Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С понятием расчленённости формы связаны такие закономерности (метр, ритм, пропорции, подобие, равновесие, динамичность, статичность).

I. Ориентация формы в среде.

1. Любая форма обязательно находится в среде. Ориентацию формы в среде определяют соотношением ее положения с каким-либо ориентиром, присущим среде.

 

2. Основными ориентирами в среде является горизонталь и освещение.

 

3. Соотношение формы с горизонтальной плоскостью могут придать одной и той же форме прямо противоположные свойства.

 

ІІ. Устойчивость и неустойчивость.

Пирамида Хеопса – пример ориентации формы, относительно горизонтальной плоскости – пространства пустыни. Такая ориентация обеспечивает устойчивость, надёжность и монументальность архитектурной формы.

Музей современного искусства в Каракасе 1954-55, (Венисуэла)

Оскар Нимейер.

 

Пример той же геометрической формы, но с качественно противоположной эмоциональной выразительностью. Форма не устойчива, благодаря иной ориентации в пространстве.

 

Статичные формы: куб, шар, пирамида. Благодаря ориентации в пространстве, относительно горизонтальной плоскости, оцениваются нами, как эмоционально устойчивые.

 


Те же формы: куб, шар, но иначе сориентированные относительно вертикальной, или наклонной к горизонту плоскости, эмоционально оцениваются нами как не устойчивые, так же как и пирамида, иначе сориентирована, относительно горизонтальной плоскости пространства.

 

 

Ориентация в среде, светлота, цвет, фактура, текстура - с войства, относящиеся к формам, а не к пространству.

 

Светлота – свойство структуры поверхности формы отражать часть падающего на него светового потока.

 

· Светлота обладает способностью значительно влиять на зрителя эмоционально.

 

· Светлые предметы кажутся большими, чем темные

 

· Светлые поверхности кажутся ближе, чем темные. Иррадиация (оптика) — кажущееся увеличение размеров светлых фигур на черном фоне.

Поверхности, окрашенные в теплые краски, иллюзорно увеличиваются, холодные – уменьшаются.

 

Текстура и фактура.

Текстура выражает только физико-механические свойства материала.

 

Фактура, кроме того, выражает и характер обработки поверхности

Оба эти понятия тесно взаимосвязаны и при современных возможностях обработки, можно получить фактуру поверхности не соответствующую свойствам этого материала.

 

Цвет

Цветом называется свойство структуры поверхности формы избирательно отражать световые лучи определённой длины волны. Характеристика каждого оттенка определяется тремя параметрами.

Длина волны – параметр, определяющий ощущение цветового тона оттенка.

Чистота цвета – доза чистого спектрального цвета, в сложном составном оттенке, определяющая ощущение насыщенности.

 

Яркость – параметр, определяющий ощущение светлоты оттенка.

Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или животного, — колбочек.

 

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

 

 

Расчлененость формы – это ее обьективное свойство, заключающееся в том, что она, как целое, состоит из элементов.

Расчлененость формы и ее влияние на выразительность остальных свойств формы оценивается эмоционально.

С точки зрения восприятия и эмоциональной оценки расчленености формы, нерасчлененными, (не состоящими из отдельных элементов) можно считать точку, прямую, кривую постоянной кривизны, и шар.

Формы с дискретным (прерывистым изменением границ, оцениваются как расчлененные на элементы)

- оценивается равенство или различие углов, сторон, граней по ориентации в пространстве, неравенство по освещенности и светлоте.

а) эмоциональная оценка геометрической характеристики элемента – динамичность по вертикали – не совпадает с эмоциональной оценкой геом-й характеристики целого;

б) динамичность исходной формы совпадает с динамичностью элемента членения. Членение усилило динамичность формы;

 

в) после членения элементов формы конкретно обозначилось направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях – это разрушает форму: она распадается на 2 элемента;

 

г) членение может внести в форму как статичность, так и динамичность в зависимости от соотношения элементов, получившихся при членении по массе, а также от их геометрической характеристики.

 

Членение формы на два элемента. При членении формы на два тождественных элемента она теряет свою целостность, так как элементы слишком велики по отношению к целому и потому слишком самостоятельны; форма распадается на два равноправных элемента. В зависимости от выбранного приема членения масса формы может распределиться по элементам таким образом, что они придадут форме статичность или динамичность.

Членение формы на два нюансно и контрастно неравных элемента:

Если два элемента, из которых состоит форма, нюансно неравны (рис. 6 а, б) и оба слишком крупны по отношению к целому, то каждый из них еще сохраняет самостоятельность, что снижает целостность формы. Но в отличие от членения на два тождественных элемента здесь уже появляются тенденции соподчинения меньшего элемента большему и динамика формы от неравного распределения массы в ее элементах.

а, б) тенденция динамики формы обусловливает конкретную ее направленность (от меньшей массы к большей, в пространственной форме от меньшего пространства - к большему);

эмоциональная оценка геометрической характеристики элемента – динамичность по вертикали – не совпадает с эмоциональной оценкой геометрической характеристики целого;

При членении формы на два контрастно неравных элемента она вновь приобретает целостность благодаря ярко выраженному соподчинению меньшего элемента большему. Членение формы на контрастно неравные элементы сообщает форме динамичность развития массы от меньшего элемента к большему (в).

 

Членение формы на два контрастно неравных элемента сообщает ей ярко выраженную динамичность, нарастание массы от меньшего элемента к большему.

 

 

Элемент больший явно доминирует, что обеспечивает единство элементов в целом и целостность формы.

 

 

Членение формы на три элемента.

При тождестве трех элементов форме сообщается статичность или динамичность, в зависимости от геометрической характеристики этих элементов.

 

Нюансное преобладание массы второстепенных элементов в форме понижает значимость доминанты в целом, так как динамика массы нарастает не к осевому главному элементу, а, от него, что разрушает целостность формы;

 

Нюансное преобладание осевого элемента по массе усиливает его роль как главного элемента, обеспечивает нарастание массы от второстепенного к главному, чем усиливает целостность члененной формы;

Осевой элемент контрастно подавлен по массе, соподчинен большим. Динамика роста элементов – от осевого к периферийным. Целостность формы разрушается;

 

Доминирует контрастно преобладающий элемент. Динамика элементов от меньших к большему последовательна, форма целостна.

 

Членение формы на 4 и 5 элементов меняет оценку ее статичности, динамичности, целостности аналогично членению соответственно на два и три элемента.

При нюансном неравенстве элементов членение сообщает форме слабо выраженную динамичность Форма также целостная (рис. 9 в, г).

При контрастном неравенстве элементов членение придает форме ярко выраженную динамичность за счет быстрого изменения массы элементов от меньшего к большему.

При равновеликости размеров каждой из половин члененной формы.

 

 

Первая форма, благодаря простоте и нерасчлененности, кажется полностью самостоятельной, чем и разрушает целостность всей формы. В другом же случае наибольший элемент выделяется как доминанта настолько ярко, что подчиняет себе не только каждый из меньших элементов, но и всю их группу в целом, благодаря чему форма воспринимается как целостная.

Членение формы на число элементов 7±2:

а, б) при тождестве элементов по всем объективным свойствам членения они могут сообщить форме как статичность(а), так и динамичность (б). Целостность формы больше, чем при количестве элементов до пяти;

в, г) при нюансно неравных элементах членения вносят в форму динамичность, слабо нарастающую от меньшего элемента к большему;

д, е) форма распадается на два как бы равных по размерам, но качественно разных элемента, из которых первый – объективно целая форма, а второй – форма, члененная на элементы;

а) в) д)

б) г) ж)

 

С понятием расчленённости формы связаны такие закономерности (метр, ритм, пропорции, подобие, равновесие, динамичность, статичность).

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает её чёткой и ясной. Однако при большей протяжённости метрическая композиция может выглядеть монотонной.

Устранению монотонности способствует:
1)Сочетание в композиции несколько метрических рядов разного построения;
2)Выделение в метрическом ряду групп элементов;
3)Установление разрядок между группами;
4)«Оживление» метрического ряда за счёт включения в него акцентов;
5)Изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

 

Пример композиционного метра демонстрирует нам интерьер с использованием рисунка в полоску на стенах…

Ритм - это равномерное чередование элементов. Это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостной-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками (тождественными, нюансными и контраст-ными и т.п.).


— ритмические ряды с возрастающими величинами форм и интервалов;
— ритмический ряд, образованный сочетанием метрических рядов;
— ритмический ряд, образованный наложением двух метрических рядов

 

Спиралевидное нарастание ритма

Ритм в архитектуре

Ритм в архитектуре

Пропорция в архитектуре — отношение подобных отрезков или фигур, составляющих архитектурное сооружение и придающих ему целостность и гармоничность. Архитектурные пропорции определяются как художественным замыслом, так и конструктивно-техническими требованиями.

Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius).

На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа ϕ=0,618...Один из базовых размеров при этом принимается за 1 (единицу).
Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности, где начиная с 9 члена ряда результат от деления на следующий член ряда равен 0,618. Результат от деления текущего на предыдущий равен 1,618.


Храм Покрова Богородицы на Нерли подчинен строгим математическим законам пропорциональности.

Динамичность формы – это эмоциональная оценка изменения, точнее нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающем в каком-либо направлении развития формы.

 

Статичность формы – это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

 

Целостность – предполагает наличие главных элементов, второстепенных и подчиненных.

Членение может подчеркивать или нивелировать геометрическую характеристику формы, корректируя ее статичность или динамичность, усиливая или ослабляя оценку массы. Оно может сообщать легкость, стройность или наоборот массивность, монументальность.

 

 

Примеры статичной (а) и динамичной (б) композиций

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...