Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧТО ЗА ЖИЗНЬ БЕЗ. ПАТЕФОНА

Кружатся, кружатся диски

- В прошлом номере журнала наши любознательные читатели узнали историю шарманки, звукоавтографа, патефона и других звуковоспроизводящих машин. Но знаете ли вы, что вместе с граммофоном менялись и пластинки? Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" — "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером. Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки — сначала их можно было послушать, а потом съесть, — наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятнрй силой — около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению — она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток — дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры. Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки — появилась долгоиграющая пластинка.

Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа — записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок — "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств. Роль звукоснимателя для такой пластинки играет лазерный луч, нисколько не повреждающий пластинку, сколько бы ее ни проигрывали. Даже если пластинка покрыта густым слоем пыли, лазерный луч обеспечивает чистое звучание.

Изобретательный человеческий ум придумал новое развлечение - ароматные диски. При проигрывании они наполняют комнату различными ароматами. Сейчас на выбор представляется более 40 разнообразных запахов. Владельцу проигрывателя и дисков остается только решить, где он хочет оказаться — на берегу моря или перед горящим камином, а может, в лесу после дождя.

В.Богданов

© 2001-2002 Журнал "Костер"

ШУМ СТАРОЙ ПЛАСТИНКИ... НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ ОН НЕЗНАКОМ
Иванна АНАТОЛЬЕВА "Сегодня"

Помню, как в детстве соседского мальчишку сильно отругала мама -- он разбил ее любимую пластинку Робертино Лоретти. Сегодняшние дети застрахованы от подобных неприятностей -- их родители давным-давно спрятали подальше допотопные "вертушки" и обзавелись удобными и непритязательными проигрывателями компакт-дисков. И, хотя почитатели "винила" еще не вымерли, найти как их самих, так и предмет их страсти, то есть грампластинки, сегодня довольно трудно.

ЧТО ЗА ЖИЗНЬ БЕЗ... ПАТЕФОНА

История грамзаписи уходит своими корнями в глубокое прошлое. Еще в XVI веке делались первые попытки "законсервировать" звук с помощью механических инструментов -- от примитивных музыкальных табакерок, шкатулок и будильников до сложных напольных часов, полифонов, оркестрионов, башенных курантов и даже "озвученных" карет.

Особенно широкое распространение "музыкальные ящики" получили в XIX -- начале XX века. А несколько ранее, в 1877 году, выдающийся американский изобретатель Томас Алва Эдисон сконструировал фонограф: прибор для механической записи и воспроизведения звука. Записывался звук на восковой валик тонкой металлической иглой. Конечно, такая запись не могла быть долговечной и качественной. Несмотря на это, фонографы имели огромный успех вплоть до тридцатых годов нынешнего века.

В 1888 году немец Берлинер изобрел чудо века -- граммофон. А всего через 19 лет появился на свет его младший брат -- патефон. Основное отличие последнего заключалось в том, что рупор располагался непосредственно в корпусе агрегата, что делало его малогабаритным и легкопереносимым. Почетную миссию по производству этого модного "музыкального ящика" в СССР выполняли многие заводы, среди них -- ордена Ленина завод "Молот" в Вятских Полянах, завод "Грампласттрест" в Ленинграде. Портативный патефон "Северный Полюс" производил московский завод. Ближе к нашим дням на смену механическим патефонам пришли электропроигрыватели. Кстати, вклад "Грампласттреста" в историю музыки очень велик, поскольку предприятие, помимо выпуска патефонов, прессовало и грампластинки -- одни из первых в Союзе. В послужном списке треста -- знаменитые записи Владимира Софроницкого, Розы Тамаркиной, Давида Ойстраха, Леонида Когана, Ивана Козловского, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Лидии Руслановой. (Позже многое реставрировала московская фирма "Мелодия".)

НА ВИНИЛЕ СКАЗКИ МИЛЫ

Пластинки, как и устройства для их проигрывания, тоже были разными. Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида. Будете в Национальном музее США в Вашингтоне -- обязательно там ее увидите. В 1897 году освоили производство дисков из шеллака, шпата и сажи. Новинка была очень дорогостоящей, ведь шеллак -- органическое вещество, вырабатываемое лаковым червецом. Чтобы сделать одну пластинку, нужно было воспользоваться трудом четырех тысяч (!) этих существ. До 1948 года Советский Союз закупал столь экзотический "заморский" дефицит за золото и валюту. Более доступными для обывателя пластинки стали только после появления виниловых дисков.

В славные 70--80-е проигрыватели были чуть ли не в каждом доме советского гражданина, хотя и стоили, по тогдашним меркам недешево -- от нескольких десятков рублей за примитивные модели до 700--800 рублей за прецизионные стереофонические устройства. Фонотека некоторых любителей музыки насчитывала тысячи пластинок. А выпускались они, несмотря на цензурные ограничения, для всех поколений и вкусов, разных форматов и направлений. Хочешь -- классическую музыку слушай, хочешь -- современную эстрадную. Отдельное место занимали пластинки для детей -- кроме сказок, которые "в лицах" и "с выражением" читали артисты, можно было подпеть героям любимых мультиков, и просто послушать беззаботные детские песенки. Между прочим, те же "Бременские музыканты" или песенка Чебурашки на компакт-дисках появились лишь в последние месяцы и пока что в очень скудном ассортименте.

То ли дело в "годы застоя"! В каждой школе, независимо от ее "крутизны" и статуса населенного пункта, был проигрыватель. И ни один уважающий себя учитель-гуманитарий не проводил уроки (особенно открытые) без "пластиночного подкрепления". Что уж говорить о музыкальных школах, где уроки музлитературы были просто немыслимы без такого "аккомпанемента". Не у всех родителей была возможность сводить детей "на оперу", а пластиночку -- р-раз -- включил, и ты почти что в театре...

Еще совсем недавно грампластинки можно было купить в любом универмаге -- специальные отделы торговали "классикой", "эстрадой", "сказками". За некоторыми приезжали в Киев чуть ли не со всей Украины. Магазины предлагали хороший выбор пластинок на любой вкус. В свое время именно благодаря лицензионным пластинкам широкие массы услыхали "Битлз", "Аббу" и "заслуженных артистов СССР" -- культовых "Бони М.". Главными точками были "Ноты" на Крещатике, "Мелодия" на бульваре Дружбы Народов и "Дом подарков" на бульваре Леси Украинки. Более "продвинутые" меломаны собирались по выходным в так называемой "Балке" на Печерске -- нелегальном рынке, где можно было купить что-нибудь "запрещенное" или обменяться пластинками с другими любителями. Стоимость хорошего диска достигала 30--40 советских рублей, частенько отмечались случаи жульничества, когда в запечатанном конверте каких-нибудь "Роллинг Стоунз" доверчивому "лоху" подсовывали родимых "Песняров".

Сегодня новую пластинку днем с огнем не сыщешь. Многие фирмы, выпускавшие в прошлом грампластинки, прекратили свое существование, не устояв перед напором дешевых и не требующих столь бережного обращения новомодных CD...

ХОЧУ -- ВЕРЧУ, ХОЧУ -- КРУЧУ

Но, как говорится, -- кто ищет, тот всегда найдет. Если хотите купить себе или товарищу ретро-сувенир (например, пластинку с записью классической музыки), направляйте стопы в магазин "Ноты" на ул. Богдана Хмельницкого. Здесь в двух небольших ящичках среди нескольких десятков старых пластинок можно найти уникальные раритетные издания, например, запись избранных духовных песнопений, которых, кстати, ни на аудиокассетах, ни на компакт-дисках не было, нет и, очень даже вероятно, не будет. Произведения Чайковского, Баха, Бетховена, Моцарта стоят от 2 до 5 грн. Самая дешевая из опер -- "Цыганский барон" Штрауса, состоящая из двух пластинок, -- 5 грн., самая дорогая -- "Кармен" Бизе -- 10,5 грн. "Чио-Чио-Сан" Пуччини, записанная на четырех (!) пластинках стоит тоже червонец.

Больше нигде пластинками не торгуют. Ну разве что случайно заваляется в секции уцененных товаров районного универмага какая-нибудь бракованная ерунда. Как сказал любезный продавец из магазина "Мелодия", своего производства пластинок у нас нет, а из-за границы подобный товар не везут, поскольку стоят они там очень дорого, так как выпускаются исключительно в расчете на взыскательных меломанов. Подобные дорогостоящие пластинки в "почете" разве что у ди-джеев, которые на современных "кислотных" дискотеках крутят именно виниловые пластинки.

Ах, да! Есть еще в Киеве одно местечко, где можно выбрать пластиночку на свой вкус и даже заказать необходимую. На книжном рынке "Петровка", в самом его конце, где "любители" продают свою литературу с машин, стоит один интересный, можно сказать, уникальный мужчина. А уникальность в том, что у него дома собрана вся коллекция пластинок, которые выпускала фирма "Мелодия", причем всех -- по несколько экземпляров. Дядечка с удовольствием продаст вам максимум за 2,5 грн. вожделенный диск.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...