Семинарское занятие 1 (2 часа)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и истории государства и права Учебно-методические материалы для подготовки К семинарским занятиям Для студентов 1 курса заочной формы обучения По дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Разработчик: к.и.н., доцент М.М. Атрушкевич преподаватель А.С. Бакун преподаватель В.А. Малашевич Рекомендованы к использованию в учебном процессе (протокол № 2 от 17.09.2012) Минск, 2012 Предисловие История государства и права зарубежных стран – историко-правовая дисциплина, изучение которой позволяет студенту сформировать собственный ретроспективный взгляд на историко-правовые памятники различных государств, а также приобрести навыки их анализа, ознакомиться с юридической лексикой в разных странах и в разные исторические периоды. В соответствии с учебной программой Академии управлении при Президенте Республики Беларусь по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» на изучение данного курса отводится 140 аудиторных часов (из них: 18 ч. – лекций, 12 ч. – семинарских занятий, 110 ч. – управляемой самостоятельной работы). Семинар (от лат. – seminarium – рассадник, переносное – школа) представляет собой групповые учебные занятия под руководством преподавателей, состоящие в обсуждении сообщений, докладов, рефератов при активном участии студентов. Семинары возникли в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами и комментариями преподавателей. Последующее развитие получили в университетах Западной Европы. В Российской империи, в состав которой входили и белорусские земли, семинарские занятия появились в начале XIX в. С начала XX в. семинары стали неотъемлемой частью учебного процесса.
План семинарских занятий составлен таким образом, чтобы студенты смогли приобрести углубленные знания при разборе наиболее сложных и актуальных тем учебного курса, а также аналитических навыков работы с нормативными текстами. С этой целью на семинарских занятиях студентам предлагается не только теоретическое обсуждение проблемных вопросов развития права изучаемых государств, но и решение казусов, анализ и толкование норм законодательства, а также судебных прецедентов, проведение ролевых игр. Добросовестная подготовка к семинарским занятиям – залог успешного усвоения знаний по истории государства и права зарубежных стран. Семинары позволяют студентам углубить свои знания. На семинарских занятиях студенты приобретают навыки публичного выступления перед аудиторией, ведения дискуссии и, наконец, уверенность в объективности своих знаний. Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с работы над учебным и лекционным материалом по конкретной теме изучения, после чего необходимо изучить историко-правовые памятники и монографии и научные статьи, которые посвящены изучаемой теме. При анализе памятника права (грамоты, закона, указа, судебника или конституции) студент должен уяснить и усвоить следующее: · конкретные исторические условия и причины появления правового акта; · государственно-политические и экономические цели законодателей-разработчиков правового акта; · историю разработки акта (время его издания, авторство и прекращение его действия); · основные положения юридического документа; · время действия правового акта и его историческое значение. Работа с памятниками права в значительной степени осложнена тем, что лексика историко-правовых источников отличается от современных, а также различаются терминологией и источники разных правовых систем и стран. Трудности связаны также с отсутствием в этих источниках общепринятой систематизации по отраслям права, что вызывает необходимость проконсультироваться с преподавателями и приобрести навыки работы со справочной литературой.
Для студентов, которые желают более глубоко изучать отдельные темы курса, вынесенные на семинарские занятия, рекомендуется дополнительная литература. При подготовке к семинарским занятиям и экзаменам рекомендуется ведение краткого схематического конспекта специальной литературы по наиболее сложным темам учебного курса. Это позволит вести на семинарском занятии дискуссию по обсуждаемым проблемам, обмениваться мнениями, взаимно обогащаться знаниями. В предисловии указана учебная и хрестоматийная литература, которая может использоваться к каждому семинарскому занятию. Кроме того, к каждой теме семинарского занятия предлагаются научная литература, которая, при подготовке к нему, позволяет изучить данную тему углубленно. Учебная литература:
Хрестоматийная литература: 1. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия: в 3 ч. / сост. Д.Е. Тагунов, В.В. Сажина, Н.Г. Клюева. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 200 с. 2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2007. – Т. 1. – 816 с.; Т.2. – 672 с. 3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В.Н. Садиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 768 с. 4. Хрестоматия по история государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 464 с. Научная литература: 1. Андреева, О.А. Проблемы методологии истории государства и права / О.А. Андреева // История государства и права. – 2004. – № 3. – С. 13–17. 2. Крашенинникова, Н.А. К вопросу о методологии изучения истории права / Н.А. Крашенинникова // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2007. – № 6. – С. 3–27. 3. Лаптева, Л.Е. Некоторые вопросы методологии историко-правовых исследований / Л.Е. Лаптева // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2007. – № 6. – С. 33–44. 4. Пристанский, И.С. Цивилизационный и формационный подходы в науке истории государства и права: достоинства и недостатки / И.С. Пристанский // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2007. – № 6. – С. 44–46. 5. Томсинов, В.А. Значение категория «правовая культура» для историко-правовых наук / В.А. Томсинов // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2007. – № 6. – С. 27–30. 6. Шершенева-Цитульская, Е.А. К вопросу о методологии изучения истории государства и права / Е.А. Шершенева-Цитульская // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2007. – № 6. – С. 46–51.
Семинарское занятие 1 (2 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|