сообща там, где один человек физически не мог вы­полнить необходимую работу (уборка урожая, строительство жилища, дорог, водоканалов, военное дело и т.д.). Развитие производительных сил приводит к тому, что основой любого производства материальных благ становится трудовой коллектив.

Коллективный труд позволяет:

1. передавать свои знания и умения другим членам коллектива;

2. решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;

3. более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;

4. подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

Потенциальные возможности трудового коллектива зависят от уровня его развития и вида. Видовая классификация трудового коллектива определяется по ряду признаков. По статуту различают официальные и неофициальные коллективы, по механизму образования — созданные по рас­поряжению руководства и сложившиеся стихийно, по характеру внут­ренних связей—формальные и неформальные.

В системе управления персоналом следует учитывать психологические характеристики и особенности работников для совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала. Социально-психоло­гическое взаимодействие персонала необходимо рассматривать и использовать с позиций: социально-экономических, организационно-управленческих, производственно-информа­ционных, нормативно-право­вых, индивидуальных, групповых и общественных, межличностных, межгрупповых, формальных, неформаль­ных и т.п. Социально-психологические связи и взаимоотношения по типу «личность—личность», «личность—группа», «группа—группа» являются многозвенными и потому сложными системами взаимодействия персонала на предприятии.

В практике отношений наиболее важными являются внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляться в форме сотрудничества, взаимопомощи и под­держки, и в форме соперничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженно­сти и несовместимости членов группы по какому-то существен­ному признаку или производственному фактору, либо смешан­ное состояние.

Взаимодействие руководителей предприятия и его подразделений со своими работниками также происходит в сложном спле­тении личностно-контактных и безличных форм отношений и со­единяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоот­ношения на различных уровнях управления. Каждый работник, член первичного производственного коллектива включен в сложную систему управленческих взаимоотношений на всех уровнях управления.

Активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов является важной частью матричной структуры. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей работы.

В силу своей временной природы и высокой степени динамичности эти группы часто не включаются в формальные структуры.

При организации групповой работы важно учитывать следую­щее. Во-первых, необходимо четко определиться в отношении сферы деятельности в организации, на которую будут распространяться права и ответственность группы. Во-вторых, групповая работа реализует себя наилучшим образом тогда, когда группа формируется под задачи, «пересекающие» линии функцио­нального и линейного руководства.

Использование групп как элемента матричного построения орга­низации имеет и негативные стороны. Такие группы, например, не являются устойчивыми образованиями. Интенсивное использова­ние групп лишает работников своего места в «организационном зда­нии», люди постоянно перемещаются из группы в группу и вся орга­низация становится, таким образом, как бы временной.

Основные правила индивидуального и группового поведе­ния задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощу­щения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандар­тов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых.

Любая организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп. Работники организации включены в определенную систему межличностных отношений в составе групп. Группа может выступать в качестве управляющей, управ­ляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов — от неорганизованной толпы до единого коллектива.

Чтобы считаться коллективом, группа должна удов­летворять следующим признакам: наличие общей цели у всех ее членов, психологическое признание членами группы друг друга, отождествление себя с группой, наличие определенной культуры, вы­раженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах по­ведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом спо­собствует изменению работника, поскольку участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться к групповым нормам. Позитивная сторона нор­мативной регуляции поведения членов группы проявляется в следующем:

= информирование о том, как вести себя в той или иной группе, какое поведение следует ожидать от ее членов, зани­мающих разные позиции в групповой иерархии;

= стандартизация моделей индивидуального и группового поведения;

= обеспечение членам группы необходимой психологиче­ской комфортности (человек избавляется от неопределенности в выборе поведенческих моделей).

Сила влияния группы на поведение ее членов зависит от степени сплоченности, которая определяется факторами личностного и группового характера:

♦ мотивационной основой тяготения человека к группе, включающей совокупность его потребностей и ценностей, под влиянием которых он стремится войти в ту или иную социаль­ную группу;

♦ побудительными свойствами группы, отражаемыми в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе дейст­вий и других признаках — важных для мотивационной основы человека, т.е. созвучных его потребностям и ценностям;

♦ ожиданиями личности или субъективной вероятностью того, что членство в группе будет иметь для нее благоприятные или отрицательные последствия;

♦ индивидуальным уровнем сравнения, средней субъективной оценкой последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет свои возможные достижения в данной конкретной группе.

Наиболее изученными факторами являются так называемые побудительные свойства группы, к числу которых относятся: привлекательность членов группы (степень симпа­тии, испытываемой к ним окружающими); сходство между чле­нами группы (чаще всего в отношении основных жизненных ценностей, установок и т.п.); особенности групповых ценно­стей (в частности, их соответствие потребностям членов груп­пы, четкость постановки, успех группы в их достижении); свое­образие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь идет о последствиях кооперативной и конкурентной стратегии поведе­ния членов группы); удовлетворенность групповой деятельно­стью (как часть общей удовлетворенности трудом); характер ру­ководства и принятия решений (стиль руководства и реальное участие людей в выработке групповых решений); структурные свойства группы (главным образом модели коммуникационных сетей и статусно-ролевые структуры); групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений в группе); сложившиеся в группе традиции (как элемент более широкой организационной культуры).

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть позитивным или негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив может разлагающе влиять на личность, вынуждать ее к асоциальному поведению. В свою очередь, человек также пы­тается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя. Сильная личность может подчинить себе коллек­тив, в том числе и в результате конфликта с ним, слабая, на­оборот, сама ему подчиняется, растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.

Каждая группа (коллектив) так же индивидуальна, как и отдельный сотрудник. Коллектив имеющий длительную историю развития имеет устойчивые традиции. Коллектив недавно соз­данный не имеет сформированных традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов.

Взаимоотношения внутри коллектива и коллектива с руко­водителем могут быть по-разному эмоционально окрашены. Женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому об­щение с женским коллективом (полностью или в основном) или отдельной его представительницей требует от руководителя большей эмоциональной окрашенности его публичных выступ­лений (совещания, собрания и т.п.) и личной беседы. Коллективы, смешанные по полу более про­дуктивны, менее конфликтны: причина этого — желание пред­ставителей обоих полов выглядеть в глазах другого пола более выгодным образом.

Каждая возрастная группа, коллектива, имеет определенные отличия, что также влияет на его эф­фективность.

Особенности межличностных отношений, конфликтные ситуации, соотношение социальных ролей и другие характери­стики коллектива, особенности воздействия на не­го, зависят от сферы его деятельности (производство, научные исследования, торговля и т.д.).

Изменение поведения в коллективе возможно влиянием на конкретную личность и с помощью изменения внешней среды работника, через использование одновременного воздействия на личность и внешнюю среду (эф­фективное управление группами людей, изменение установок межличностных отношений и т.д.).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...