Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы экономического анализа

 

Экономический анализ бухгалтерской отчетности предполагает использование разнообразных методов и приемов анализа. Наиболее часто применяются следующие из них.

Метод сравнения заключается в сопоставлении абсолютных и относительных показателей изучаемого предприятия с их значения­ми за предыдущие периоды, с аналогичными показателями другого предприятия или с эталонными значениями. Применение метода сравнения осложняется проблемой доступности показателей по аналогичным предприятиям или эталонных показателей, которые могли бы служить базой для сравнения. Метод сравнения применя­ется на всех этапах анализа начиная с предварительного анализа и заканчивая комплексными методиками анализа.

Горизонтальный анализ предполагает расчет показателей тем­пов роста и прироста показателей, которые используются для оцен­ки динамики основных показателей; кроме того, с помощью этого анализа можно отследить нетипичные (отличные от средних) изме­нения показателей, что может использоваться для оценки достовер­ности отчетности. Горизонтальный анализ также относится к наи­более распространенным методам анализа, он используется как для оценки сбалансированности роста всей организации, так и для оценки динамики отдельных показателей.

Вертикальный анализ основан на расчете показателей структуры, то есть удельных весов части совокупности к совокупности в целом, что позволяет выявить наиболее значимые составляющие в разнообразных экономических показателях. Наиболее яркими при­мерами использования вертикального анализа являются вертикаль­ный анализ баланса и отчета о прибылях и убытках; кроме того, вертикальный анализ применяется и в анализе отдельных категорий (в частности, вертикальный анализ прибыли позволяет оценить ее качество, а вертикальный анализ оборотных активов — степень их ликвидности).

Метод коэффициентов принадлежит к числу наиболее распространенных инструментов анализа. Он основан на расчете соотношений между экономическими показателями и позволяет более эффективно, чем другие методы, выявлять наличие проблем у организации, то есть отклонений в деятельности анализируемой организации по отношению к эталону. Очень широкое распространение получили такие группы коэффициентов: коэффициенты рентабельности, ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости (они обеспечивают возможность оценки как эффективности организации, так и ее рискованности).

Балансовый метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей. Он заключается во вза­имной увязке большого числа экономических показателей двумя итоговыми суммами. Примером применения балансового метода является анализ денежных потоков организации, а именно: косвен­ный метод анализа, в ходе которого увязываются притоки и оттоки денежных средств, объясняющие причины изменения денежных средств организации.

Метод факторного анализа предполагает в качестве цели выявление вклада каждого фактора в совокупное изменение результата. Этот метод незаменим при оценке причин изменения того или иного экономического показателя. Наиболее часто используемый прием факторного анализа — прием цепных подстановок, а также абсолютных и относительных разниц. Факторный анализ применяется на этапе предварительного анализа (например, для оценки того, какие статьи баланса и в какой степени оказали влияние на изменение его итога). Это простейшие расчеты на основе аддитивной модели. Далее в процессе анализа используются более сложные варианты факторного анализа. Например, в процессе анализа финансовых ре­зультатов с помощью метода абсолютных разниц исследуются факторы, повлиявшие на прибыль от продаж, а также с помощью метода относительных разниц изучаются причины изменения рентабельности собственного капитала.

Метод эспертных оценок в большей или меньшей степени должен применяться на протяжении всего анализа, он позволяет обобщить и учесть мнения экспертов по исследуемой проблеме. Этот метод является незаменимым при интерпретации результатов экономического анализа. Кроме того, при проведении таких слож­ных видов анализа, как анализ налоговой нагрузки, маркетинговый анализ, прогнозный анализ должны в обязательном порядке учиты­ваться мнения экспертов по поводу соответственно возможных ме­тодов оптимизации налоговых платежей, перспектив изменения рыночных условий для предприятия, а также сценариев возможного развития событий.

Метод корреляционно-регрессионного анализа заключается в установлении степени тесноты связей между совокупностями показателей и формировании аналитического выражения стохастиче­ской зависимости между исследуемыми признаками. Этот метод применяется при изучении вероятностных связей между показате­лями. Например, с помощью этого метода возможно установление зависимости объема продаж предприятия от таких факторов, как цена реализации, доходы покупателей, цены на конкурирующие товары. При экономическом анализе отчетности применение это­го метода на основе построения соответствующих моделей весьма ограничено в связи с недостаточностью информации для установления характера вероятностных связей. Однако корреляционно- регрессионные модели используются в готовом виде, например, в процессе анализа вероятности банкротства организации (известный z-счет Альтмана).

Метод суммы мест используется в процессе комплексной оценки организации и заключается в том, что каждому показателю, включенному в комплексный показатель присваивается определен­ное место в зависимости от его значения, затем рассчитывается комплексный показатель как взвешенная с учетом значимости каждого показателя, сумма. Этот метод анализа применяется, в частности, при оценке кредитоспособности организации.

Метод ситуационного анализа и прогнозирования является достаточно сложным, поскольку в его основе лежат модели, формализующие вероятностные и детерминированные связи, которые позволяют прогнозировать развитие системы с учетом различных вариантов развития ситуации. Очевидно, что сфера приложения этого метода анализа — прогнозный анализ.

Методы анализа во взаимосвязи с различными видами анализа приведены в табл. 1.

Более подробно методы анализа будут представлены ниже в процессе изложения материала при рассмотрении конкретных аналитических процедур.


Таблица 1. Методы экономического анализа

Вид экономического анализа Метод экономического анализа
Анализ соответствия и согласованности форм бухгалтерской отчетности Метод сравнения
Экспресс-анализ организации Метод коэффициентов, метод экспертных оценок, горизонтальный анализ
Анализ агрегированного баланса и отчета о прибы­ях и убытках Метод коэффициентов, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок
Анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости организации Метод коэффициентов
Анализ собственного капитала, стоимости чистых активов Метод коэффициентов, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок
Анализ заемного капитала Метод коэффициентов, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности Метод коэффициентов, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок
Анализ прибыли и рентабельности Метод коэффициентов, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок, факторный анализ смешанных моделей методом абсолютных разниц, факторный анализ мультипликативной модели методом относительных разниц
Анализ движения денежных средств (прямой метод) Метод коэффициентов
Анализ движения денеж­ных средств (косвенный метод) Балансовый метод, метод коэффициентов
Анализ налоговой нагрузки Метод экспертных оценок, метод коэффициентов, метод сравнения
Анализ деловой активности Метод коэффициентов
Анализ внеоборотных активов Метод коэффициентов, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок
Анализ основных средств Метод коэффициентов, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок
Анализ оборотных активов Метод коэффициентов, факторный анализ аддитивных моделей методом цепных подстановок
Анализ труда и заработной платы Метод коэффициентов
Анализ финансовых вложений Метод экспертных оценок, метод коэффи­циентов
Анализ расходов организации и ресурсоемкости продукции Метод коэффициентов, факторный анализ смешанных моделей методом абсолютных разниц
Маркетинговый анализ Метод экспертных оценок, метод коэффициентов
Анализ вероятности банкротства Метод коэффициентов, метод корреляционно-регрессионного анализа
Анализ кредитоспособности организации Метод коэффициентов, метод суммы мест
Прогнозный анализ Метод экспертных оценок, метод ситуационного анализа и прогнозирования
Оценка стоимости организации Метод экспертных оценок, метод ситуационного анализа и прогнозирования

Вопросы и задания

1. В чем заключается сущность и содержание экономического анализа?

2. Кто является пользователями экономического анализа?

3. Какая информация необходима для проведения экономического анализа?

4. Какие сведения о внешней среде необходимы для анализа деятельности организации?

5. Как можно сгруппировать данные о внутренней среде, необходимые для анализа?

6. Каково содержание экономического анализа, проводимого на основе бухгалтерской отчетности организации?

7. Дайте характеристику основным этапам экономического анализа.

8. Какие методы используются в анализе?

9. Какие формы бухгалтерской отчетности являются информационной основой анализа рискованности организации?

10. Какие формы бухгалтерской отчетности используются при анализе эффективности деятельности организации?

11. Какие формы бухгалтерской отчетности используются при анализе денежных потоков организации?

12. Какие формы бухгалтерской отчетности используются при ана­лизе ресурсов организации?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...