Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая и экономическая власть, их особенности и суть взаимодействия




 

Политика и экономика достаточно тесно переплетаются между собой, и существенно влияют друг на друга. Политика государства распространяется, конечно, и на экономику, отсюда и распространенное употребление словосочетания «экономическая политика». В свою очередь, экономическое состояние государства так или иначе может влиять на политические тенденции того или иного государства. Сейчас в России происходит двуединый процесс становления гражданского общества, в котором видим своеобразное соревнование между его двумя сторонами: политической и экономической. Третья сторона - духовная - благодаря национальной идеи, религии, свободе утверждается быстрее: люди требуют гражданских факторов для собственного самоутверждения.

В рамках СНГ Россия за годы независимости приобрела имидж больше всего стабильного и лишенного серьезных внутренних конфликтов государства. Это достижение постоянно фигурирует в программных выступлениях высших руководителей и используется как свидетельство реализации определенной государственной стратегии. Лидеры национально-демократических сил тоже охотно обращаются к идее общественного согласия, что, присущие национальной ментальности.

Что касается структуры власти, то ее особенностью является неоднородность при однотипности, целостности; наличие внутренней борьбы и, одновременно, корпоративность, способность к идейным метаморфозам, уступкам между носителями различных взглядов и представителями различных группировок. Есть все основания говорить о существовании в России разветвленной и крепкой партии власти, способной обслуживать интересы различных групп номенклатуры за счет коллективной эксплуатации ресурсов страны. А что касается политических стычек и столкновений, которые наблюдаются сегодня в России, то они происходят не в связи с кардинальными изменениями в самой системе власти, а скорее в связи с перегруппировкой, ротацией интересов тех или иных подзагонов политической элиты, связанных с процессом перераспределения власти и собственности.

Однако и политика и экономика - отдельно выделены течения общественной жизни, которые имеют свое руководство, свою власть. И политическая, и экономическая власть России имеют свои составные элементы и свои структурные подразделения.

Политические власть состоит из политических институтов - важных источников социальных и политических изменений, которые создают многообразие каналов политической активности, формируют альтернативы социального и политического развития. Ведущим институтом политической системы и власти, соответственно, является государство - источник права и законов, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства. Государство как выразитель интересов и воли экономически доминирующего класса, оберегает его доминирующее положение в обществе, охраняет условия использования всех ресурсов: человеческих, материальных, природных в интересах развития общества и т.п. Государство всех времен и типов характеризовалась рядом стойки, обще исторических примет и функций: обязательное формирование управляющих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современных условиях имеет тенденцию демократизации.

Также в политической власти важное место занимают политические партии, массовой общественные организации и движения, группы интересов. Именно эти силы обусловливают нормативно-регуляторную сферу в структуре политической системы, а те в свою очередь влияют на другие направления деятельности общества, в том числе и экономики.

Что касается разделения властей, то, прежде всего, следует упомянуть, что для характеристики статуса каждого из высших органов современного государства определяющими являются понятия формы государственного правления. Форма правления - это способ организации власти, обусловленный принципами взаимоотношений высших органов. При этом исходными являются взаимоотношения между парламентом, правительством и главой государства. Содержание их взаимоотношений в той или иной мере отражает идеи разделения властей. Эти идеи, известные еще с ранних времен, в наиболее четком изложении были сформулированы французским просветителем и правоведом XVIII ст. Шарлем Монтескье. Его учение сыграло заметную роль в становлении современной политико-правовой мысли и существенно повлияло на развитие государственных институтов и в новый период мировой истории. Монтескье различал три власти - законодательную, исполнительную, судебную - и утверждал, что в условиях свободы недопустимое сочетание этих властей и совершения их одним лицом или одним органом. Такое сочетание, по его мнению, как обычно приводило к произволу. Поэтому Монтескье считал необходимым, чтобы указанные три власти осуществлялись различными органами. В то же время он признавал распределены власти в принципе равно значимыми и среди них не выделял ни одной, которая бы наделялась качеством верховенства по отношению к другим властям. Развивая свое учение о разделении властей, Монтескье высунул положения о необходимости их взаимодействия и взаимной уравновешенности. Он писал о таком взаимодействии властей, при которой последние сдерживают друг друга и согласованно продвигаются к общей цели. При этом Монтескье указывал на невозможность практического разграничения их настолько, чтобы это совершенно исключало вмешательство одной власти в деятельность другой.

Что же следует относить к экономической власти? Бесспорно - на верхушке как политической власти и экономической власти стоит президент государства. Следующей ступенькой к экономической власти можно относить все те звенья власти, которые так или иначе влияют на работу и определяют основные направления движения отраслей народного хозяйства (парламент, министерства, комиссии по народнохозяйственным направлениям и т.д.). Однако не только экономическая власть предопределяет экономическую политику государства, здесь имеют причастность и политические власти, которые, так или иначе, предопределяют форму правления, форму собственности производства, земли и т.п. Поэтому эти ветви властей сильно переплетаются, когда вопрос касается именно экономики государства, ее развития и совершенствования.

Сформулированное учение Монтескье о разделении властей заложило основы конституционного принципа, который был признан в государственно-правовой теории и практике ряда стран уже в конце XVIII ст. В наибольшей степени это учение было воспринято создателями конституции США 1787 г., действующей и сегодня. Идеи разделения властей были положены в основу ее текста и соответствующей организации государственного механизма, хотя в самом конституционном тексте словосочетание «разделение властей» не использовалось. Юридическая форма закрепления идей разделения властей здесь имеет вид функционального определения каждого из высших органов государства (конгресса, президента, верховного суда) как органов, которые осуществляют соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

Именно такая форма закрепления идей разделения властей стала самой распространенной в конституционной практике стран мира. Лишь в исключительных случаях разделение властей прямо провозглашается в конституционных законах.

Современная характеристика распределения политических и экономических властей в развитых странах опирается на различные толкования их содержания. Эти толкования существенно отличные, и их можно связать с существующими формами государственного правления и форм собственности. Более того, различные толкования разделения властей находят свое воплощение в разных формах правления и собственности и отражают сам факт существования таких форм.

Традиционное толкование разделения властей предполагает почти изолированность каждой из них, отсутствие между ними широких и тесных функциональных взаимоотношений. Соответствующее толкование признает разделение властей как жесткое. Оно связано с особенностями такой формы правления, как президентская республика, и наиболее приближенное к учению Монтескье. На практике жесткий разделение властей, по сути, влечет конкуренцию высших органов государства, прежде всего органов законодательной и исполнительной власти, Особенностью практической реализации идеи жесткого разделения властей является дополнение в виде стройной системы, так называемых сдержек и противовесов. В рамках этой системы созданы структуру взаимодействий и взаимоограничений высших органов государства, а отсюда - трех распределенных властей. Классической считается система сдержек и противовесов, установленная в конституции США.

Распространенным является и другое толкование разделения властей, по которому последние должны тесно сотрудничать и даже переплетаться. Такое толкование соответствует природе парламентарных форм правления. Более того, в странах с такими формами правления понятие разделения властей подвергается корректировке или даже отрицается. Много теоретиков не видят необходимости в жестком разделении властей. Они ссылаются на присущее практике этих стран явление - частичное слияние или частичное разделение функций органов законодательной и исполнительной власти, которое приводит к так называемому смешиванию властей.

Как следствие, конституционная практика устанавливает положение, которое иногда называют «частичным слиянием персонала»: членами правительства могут быть только депутаты парламента. Другими словами, одно и то же лицо участвует в реализации как законодательной, так и исполнительной власти. Такое положение предусматривается конституциями большинства стран с парламентарными (парламентско-монархической и парламентарно-республиканской) формами правления, а также со смешанной республиканской формой. Он отнюдь не отвечает требованиям жесткого разделения властей, которые, напротив, предполагают недопустимости совмещения депутатского мандата и членства в правительстве.

Реалии государственно-политической жизни целого ряда стран с парламентарными формами правления вызвали попытки отойти в конституционной теории от самих идей разделения властей и привели к фактическому отказу от соответствующей терминологии. Здесь широко признанные концепции «диффузии», «распыление» государственной власти. Согласно оценкам авторов этих концепций, властные полномочия осуществляются многими и различными органами и должностными лицами, между которыми далеко не всегда можно провести четкую грань по функциональным признакам. И чем больше органов осуществляют эти полномочия, тем меньше вероятность монополизации власти, тем уже возможности для произвольного правления.

По мнению сторонников таких концепций, каждый из государственных органов должен обеспечивать взаимные сдержки и противовесы. При этом содержание сдержек и противовесов трактуется нетрадиционно. К ним обычно относят коллегиальный характер правительства, двухпалатность парламента, порядок взаимоотношений между правительственной партией и оппозицией, баланс между органами центрального и местного самоуправления. Такая трактовка сдержек и противовесов объясняется тем, что они уже давно рассматриваются не только с позиций необходимости предотвратить чрезмерной концентрации государственной власти и сбалансировать ее высшие звенья, но и обеспечить стабильность и устойчивость в функционировании всех главных государственных институтов и политической системы в целом.

Идеи разделения властей известны конституционной теории стран со смешанной республиканской формой правления. Например, современные французские конституционалисты нередко высказываются в пользу жесткого разделения властей. Однако, пытаясь приспособить эти идеи к существующим в стране государственно-политическим реалиям, некоторые из них предлагают уточнить понятие законодательной и исполнительной власти. Функции правительства при этом не сводят только к исполнению законов. Наоборот, по мнению соответствующих авторов, единственная правительственная, или управленческая функция в определенной степени впитывает в себя законодательную функцию. Это приводит к тому, что последняя больше не отождествляется с деятельностью парламента.

Существует среди французских ученых и другой взгляд, согласно которому разница между законодательной и исполнительной властью не имеет принципиального значения, ведь лидер партии парламентского большинства фактически владеет и той и другой. Он руководит правительством и контролирует большинство. Поэтому говорить, что законодательная и исполнительная власти разделены, будет, по мнению адептов такого подхода, неправильным, а настоящее разделение имеет место между правительством и оппозицией.

Экономика государства - это совокупность общественно-производственных отношений. Управление ею происходит системой государственных органов, которые в совокупности образуют механизм государства. Если в том, или ином государстве политическая власть принадлежит конкретной партии, то все экономическое развитие государства может быть обусловлен идеологическим предпочтениям данной политической силы. Если же это демократическое общество, в котором нет доминирования одной политической силы, экономическое развитие определяется планами и законами, которые разрабатывает парламент (или орган - аналог парламента). Дальнейшее внедрение рекомендаций, реформ и т.п. осуществляется через систему министерств и других органов народного хозяйства, которые уже на месте дорабатывают и совершенствуют новые приказы и предложения вышестоящих органов.

Политическая власть в большинстве случаев опосредованно влияет на экономическое состояние в государстве, однако она непосредственно влияет на действия экономической власти государства, которая в свою очередь непосредственно вмешивается в экономическую жизнь государства. Однако в такой зависимости есть определенная опасность. Если политические силы берутся отстаивать свои интересы, свою идеологию через экономические неурядицы в государстве, искусственно подавляют экономическое развитие, чтобы оказаться на верхушке власти политической и возглавить государственную структуру, тогда экономика может развиваться по парадоксальному сценарию, доказывая экономические явления до абсурда или полного краха. Поэтому стоит, чтобы ни одна из политических партий не имела возможности излишне влиять на экономическую власть, на экономическое состояние в государстве, покорив его своим сугубо политическим интересам. Только демократические подходы будут способствовать эффективному развитию экономической жизни общества.


Заключение

 

Охарактеризовав понятие и сущность политической и экономической властей, проанализировав особенности их взаимодействия, можно сделать следующие выводы.

Экономика является важнейшим объектом политической деятельности. С одной стороны - как основа политической власти, в понимании ее экономической мощи (это касается любого государства, независимо от характера вмешательства государства в экономику). С другой стороны - как основа авторитета политической власти в понимании успешной экономической политики. Таким образом, экономическая политика является одним из главных направлений деятельности государства, и, одновременно, одним из главных предметов в программах политических партий.

Впрочем, политическая власть всегда была средством экономического обогащения - государств, общественных групп или отдельных лиц. Использование политической власти в личных или групповых материальных интересах называется коррупцией (с лат. corruptіo - подкуп). Это не только взяточничество государственных служащих и политиков, она может проявляться также в проведении экономической политики в собственных интересах, использовании государственных ресурсов в личных целях, прямом воровстве государственных средств или ценностей.

Взаимодействие политики и экономики имеет решающее значение в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями, экономическими интересами. В то же время, вместе с растущими масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе, растет и влияние политики на экономическую жизнь общества. Особой остроты проблема взаимоотношений политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.

Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решение. и действия, влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономические объяснения своей политике и оснастить их «научной» аргументацией. Экономическая постановка вопроса - как производятся и распределяются материальные блага - затрагивает основы жизненных отношений.

Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полно раскрывает свое содержание в понятии экономическая политика. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач относительно направленного воздействия на развитие экономики.

Последовательность и эффективность экономической политики детерминируется действием различных факторов. Будучи атрибутом политической власти и одним из средств ее осуществления, она формируется на пересечении экономики и политики, определяется социальной структурой общества, ценностных ориентаций субъектов и организаций, принимающих решения. Экономическая политика зависит от состояния общественного сознания, уровня политической культуры, структуры власти (отношений между законодательной и исполнительной властью, правительством и профсоюзами, различными партиями) и распределения сил в середине иерархии власти.

Таким образом, экономика определяет политику, политика определяет экономику, но что более высокий уровень развития экономики, тем слабее влияние политики. Наиболее глубокие экономические процессы происходят независимо от политики. Наоборот, наиболее глубокие политические изменения - прямое следствие экономики. Поэтому фундаментальной основой постоянной и многоуровневого взаимодействия политики и экономики является последняя.


Список использованной литературы

 

1. Коллектив авторов. Государство, экономика, общество, аспекты взаимодействия. Научные доклады. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 136 с.

2. Кравченко А.П. Политология: учебник для вузов /А.П. Кравченко. - М.: Проспект, 2011.

.   Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов /Р.Т. Мухаев. - М.: Проспект, 2010. - 640 с.

.   Политология: учебник для студентов вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 591 с.

.   Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И Соловьев. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 477 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...