Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный Совет и Государственная Дума по этим законам.




Согласно манифесту от 17 октября 1905 была учреждена Госдума в качестве законосовещательного органа. Госсовет был учрежден еще до Революции 1905 года и был совещательным органом при царе, и какой-либо существенной роли не играл, и в 1906 году решило превратить государственный совет в своего рода вторую Верхнюю Палату, которая бы тормозила нежелательные решения Думы. Т.к. закон не мог иметь силы, если он не был одобрен Госдумой и Госсоветом. Таким образом, преобразуя Госсовет в законодательную палату, царское правительство грубо нарушило свой манифест от 17 октября 1905 года, в котором говорилось только об организации Государственной Думы. То есть, законодательный орган один – Государственная Дума. Организация Госсовета или учреждения Госдумы должны были ограничивать власть царя в области законодательства, но ограничения эти были несущественны и формальны. Статья 7-ая гласила: законодательная власть осуществляется царем в единении с государственным советом и государственной думой; закон, принятый Госсоветом или Госдумой, вступал в силу только после утверждения царем; царь мог отклонить любой законопроект, одобренный Госдумой или Госсоветом; царь и сам мог издавать указы: а) при наличии чрезвычайных обстоятельств (при роспуске Госдумы, например) б) эти указы не могли вносить изменений в основные законы, в положения о Госсовете и Госдуме (в положении о выборах в них). В течение 2-ух месяцев с возобновления работы Думы эти указы должны были быть рассмотрены Госдумой. Однако царь нарушал эту статью 87 и применение этой статьи стало не исключением, а обычным правилом. Статья 105 предоставляла царю право досрочно распустить Думу в любой момент по всякому поводу и без повода.

 

4. В основу избирательной системы по выбору I и II Госдум легло «Положение о выборах» от 6 августа 1905 года, которое установило запутанную и исключительно сложную систему и порядок выборов в Думу. Избирательно право было предоставлено исключительно лицам, владеющим собственностью – помещикам, крупным капиталистам и кулакам. Были установлены 3 курьи по выборам:

1. Землевладельцев. Могли участвовать лица, владевшие на праве собственности землей размером от 125 до 800 десятин.

2. Городская. Могли участвовать:

· Лица, владевшие на праве собственности в пределах городов крупным недвижимым имуществом.

· Крупные торговцы.

· Квартиронаниматели, платившие государственный квартирный налог не ниже 10-го разряда, то есть, 1320-1440 рублей в год.

3. Крестьянская. Была наиболее многочисленная. Для них устанавливались 4-ех степенные выборы:

1. Сельские домохозяева избирали от каждых 10-ти дворов одного участника волостного схода.

2. На волостных сходах. Избиралось по два уполномоченных от волости на уездный съезд волостных уполномоченных.

3. На уездном съезде избирались выборщики по крестьянской курии данного уезда.

4. Эти выборщики на губернском избирательном съезде выбирали по одному члену Думы от крестьян данной губернии.

 

Были лишены избирательных прав:

1. Женщины.

2. Мужчины, не достигшие 25-ти лет.

3. Обучающиеся в учебных заведениях.

4. Военнослужащие.

5. Кочевники.

6. Иностранцы.

7. Рабочие.

8. Мещане и городская интеллигенция, не владевшая собственностью.

 

11 декабря 1905 года был подписан Царский указ об изменении положения о выборах в Госдуму.

Изменения:

· По земледельческой курии увеличилось количество лиц, которые могли принимать участие в выборах.

· По городской курии:

o Был снижен имущественный ценз. В выборах могли принимать участие все владельцы недвижимого имущества, владельцы торгово-промышленных заведений и все плательщики квартирного налога.

o Избирательные права дополнительно были предоставлены двум категориям городского населения:

§ Чиновники, получающие жалованье или пенсию по службе.

§ Лица, снимавшие на свое имя в городе отдельную квартиру.

· По крестьянской курии порядок выборов остался без изменений.

· Была создана рабочая курия. Для них были установлены 3-ступенные выборы:

1. Они, прежде всего, выбирали уполномоченных из расчета - один от предприятия с общим числом рабочих мужского пола от 50-ти до 1 000 человек, а от крупных предприятий – по одному уполномоченному от каждой полной тысячи лиц мужского пола.

2. Уполномоченные на съезде избирали из своей среды выборщиков.

3. Эти выборщики в составе губернского избирательного собрания выбирали членов Госдумы.

· Дополнительно лишались избирательных прав безработные и рабочие мелких предприятий и кустарных мастерских с числом рабочих менее 50-ти.

· Был введен ценз «оседлости». Для крестьян – 1 год, для рабочих – 6 месяцев.

 

I Государственная Дума начала свою работу 27 апреля 1906 года. В ней было 478 депутатов. Просуществовала до 8 июля 1906 года. II Государственная Дума была созвана 20 февраля 1907 года. Компетенция:

1. Принятие законопроектов.

2. Внесение изменений и дополнений в действующие законы.

3. Принятие бюджета.

4. Заслушивание отчета об исполнении бюджета и т. д.

 

5. Государственный переворот от 3 июня 1907 года и новый избирательный закон. II Госдума была распущена 3 июня 1907 года. В этот же день было утверждено новое положение о выборах в III Госдуму. Оно было утверждено царем без одобрения Госдумы и Госсовета, что явилось нарушением манифеста от 17 октября 1905 года и основных законов от 23 апреля 1906 года. Принятие этого положения и явилось государственным переворотом. Таким образом, 3-го июня 1907 года произошли следующие события:

A. Окончание Первой Русской революции

B. Арест правительством социал-демократов Госдумы и предъявление им обвинения в попытке совершения государственного переворота.

C. Принятие нового избирательного закона, который внес следующие изменения:

· Было резко сокращено представительство крестьян в Думе (в 2 раза). По старому закону 41,4% предоставлялось крестьянам, по новому – 22%.

· Было провозглашено, что Дума «должна быть русской по духу». В результате в ней сократилось представительство населения национальных окраин (Польша, Кавказ, Средняя Азия и др.). По старому закону – национальным окраинам 105 мест, по новому – 32 места. К тому же, население Средней Азии было лишено представительства в Думе.

· Явное преимущество на выборах имели дворяне-землевладельцы.

· Курия городских избирателей была разделена на два разряда:

o Небольшое число владельцев крупной недвижимой собственности и крупных торгово-промышленных заведений.

o Все остальные городские избиратели. Общее количество избирателей по второму разряду было в 6 раз больше, чем по первому. Но они могли избирать не 754, а 556 выборщиков, то есть, меньше, чем по первому разряду.

 

15.11.10

 

6. Государственный строй – самостоятельно.

· Государственная Дума.

· Государственный Совет.

· Совет Министров - 19 октября 1905 года был опубликован указ, который определил новый порядок деятельности Совета Министров: на него возлагалась обязанность объединять деятельность всех министерств и ведомств и руководить ею.

· Состав: министры, руководители ведомств, обер-прокурор Синода; председатель Совета Министров назначался царем из числа министров или других лиц. Ряд вопросов, которыми раньше ведал Комитет Министров, был отнесен к компетенции Совета Министров, и в 1913 году Комитет Министров был упрощен.

· Совет государственной обороны был учрежден в конце русско-японской войны в 1905 году. Цель: управление вооруженными силами. Подчинялся царю. Состав: председатель, 6 постоянных членов из числа генералов и адмиралов. Этот орган не обладал исполнительной властью и в 1909 году был упразднен.

· Министерства – сохранялись прежние, и в 1905 году был учреждено министерство торговли и промышленности.

 

7. Общая характеристика законодательства. В этот период было издано огромное количество законов, относящихся к различным областям государственной и общественной жизни. Наиболее существенными являются законы, которые внесли изменения в государственный строй России (Манифест 17 октября, Основные законы 1906 года, законы о выборах). Большинство актов в этот период было направлено на подавление революции.

 

Особая группа – столыпинское аграрное законодательство.

 

Также, в этот период были приняты акты по административному праву.

· «Временные правила о печати» от 24 ноября 1905 года – формально отменяли предварительную цензуру периодических изданий. Цензоры стали инспекторами по печати, а цензурные комитеты в апреле 1906 года были преобразованы в комитеты по делам печати. Вместо прежней административной ответственности была введена уголовная ответственность за нарушение правил о печати. Эти правила распространялись на издания, выходившие в городах. В сельской местности сохранялись прежние цензурные порядки. Этот акт не обеспечивал свободу печати, а напротив – усиливал ответственность авторов и редакторов.

· «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года. Общество – объединение нескольких лиц. Союзы – объединения двух или нескольких обществ. Статья 2 гласила, что общества и союзы могут образовываться без предварительного разрешения властей. На практике допускалось образование только таких обществ и союзов, которые были угодны царским властям. Ряд категорий граждан вообще не допускался к участию в обществе: военнослужащие, несовершеннолетние, учащиеся высших и средних учебных заведений. В явном противоречии со статей 2 находилась статья 17 правил, которая требовала от лиц, желающих образовать общество подачи об этом письменного заявления губернатору, без разрешения которого общество не могло начать свою деятельность. Общества должны были иметь свои уставы и подлежали регистрации в правительственных учреждениях. Деятельность общества могла быть приостановлена, если оно угрожало общественному спокойствию и безопасности.

· «Временные правила о собраниях» от 4 марта 1906 года. В правилах о свободе собраний речи не было, больше говорилось о том, как закрывать собрания. Допускались публичные собрания под открытым небом с особого разрешения губернатора или начальника полицейской власти. Запрещалось устройство собраний в закрытых помещениях и под открытым небом на определенном расстоянии от места действительного нахождения царя или места заседания Государственного Совета или Государственной Думы. Их нельзя было проводить в гостиницах, ресторанах, общественных столовых. В помещениях, занимаемых учебными заведениями, разрешалось проводить только учебные собрания. Об организации собрания требовалось заранее подать письменно заявление полицейским властям с указанием точного времени и места собрания, повестки дня, фамилии и места жительства устроителей собрания и докладчика. На собрании обязательно должен был присутствовать представитель полиции, который мог закрывать собрания. За нарушение правил устанавливалась ответственность в виде ареста или штрафа.

 

Государство и право России в период Первой Мировой войны

 

1. Первая Мировая война и изменения в государственном строе (1914-1918 гг.).

2. Изменения в законодательстве в период Первой Мировой войны.

 

1. 19 июля (1 августа) 1914 года Россия вступила в войну на стороне Антанты (Франции и Англии) против Тройственного союза (Германия, Италия, Австро-Венгрия).

Изменения в государственном строе: во время войны 50 губерний России были переведены на военное положение, а остальные – на чрезвычайное. Управляло губернией военное командование. Военные власти имели право:

· Регулировать въезд и выезд из губернии.

· Осуществлять реквизиции.

· Запрещать вывоз средств, которые могут потребоваться для военных действий.

· Другие меры по охране государственного порядка.

 

Во время войны продолжала действовать Государственная Дума IV созыва, избранная в 1912 году на основе избирательного закона от 3 июня 1907 года, который обеспечивал явное преобладание в Думе дворян-землевладельцев. Император созывал Думу нерегулярно с большими перерывами, и большинство вопросов решалось царем путем принятия указов (Основные законы 1906 года). Государственная Дума поддержала планы правительства относительно ведения войны, одобрила военный бюджет и повышение налогов.

 

Законом от 17 августа 1915 года учреждались Особые Совещания:

· По обороне государства.

· По обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных организаций.

· По продовольственному делу.

· По перевозке топлива, военных грузов.

· По устройству беженцев.

 

В этот период создавались общественные организации для содействия ведению войны:

o ВПК – военно-промышленные комитеты. Были образованы 27 августа 1915 года. Они должны были оказывать содействие правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всем необходимым. По закону ВПК – общественные организации, не преследующие коммерческих целей, но на самом деле, с помощью их буржуазия набивала себе карманы и получала баснословные прибыли на таком антинародном деле, как война. Создавались центральные ВПК, областные ВПК, местные ВПК.

Права центрального ВПК:

§ Приобретать движимое и недвижимое имущество.

§ Заключать договоры.

§ Распределять военные заказы.

§ Нормировать цены на сырье и т. д.

Большевики длительное время бойкотировали ВПК.

o Земгор. 30 июля 1914 года был образован Всероссийский земский союз помощи больным и раненым, а 8 августа 1914 года был образован Союз городов. Эти два союза объединились в общий Союз Земских Городов – Земгор. Задачи Земгора:

§ Организация госпиталей.

§ Поставка медикаментов.

§ Подготовка медперсонала.

§ Распределение военных заказов.

 

В ноябре 1916 года принимается постановление о введении продовольственной разверстки. Устанавливалась карточная система для населения.

 

Указом от 26 октября 1915 года Главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в министерство земледелия.

 

В годы войны происходили частые перемены в составе высшего эшелона власти – за это время сменились 4 председателя Совета Министров, 6 МВД, 3 МИД, 3 министра путей и сообщения, 4 обер-прокурора.

 

В декабре 1916 года Правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государственной Думы, запрещается деятельность Земгора, проводят аресты рабочих групп ВПК, в стране назревает революция.

 

2. Самостоятельно.

 

Государство и право России в период Февральской революции

 

1. Февральская революция, изменения государства и права.

2. Создание советского государственного аппарата.

 

Государство и право России в период Октябрьской революции 1917 года. Создание Советского государства и права

 

1. Октябрьское вооруженное восстание. II Всероссийский съезд советов и его декреты (3). Самостоятельно.

2. Создание советского государственного аппарата.

3. III Всероссийский съезд советов и его декреты.

4. Конституция РСФСР 1917 года:

o Разработка проекта Конституции.

o Органы власти и управления по Конституции.

o Избирательное право по Конституции.

5. Гражданское, трудовое, брачно-семейное право, уголовное право.

6. Декреты о суде №1, 2, 3.

 

 

2. Вывод о необходимости слома буржуазной машины был впервые сделан еще Марксом в работе «гражданская война во Франции». Ленин развил эту идею в своих трудах. Основные требования, которые выдвигал Ленин:

1. Распустить и объявить незаконными все старые государственные органы власти и управления.

2. Лишить эти органы их фактической силы для чего распустить старую армию, ее генералитет, полицию, суд и другие органы подавления трудящихся.

3. Необходимо ликвидировать буржуазных чиновников, заменить их представителями революционных рабочих, крестьян и интеллигенции.

4. Отменить и признать недействительными все законы и правовые акты, охранявшие старый правопорядок. Но позже Ленин решил, что не все органы государственного аппарата нужно уничтожить (почту, телеграф, банки, органы статистики нужно оставить и деятельность их наполнить новым содержанием).

 

Органы власти:

1. II Всероссийский съезд советов объявил себя высшим органом государственной власти.

2. В перерывах между съездами высшим исполнительным органом, имеющим законодательные права, был избираемый на съезде ВЦИК. Он собирался на заседания:

· В узком составе (не менее ¼ членов).

· В расширенном составе (не менее ½ членов).

Заседания проводились один раз в две недели.

3. Президиум ВЦИК – занимался всей подготовительной работой заседания ВЦИК. Наблюдал за текущей работой отделов и комиссией ВЦИК. Заседания Президиума созывались 2-3 раза в неделю.

4. Отделы ВЦИК – агитационный, казачий и по национальным вопросам. Руководство ими осуществлял Президиум ВЦИК.

5. Совет народных комиссаров СНК, был создан для управления страной.

6. Наркоматы (Народные Комиссариаты – на смену министерствам).

7. 7 декабря 1917 года была образована ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Дзержинским. Она пользовалась чрезвычайными правами:

· Право на арест.

· На проведение следствия.

· Могла определять наказания.

· Расстреливать контрреволюционеров без суда, но не всех, а если они были застигнуты на месте преступления и с оружием в руках.

ВЧК ввела две карательные меры, до революции не применявшиеся – взятие заложников, трудовые лагеря. К созданию лагерей приложил усилие Троцкий (приказ от 4 июня 1918 года). 2 вида лагерей:

· В ведении НКВД. Туда направлялись лица, осужденные трибуналами.

· В ведении ВЧК. Там находились потенциальные классовые враги, чуждые элементы, арестованные на всякий случай.

Число жертв – 140 000 человек за период 1917 до 1922 года явно занижено.

10 ноября 1917 года был принят декрет об образовании рабочей милиции. 15 января 1918 года был подписан декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Туда могли вступать только трудящиеся не моложе 18 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...