Служение Христу через служение заключенным мне очень близко по духу.
Из опыта переписки Одно из направлений деятельности Центра – переписка с заключенными. На этой странице мы публикуем впечатления от многолетней переписки сотрудников центра: Бобкова София Григорьевна Первое с чем я столкнулась, начав, по милости Божией в 1998 г. переписку с заключенными, уверовавшими в Бога, это необычайная жажда письменного общения с человеком из мира, где человеческие отношения построены как-то иначе по сравнению с тем, что окружает людей там. Уже одно это сразу укоренило во мне понятие необходимости этого дела. Воистину там жаждут.
В Центр приходит много писем от заключенных, желающих вести духовную переписку, но, как понятно, все члены центра не могут взять на себя все приходящие письма. Очень часто письма лежат и ждут, пока найдется человек, который возьмется отвечать на него. Необходимо расширять служение переписки, вовлекать в него приходы и братства.
Служение Христу через служение заключенным мне очень близко по духу. Любовь Кочетова Я не знаю, почему именно заключенным. У нас, например, на приходе есть сестричество и патронажная служба престарелым, однако вот уже 7 лет я переписываюсь с людьми, находящимися в неволе.
Помоги нам всем, Господи, на этом непростом пути служения Господу нашему Иисусу Христу!
Дарья П. Ибо… в темнице был, и вы пришли ко Мне. Поначалу я думала, что буду писать свой рассказ, чтобы заинтересовать деятельностью нашего Центра православных верующих и привлечь их к служению духовной переписки. Но, поразмыслив над моей темой, я пришла к выводу, что моим братьям и сестрам во Христе я буду советовать переписываться с заключенными не только для того, чтобы нашлись наконец люди, способные ответить на те многочисленные письма, которые приходят из мест лишения свободы в Храмы, монастыри, издательства и другие сообщества. Я буду призывать к духовной переписке с заключенными и рассказывать о своем (небольшом, по сравнению с другими) опыте такой переписки еще и для того, чтобы показать: человек, ведущий духовную переписку, больше получает, нежели отдает! Я чувствую, что духовная переписка с заключенными (т.е. с людьми, которым очень нужна такая духовная поддержка) помогает мне сохранять бодрость духа, помогает быть добрее, чище, «открытей» душой. Думая о том, что именно ответить человеку, пребывающему в узах, на его вопросы о вере, или вообще думая о жизни заключенных, я забываю о своих проблемах, подчас суетных, мелких, не идущих ни в какое сравнение с тем, что испытывают многие люди в российских тюрьмах. Когда я пишу заключенным, волнуюсь об их духовных поисках, стараюсь в ответах быть мягкой и осторожной, меня начинают мучить угрызения совести. Мне начинает казаться, что я обделяю любовью своих близких, тех, кто рядом. «Сочувствовать, быть терпеливой с человеком легко, – думаю я, – когда он на расстоянии. Что же ты забываешь собственные слова о любви и кротости, когда общаешься, к примеру, со своими родителями?» Переписка вдохновляет меня, таким образом, на любовь и терпение в моей собственной семье. Я пишу письма как бы не только для моего брата во Христе, но и для самой себя: саму себя я учу следовать заповедям Господа, саму себя призываю читать почаще Евангелие, самой себе напоминаю смысл великих праздников Церкви. Ведь главное в переписке – это искренность и честность. Если ты поздравишь человека с двунадесятым праздником «для проформы», только потому, что «так подобает» члену Центра при православном институте, это будет неискренно: надо еще пережить праздник Церкви и как твой личный праздник. А если ты будешь писать о смирении и любви, а сам их иметь не будешь – это будет нечестно. Или, говоря словами Апостола, будешь ты «медь звенящая и кимвал бряцающий». В-третьих (я продолжаю свою мысль о том, что переписка с заключенными помогает мне прощать обиды), когда я отвечаю человеку, который написал, что он убийца или вор, я не могу не думать о том, стала бы я заботиться о спасении его души, если бы его жертвой была я. Простила бы я человека, который обокрал мою квартиру или убил бы моего родственника? Это, конечно, звучит упрощенно, да и ответов на эти вопросы я не дам: никто не может предсказать, как поведет себя в той или иной ситуации. Но задуматься, мне кажется, над такими вопросами стоит, опять же чтобы исключить из переписки лицемерие. Мол, конечно, я пишу этому человеку, потому что он, бедный, украл или убил по неразумию, а сейчас раскаивается. В таких мыслях сквозит легкомысленное отношение и к греху заключенного, и к его покаянию. А вот хотя бы настроившись на то, что ты будешь готов простить человеку его страшное «неразумие», если оно коснется тебя лично, ты сделаешь свою переписку с заключенными действительно духовной. Я всегда вспоминаю преподобномученицу великую княгиню Елизавету Федоровну, которая простила убийцу своего мужа и сама ходатайствовала о его помиловании. Я чувствую себя сопричастной к грехам тех, с кем переписываюсь. Да, я не убивала и не воровала. Но это во многом благодаря тому, как меня воспитали, благодаря тому, что мне уделяли много внимания и любви и сразу объяснили (более того, показали на своем примере), что хорошо и что плохо, и как надо жить честным людям. Кроме того, я не убила в прямом смысле этого слова, то есть не совершила ничего, что бы подпадало под статью Уголовного кодекса. Но, например, несколько лет назад, еще не придя к вере, я вполне могла сделать аборт (говорю это сейчас с ужасом и – с благодарностью за то, что Господь не допустил этого). А сколько раз, уже после крещения, на меня находили приступы просто-таки звериной злобы и раздражения? За убийство человек несет хотя бы физическое наказание, ведь лишение свободы – это настоящая пытка, а я после скандалов и озлобления продолжаю жить припеваючи… Говоря о своем чувстве сопричастности к грехам тех, с кем мы переписываемся, я вспомнила одну встречу в нашем Центре. Одна наша сестра во Христе, придя на встречу впервые, сказала, что мы должны дать заключенным понять, какие они грешники, и привести их к покаянию. Мы тогда все стали ее разубеждать: не в том смысле, что мы не должны говорить заключенным о необходимости покаяния, исповеди, а в том, что не надо делить мир на них, грешников, и нас. Грешные мы все – и все мы одновременно чада Русской Православной Церкви. И всех нас любит Господь, и за всех нас Он умер на Кресте. И никто из нас, членов Центра, не может ни поучать свысока, ни учить, как жить. Ибо, по словам Господа, «один у нас Учитель – Христос, все же мы – братья» (Матф. 23:8). Эта мысль как бы выправляет наш взгляд на духовную переписку с заключенными. С одной стороны, мы никого не учим (только даем советы, а еще лучше – делимся своим опытом или передаем советы батюшки и высказывания из духовной литературы). С другой стороны, мы не чувствуем себя ложно ответственными за чужую жизнь. Как пишет в своем опыте переписки руководитель нашего Центра Наталия Владимировна Пономарева: «Кто ответственен за жизнь, за ошибки и победы христианина в заключении? Кто ответственен за его устройство после освобождения? Мы, взявшиеся его поддерживать в трудную минуту, не ответственны. Понять это и смириться с этим очень важно. За его жизнь, трудности и победы ответственен, без сомнения, лишь он сам и Господь. За его устройство ответственна государственная система...» Итак, Господь нас привел дать совет нашему брату по вере, ободрить его. Хочется добавить: «и не более». Но так уж ли это мало – ободрить? Сказать нужное слово? Не доброе и не суровое, а именно нужное в конкретной ситуации слово? Здесь пишущему письмо своему подопечному в узах предоставляется шанс буквально совершить подвиг. Нужно суметь разглядеть в скупых строчках письма, в не очень умелых (а кто из нас может умело выражать свои мысли, тем более на бумаге?) выражениях лицо человека, его неповторимую, сложную, исковерканную в период безверия судьбу. Нужно следить за своим языком, за тем, чтобы не оскорбить (ведь ладно человек на нас обидится, страшнее будет, если из-за наших слов он обидится на Бога!), не наговорить лишнего, суетного. Ни в коем случае не надо садиться писать письмо (поняла это на своем горьком опыте) в унынии, или если в этот момент тебе некогда. То есть в любом состоянии души, кроме смиренного, спокойного. И ничто, естественно, не помогает прийти к этому состоянию так, как молитва: о том, чтобы Господь дал написать угодные Ему слова, чтобы помог и нам, и нашим братьям в заключении, по молитвам Своей Пречистой Матери и святых. Я написала, что одной из проблем, с которой сталкиваешься, переписываясь с заключенными, является нехватка информации об адресатах. Мы мало знаем не только о конкретных заключенных, с которыми начинаем переписываться, но и вообще о жизни в местах лишения свободы (относительно последнего пункта могу сказать только, что в связи с перепиской у меня появился интерес к этой стороне жизни России, да и всего мира, и я этому рада: мне кажется, граждане должны иметь представление о состоянии тюрем в своей стране). К примеру, я взялась ответить на письмо человека, в котором он сообщает только, что крестился уже в заключении, что совершил кражу, что ему 25 лет и что в их колонии есть молитвенная комната. Казалось бы, как можно писать что-либо духовное, когда так мало знаешь о человеке? Но ведь в том-то все и дело, что духовное выше житейского: оно сближает, объединяет, оно одно на всех. Кроме того, духовная переписка не означает, как я уже говорила, общих «наставлений», советов о том, «как жить». Здесь, опять же, надо соблюдать золотую середину. Я стараюсь не писать общих фраз, типа «верь и терпи», без конкретных примеров: из Евангелия, житий святых, собственного опыта. Иногда приходится немного присочинить, чтобы главным в моих словах было не житейское, а духовное: к примеру, сделать рассказ о себе рассказом о своем знакомом. Недавно, собираясь написать одному заключенному воображаемую историю о том, как я справилась с волновавшей его проблемой (он стеснялся говорить своим друзьям-заключенным «здравствуй» и вообще добрые слова), я вдруг поняла, что и сочинять ничего не нужно. Я обнаружила, что и на меня находит порой стеснение, и что я реально пытаюсь его как-то преодолеть. Так переписка помогает мне разобраться в самой себе. Да, общие наставления не нужны, но не нужны, как научили меня старшие члены нашего Центра, и разговоры на мелкие, житейские темы. Хотя некоторые житейские темы соприкасаются со сферой духовного, и именно в духовном плане о них я стараюсь говорить. К примеру, я не сообщаю заключенным, что я живу с родителями и пока еще только учусь на преподавателя литературы, но пишу о том, что порой у меня бывает недопонимание с родными, и я по этому поводу очень переживаю. Пишу, что я, как учитель русского языка, особенно сильно чувствую, какой одухотворяющей силой обладает русская классика. Лично я не люблю жаловаться в своих письмах на свои проблемы, но вполне согласна с мнением, которое высказала недавно одна из наших сестер. Она сказала, что мы должны дать возможность и нашим адресатам проявить сочувствие: попросить их помолиться за нас, за наше общее духовное и телесное здравие. Ведь одна из важных сторон переписки – доверие друг к другу. Да, заключенные мало верят тому, о чем им пишут (увы, жизнь сделала их недоверчивыми и скрытными). Но они, я уверена, как и все люди, чувствуют, пишешь ли ты им с открытой душой или думаешь про себя, что они уже не способны на нормальные человеческие отношения. Искренняя просьба о молитве, подкрепляемая верой в то, что их молитва близка ко Господу, может быть, как никакая другая, открывает сердца заключенных. Мы не спрашиваем сами, за что именно человек отбывает наказание. Иногда мне кажется, что в молчании человека о своем преступлении видно даже больше раскаяния и стыда за содеянное, чем, если бы он сразу подробно рассказал состав своего преступления. Итак, мы мало знаем о заключенных, но зато мы знаем главное: они – наши братья и сестры во Христе. И поводов для разговора появляется, если помнить об этом, очень много. Можно поздравить с церковными праздниками, рассказать, как недавно была в храме, что говорил в проповеди священник, рассказать о каком-нибудь паломничестве или просто о поездке за город, поделиться своими мыслями при чтении Библии и вообще духовной литературы. Переписка заставляет меня, к примеру, саму больше читать, а также внимательнее осмыслять прочитанное, извлекать из последнего уроки, применяя его к своей жизни. Тогда я получаю возможность не просто цитировать что-либо духовное в моих письмах, но и показывать, что Слово Божие действительно помогает нам жить, что Оно не отстоит от нас далеко, а наоборот, написано для конкретно каждого из нас. Недавно мне написал один человек: «Вы вот о нас знаете все, а мы о вас ничего не знаем». Я ему так и ответила, что мы знаем друг о друге главное: что мы православные христиане, что мы все верим в то, о чем говорится в Символе веры, и еще я добавила, что «мы специально не рассказываем о том, как живем, чтобы не превращать наш разговор о Боге в житейские беседы». Впрочем, мне кажется, что вполне можно рассказать человеку, с которым переписываешься, о том, как ты лично пришел к вере. Я, например, так и сделала, но рассказ мой не содержал дат: боюсь, у моего адресата возникло бы немало недоумений, если бы он узнал, что пишет ему человек вдвое моложе его. В нашем Центре вопрос о том, как представляться заключенным, решается всеми по-разному, но в любом случае, мне кажется, не стоит признаваться, что ты, к примеру, одинокая христианка, иначе разговор может перейти на тему житейскую и несвоевременную для того, кто еще не вышел на свободу и не твердо стоит на пути веры. Сколько писем к нам приходит с просьбой дать объявление о знакомстве! Людям иной раз кажется, что, женившись, они обретут рай на земле. Один человек мне так и написал: «Хочу создать семью и начать жить по-новому с Богом, сейчас ищу девушку, чтоб пока по переписке познакомиться, а по освобождении поехать к ней. Конечно, хочется, чтоб она была тоже христианкой и жила недалеко от храма или монастыря, чтоб я мог ходить туда работать для Бога нашего». Мы к таким письмам относимся спокойно, ведь вполне понятно, почему их пишут. Радостно, конечно, что люди хотят начать новую жизнь, создать семью. Но бывшим заключенным, также как и никогда не сидевшим людям, не решить своих проблем женитьбой на христианке. Вот мы и пишем им, что прежде чем создавать семью, им надо хотя бы найти работу, обжиться, проверить, насколько вера, которую многие из них обрели только в колонии, выдерживает напор соблазнов вольной жизни. О себе же я рассказываю главным образом то, что касается нашей переписки: к примеру, о том, как я пришла в наш Центр, чем мы в Центре занимаемся, какие у нас есть возможности для помощи. Немало дискуссий в нашем Центре ведется по поводу того, кому с кем переписываться: только ли сестрам с сестрами и братьям с братьями, или же для женщины-христианки вполне допустимо переписываться с заключенными братьями по вере. Но иногда мне кажется, что такие сомнения – от лукавого. Задумываясь над ними, мы сами отвлекаемся от духовной стороны нашей переписки. Главное: благословил ли вас батюшка на переписку с заключенными. Если да, то берите любое письмо, какое даст вам руководитель Центра. По-моему, лично мне духовная переписка с любым человеком – молодым, немолодым, братом, сестрой – многое может дать. Сестру я бы лучше поняла чисто в психологическом плане, брату могла бы сказать доброе слово, которое от брата по переписке он мог бы и не услышать, сверстнику я дала бы совет из своего духовного опыта, потому что сама волнуюсь о тех же проблемах, что и он. К примеру, я переписываюсь с человеком, которому 23 года. Я по себе хорошо знаю, что в этом возрасте важно иметь представление о том, как ищут путь в жизни такие же молодые, как ты, что важно ощущать веру не чем-то таким, что интересует только старушек в платочках, но тем, о чем задумываются многие твои сверстники. Поэтому я стараюсь рассказывать ему о разных молодежных христианских организациях, существующих в нашей стране, о том, чем занимаются верующие православные юноши и девушки. Я пишу ему о том, что верующий человек не обязательно должен быть иконописцем или монахом: он может быть и бухгалтером, и шофером – кем угодно, только честно трудящимся на благо ближнего. Я пытаюсь показать моему брату во Христе, что, будучи верующим человеком, он хотя и выберет уникальный путь – следования за Христом, но не станет одинокой, отчужденной от других «белой вороной»: ведь в ограде Церкви он сможет найти и друзей, и родных, – целую семью. Очень важно, как я поняла, подготовить людей к тому, что если по выходе на свободу они зайдут в храм или монастырь, к ним не обязательно должны подбежать, окружить заботой и сразу во всем помочь. В напоминании об этом нуждаются не только заключенные, но и мы все. Я помню, как меня поразила фраза о. Димитрия Смирнова о том, что Бог и не хочет, чтобы мы здесь, на земле, жили счастливо и в достатке. Бог хочет, чтобы мы спаслись для жизни вечной, а остальное, грубо говоря, не важно. В Церковь, – говорил о. Димитрий, – человек приходит не для того, чтобы Она разрешила все его проблемы, но для того, чтобы в Ней взять на себя новый груз – Крест, крест терпеливого отношения ко всему, что посылается нам жизнью. И вот очень важно, чтобы человек, имевший до заключения смутное представление о жизни в Церкви, придя в храм, не разочаровался в вере из-за того, что ему там не помогли. Впрочем, следует (опять же поняла это на своем опыте) быть осторожными с увещеваниями заключенных о том, что надо терпеть и что ко всем страданиям надо относиться с радостью, как к знаку Отеческой о тебе заботы. Как-то раз я взялась ответить на письмо человека, который слезно жаловался на условия своего заключения, на то, что он ходит в рванье и все над ним смеются. Я подумала, что если я ему напишу соболезнование, напишу, что да, какой он несчастный, то мое письмо тем самым как бы подтвердит, что он мыслит в правильном направлении, а это означало бы, что он сможет дойти в своих жалобах до ропота на Бога. Нечто такое уже проскакивало в его письмах: он спрашивал, почему Бог посылает ему, верующему в Него, такие испытания, а беспечным богатым – не посылает. В итоге я решила написать ему о св. Марии Египетской, которая вообще жила в пустыне 40 лет, и об Иоанне Крестителе, питавшемся саранчой и диким медом. Наверное, не надо было этого писать, но чтобы как-то заставить человека взять себя в руки и достойно перенести посланные ему испытания, я написала ему, что, в конце концов, это не по-мужски – жаловаться на то, что тебя никто не любит. Вот что человек мне ответил: «…Моя ошибка в том, что я написал Вам о своих нуждах. Больше этого не повторится, прошу Вас, забудьте все, что я просил у Вас: мне ничего не надо от Вас, кроме писем с духовными словами. Я также написал Вам о своих душевных и телесных проблемах. Я тоже об этом сожалею. Я написал Вам для того, чтоб Вы могли словом верным подсказать, ведь может Вы старше меня и опыта побольше, но никак не подумал, что это не по-мужски или не по-христиански. Тогда и не по-мужски мне было писать Вам и не по-христиански о своих проблемах, каковы бы они ни были. Я так понимаю, что к духовнице-наставнице [я потом ответила ему, что он меня не должен таковой считать] можно писать о своих прекрасных моментах, а о том, что у тебя на сердце тяжелое, нельзя. Значит, пустить слезу мне должно быть стыдно. Простите меня за все, это я никогда больше не буду всего этого Вам писать (может, просить прощения тоже не по-мужски, и Вы считаете меня половой тряпкой?) Пусть я буду ей, но С БОГОМ В ДУШЕ, чем порядочным, но без Него (это я образно сказал)<…> А о тех примерах, что Вы написали, что Мария Египетская ушла в пустыню и прожила там 40 лет в покаянии, но вы не представляете, как я хочу уединиться на всю жизнь и прожить с Господом, но к сожалению, у меня безвыходная ситуация, и уйти пока я никуда не могу, и как бы там ни было, сейчас я живу среди общества и не должен отличаться от других. Иисус Христос носил одну и ту же одежду, но Он не отличался от остальных христиан. А эту притчу [в смысле о Марии Египетской] можно отнести и к Вам, даже в большей степени, хотя я сомневаюсь, что Вы, живя в Москве, да и просто в Центре, среди других христиан, будете ходить в лохмотьях или вообще без них и кушать червей. Когда Вы или я буду жить не в обществе, тогда мне ничего и не будет нужно, кроме Бога. И еще, прошу Вас, не упрекайте людей в том, что они сидят [последней просьбой я вообще была потрясена: во-первых, никто его и не упрекал в том, что он сидит, а во-вторых, это бы и не было возможным, поскольку наш Центр помогает заключенным]…». Не буду приводить свой ответ этому человеку, скажу только, что когда я читала это его письмо в первый раз, меня буквально трясло, не знаю даже, от каких именно эмоций. Слава Богу, я села писать ответ только после того, как успокоилась и внутренне примирилась с этим человеком. Это было его 5-ое письмо, сейчас он написал мне уже 6-ое и 7-ое, и все вроде бы в порядке, ни он, ни я переписку нашу не прекратили, потому что нам обоим, я чувствую, она служит настоящей духовной школой, школой общения с братьями во Христе. Немного о том, как я пришла в Центр. Это было ровно год назад (сейчас сентябрь 2003 года). Сначала я увидела объявление в газете, в котором члены православной общины в заключении просили о помощи. Я до этого вообще о заключенных не задумывалась, а тут вдруг подумала, что как же так, я не делюсь тем, что знаю сама. Мне тогда подарили небольшую книжечку «Православие для всех», она мне самой очень понравилась, и я решила ее послать по объявлению. Мама у меня не приветствует мое частое хождение в церковь (но и не особо ему препятствует), и, зная это, я не стала ей говорить о завязавшейся переписке с верующими заключенными. Чувствую, что по молодости лет я легче (легкомысленнее?) отношусь к опасностям такого рода переписки (впрочем, опасности никакой нет, и все ложные страхи рассеиваются, как только прочтешь памятку нашего Центра для начинающих переписку). Я дала тогда в своем самом первом письме заключенным адрес «до востребования». Вскоре пришел ответ: мое письмо в колонию вообще дали конкретному человеку. Он просил меня прислать ему Библию и пояс с молитвами. Как могла я не выполнить его просьбу, тем более, что как раз тогда я заработала немного своих денег? Сейчас я знаю, что, во-первых, целые Библии (пусть и небольшого размера) посылать в первых же письмах не надо, во-вторых, их лучше посылать все-таки на общины, а то на всех заключенных индивидуально не хватит денег, и в-третьих, на свои деньги Библии (равно как и другие духовные книги) членам Центра покупать не надо: их жертвуют издательства. Но тогда я купила небольшую Библию (а также несколько небольших брошюр с толкованиями на Новый Завет) и послала моему заключенному брату во Христе. А через несколько дней я вдруг увидела в газете рассказ о Центре духовной поддержки заключенных. Я не могла оставить по указанному телефону в ПСТБИ свой телефон, поскольку мои родители о моей переписке не знали (и не знают), но спросила, как мне самой связаться с руководителем Центра. Мне подсказали, и вскоре я уже была на первой встрече нашего Центра. Поистине, Господь дает нам из Своих детей новую семью. И хотя на встречах мы многое не успеваем обсудить, хотя бывают какие-то моменты, по которым члены нашего Центра начинают спорить, такой живой, спокойной, одухотворенной атмосферы, как на наших встречах, я пока еще нигде не встречала. Помогать заключенным поистине надо сообща, вместе помолившись о них и о всех нас Господу. Я прихожу на эти встречи порой всего на полчаса, после тяжелого дня, но ухожу словно новым человеком, как я уже говорила, вдохновленная на любовь и на дальнейшее служение ближним. И, каюсь, по-доброму завидую тем, кто может на эти встречи приходить свободно, не скрывая свою переписку от близких. Я уверена, мои родители поняли бы и сами бы увлеклись перепиской с заключенными, если бы им все, как следует, разъяснили и если бы они сами открыли свое сердце Богу. Но пока, получается, не время, и я им не могу рассказать. Теперь позволю себе поделиться некоторыми правилами, к которым я пришла методом проб и ошибок. Сразу скажу: тем, кто начинает переписываться с заключенными (пусть даже и не в нашем Центре), обязательно стоит поговорить с более опытными членами Центра. У них накопился уже такой большой опыт (тем более, что многие проблемы у всех – одни и те же, и вопросы многие задают одинаковые), что на первых порах, если посоветоваться с ними, отпадет надобность «изобретать велосипед» и сочинять ответы, которые давно уже хранятся в Центре в готовом виде. Итак: - Как обращаться к заключенным. Каждый выбирает ту форму, какая удобнее ему. Я пишу всегда: «Дорогой брат во Христе (имя)! Поздравляю Вас и Ваших братьев по вере с такими-то праздниками! (далее текст письма) Да хранит всех нас Господь! сестра Дарья из Центра духовной поддержки». На конверте я пишу свое имя и отчество, и некоторые заключенные обращаются ко мне по имени-отчеству, а некоторое по имени, но всегда на «Вы», и всегда, также как и я, называют меня сестрой. Я очень люблю писать от имени всех нас, членов Центра, от местоимения «мы»: это как-то позволяет даже внутренне смирить себя и не дает превратить переписку в одинокое наставление. Очень важно, мне кажется, написать, что «письму Вашему очень рады, рады, что Вы ходите в молитвенную комнату, что Вам доступна духовная литература» и т. д. Это даже не из-за вежливости: мы действительно должны радоваться и благодарить Господа за то, что по Его благодати даже в тюрьме, после преступлений, среди всеобщего озлобления люди тянутся к вере и у них есть желание узнавать о Боге все больше и больше. - В Центре накопилось уже много распечаток (как в бумажном, так и в компьютерном варианте), которые можно и нужно рассылать верующим в тюрьмы в качестве духовной литературы (ответы на вопросы о вере, проповеди, обращения, слова святых о Причастии, исповеди). Также есть напечатанные образцы писем и ответов на них, которые могут помочь сориентироваться начинающим в том, в каком ключе вести переписку. Всем этим необходимо пользоваться: это позволит и время сэкономить, и не даст залежаться уже готовым накопившимся материалам. - Многие заключенные (впрочем, как и многие верующие на свободе) склонны уделять много внимания вопросам о конце света, Апокалипсисе и т.п. Это, несомненно, очень важные темы, и в миру о них вполне можно подумать и поговорить. Но в переписке, которая сводится подчас к 1-му письму в 2 месяца, когда у заключенного н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|