Виды стратегического управления
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды: 1) управление на основе экстраполяции тенденций (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности; оценка 2,5—3,0; 2) управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности; оценка 3,0—3,5; 3) ранжирование стратегических задач, управление по слабым сигналам и управление в условиях стратегических неожиданностей, применяющееся для условий существенной нестабильности внешней среды; оценка выше 3,5. Для оценки уровня нестабильности внешней среды используется шкала, предложенная И. Ансоффом (см. рис. 1).
Рис. 1. Шкала для оценки уровня нестабильности внешней среды При установлении уровня нестабильности вначале определяют, какие из условий деятельности будут наименее стабильными в ближайшие годы (5—7 лет). По мнению большинства исследователей, такими факторами и условиями для российских предприятий являются политические и экономические условия.
Управление путем выбора стратегических позиций Поскольку привязка новых стратегий предприятия к накопленному потенциалу ограничивает возможности стратегических действий, не позволяет ему во многих случаях применить накопленный опыт, концепцию стратегического планирования целесообразно ориентировать на выбор стратегических позиций, суть которого состоит в следующем (см. рис. 2).
Рис. 2. Сочетание планирования возможностей и стратегии В условиях внешней нестабильности уровня Е1 возможен ряд стратегий, обеспечивающих успех, от S10 до S1n. Пользуясь методом анализа отклонения от целей, предприятие выбирает ту стратегию, которая лучше отвечает его целям. Но успех этой стратегии SF во внешней среде будет зависеть от внутренних организационных возможностей. Существует две взаимодополняющие группы таких возможностей: функциональные (развитие НИОКР, маркетинг, совершенствование производства, технологии и т.п.) и общеуправленческие (квалификация и кругозор ведущих управляющих, морально-психологический климат внутри предприятия, структура власти на предприятии, методы работы и организационная структура и т.п.). Таким образом, пока уровень внешней нестабильности сохраняет для предприятия значение Е1, успешная реализация стратегии требует возможностей CF1 и СМ1. Если из анализа факторов нестабильности видно, что в дальнейшем ее уровень будет повышаться (или понижаться) до точки Е2, значения наилучших для предприятия стратегий будут располагаться между точками S20, до S2п. В результате предприятие должно будет не только перейти к стратегии SF2, но и располагать возможностями СF2 и СМ2. Таким образом, в стратегическом управлении планирование изменения возможностей сочетается с планированием стратегий.
Отличие управления путем выбора стратегических позиций от стратегического планирования состоит в следующем: 1) Управление путем выбора стратегических позиций дополняет планирование потенциала предприятия планированием его стратегии; 2) В ходе реализации планируемой стратегии и планируемого расширения ресурсов предприятия возникает необходимость в систематическом преодолении сопротивлений переменам со стороны освоенных источников ресурсов предприятия. Управление путем ранжирования стратегических задач Системы мобилизации возможностей (ресурсов предприятия) в расчете на ожидаемый ход событий не пригодны для реагирования на события, развивающиеся слишком быстро, чтобы можно было заранее подготовить и вовремя принять необходимые решения. Чтобы справиться с такими быстроменяющимися задачами, обусловленными поведением правительства, конкурентов, развитием технического прогресса и т.п., применяют управление путем ранжирования стратегических задач, которое предусматривает следующее: 1) устанавливается постоянное наблюдение за всеми тенденциями во внешней сфере: рыночными, техническими, общеэкономическими, политическими; 2) результаты анализа этих тенденций и оценка срочности решений докладываются высшему руководству предприятия как на регулярных совещаниях, так и просто по мере обнаружения новых опасностей или открытия новых возможностей; 3) руководство предприятия вместе со службой маркетинга (службой перспективного развития) делит все задачи на четыре категории: а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного рассмотрения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла; в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие дальнейшего рассмотрения; 4)срочные задачи передаются на рассмотрение, изучение и принятие решений соответствующим подразделениям предприятия, либо в случае необходимости различным целевым оперативным группам; 5)принятие решений контролируется руководством с точки зрения возможных стратегических и тактических последствий;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|