З.9. Задание 8. Интуитивный визуальный анализ-синтез
Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию. Инструкция «А теперь посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» И так далее. Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему непонятно - назовите сами. Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (для четвертого задания это характерно), отметьте это в Бланке ответов. Затем попросите ребенка поискать еще и запишите, какую картинку он после этого выберет. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.
Задание 9. Визуальные классификации Откройте перед ребенком страницу с первыми двумя заданиями. Инструкция «А здесь в верхнем рядочке две картинки лишние. Три можно объединить, а две к ним не подходят. Какие не подходят? Покажи (записать ответ). А здесь - какие две картинки лишние (указать на следующий ряд)? Три картинки тоже объединяются, а две другие - лишние. Какие? Покажи». Запишите ответы, пояснений не требуйте. Покажите ребенку картинки с двумя следующими заданиями. Продолжение инструкции «А здесь в верхнем рядочке две картинки можно объединить, потому что на них нарисовано что-то похожее, близкое, общее. Что на одной картинке нарисовано, почти то же самое и на другой, и эти две картинки можно объединить. Покажи, какие (записать ответ ). А здесь какие можно объединить (показать на следующий ряд картинок)?» Ответы запишите, объяснений не требуйте.
Задание 10. Визуальные аналогии Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию. Инструкция «Посмотри, здесь уже объединили «виноград» и «вишню» (показать). Тогда к «бегемоту» вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «виноград и вишня», то «бегемот и...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а только показывайте. Если диагностика начинается с картинок, изображающих кошку и котенка (гимназический вариант), то даже при объяснении «названия» картинок не произносятся. Продолжение инструкции «А вот здесь тоже объединили (показать). Тогда сюда, (показать) по этому же правилу, какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка (показать), чтобы картинки были так же связаны?» Все последующие задания делайте аналогично. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.
Задание 11. Абстрактное мышление Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию. Инструкция «Один желудь, два желудя (показать ), «цифра один», а сюда (показать на пустую клетку) какую из этих картинок (показать на картинки справа) надо добавить? Покажи эту картинку». Запишите ответ, перейдите к следующей картинке. Продолжение инструкции «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют, да? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего холодильник, а наоборот? Наоборот тому, для чего служит холодильник? Покажи эту картинку». (Если ребенок не понимает инструкцию, переспрашивает: «Что лежит в холодильнике?», «Что не помещается в холодильник?» - специальных пояснений давать нельзя. Следует просто еще раз повторить инструкцию.) Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.
Продолжение инструкции «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижних картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к этой картинке (показать на сов ), и чтобы это общее во всех трех картиночках повторилось? Какая из нижних картинок лучше всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи (записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» - и записать). Перейдите к следующему заданию. «Слушай внимательно: какое слово длиннее - «змея» или «червячок»?» Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя. Следующее задание дается только при конкурсном отборе в гимназические классы или при тестировании учащихся гимназических классов. Задание находится на первой странице в большой кассе со стимульным материалом для гимназических классов. «Посмотри, вот так цифры записаны (показать). Сюда (показать на многоточие) какую из этих цифр (показать) надо добавить: 4, 6 или 7?» Записать ответ. Далее ребенку предлагается поработать с тестом Тэммл-Дорки-Амен, а потом с тестом Люшера (если он их еще не выполнял в ходе группового тестирования).
Тест Теммл-Дорки-Амен Тест Тэммл-Дорки-Амен имеет два набора картинок: для девочек и для мальчиков. Ребенку показывают книжечку с соответствующим набором картинок. Инструкция «Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико - веселое или грустное?» Ответы ребенка заносятся в Бланк ответов. При этом можно использовать любой вариант шифровки. Например: «+» - веселое, «-» - грустное или «1» - веселое, «2» - грустное и пр. Дети не обязаны объяснять, почему они выбирают то или иное лицо. Даже если ребенок выбирает веселое личико для картинки, на которой на мальчика (девочку) замахиваются стулом, - не возражайте. Предупредите детей, что в этом задании нет правильных или неправильных ответов, и каждый решает так, как ему хочется. Следите, чтобы другие дети не мешали ребенку подсказками. Нельзя объяснять ребенку то, что происходит на картинке, нельзя «подводить» его к ответу. Можно лишь периодически просить ребенка, чтобы он внимательнее смотрел на то, что происходит на картинке.
Цветовой тест Люшера Цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом листе бумаги (желательно слегка «сероватой», а не ослепительно белой). В ряд (один или два) карточки раскладывать нельзя, так как в этом случае из-за эффекта сочетания искажается восприятие цвета. Карточки надо разбросать на листе в случайном порядке. Инструкция «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Покажи этот цвет пальцем». Задайте следующий вопрос: «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение дома в выходные дни?» У дошкольников спрашивают об их настроении в ситуации, когда они: 1) утром идут в детский сад; 2) находятся дома в выходные дни; 3) думают, что скоро в школу. Номера выбранных цветов заносятся в Бланк ответов.
Продолжение инструкции «А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов. Иногда среди оставшихся 2-3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов самый плохой, хуже всех?». Ответы записываются в «обратном порядке», начиная с последнего цвета. Выбор цветов производится один раз. Повторный выбор цветов абсолютное большинство детей воспринимает негативно - как проверку памяти. Дети стараются вспомнить предыдущий порядок выбора и расстраиваются, если забыли. Особенно неприятной процедура повторного выбора оказывается для тревожных детей. Массовые обследования показали достаточную надежность однократного выбора цветов. В этом случае дети работают с удовольствием и не теряют интереса к заданию. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|