Family and Religion: functionality of the union
Семья и религия: функциональность союза
Ключевые слова: семья, религия, религиозное сознание, семейная система, функциональность семьи. Key words: family, religious consciousness, family system, functionality of family relationship.
Аннотация: Могут ли институты семьи и религии выступать партнерами в деле улучшения качества жизни человека и общества? Каковы их взаимное влияние и общие интересы? Ориентированность любой системы, будь то семья, религиозное сообщество, этническая группа и т.п., на благополучие всего общества в целом и выбор в отношениях с другими системами стратегии партнерства создает основания для гармоничного сосуществования всех социальных институтов, где вклад каждого многократно приумножает и общую эффективность функционирования, и эффективность каждого элемента социальной структуры. Сотрудничество институтов семьи и религии так же может оказать позитивное влияние на благосостояние и развитие общества.
Annotation: The important question is whether institutes of family and religion can be partners in increasing human quality of life. How do they influence each other and what are their common interests? A focus of any system be it family, religious community or ethnical group, on prosperity of the whole society and the choice of partnership strategy in relationship with other systems can lay the foundation for harmonious cooperation of all social institutes. In such a union the input of everyone multiplies the efficiency of the whole system and the efficiency of every element of social structure. Cooperation of family and religion can positively influence the human development and well-being. Исторически институты семьи и религии идут рука об руку, и в зависимости от времени, места и обстоятельств истории, они то сближаются практически до полного исчезновения границ, то между ними пролегает нерушимая стена, а то и вовсе становятся непримиримыми оппонентами. И вполне правомерно возникают вопросы о функциональности их союза, выбора наиболее эффективной формы взаимодействия этих двух весомых столпов жизни практически каждого человека. Какая же наука приведет эти два института к эффективному сотрудничеству во благо как отдельной личности, супружеского союза, так и всего общества в целом? Готовы ли к этому философия, психология, социология или же наука о религии? Быть может, стоит отдать решение этого вопроса на попечение богословия и теологии? Или же им стоит решить эту задачу сообща? Полагаю, мнения специалистов во всех этих областях могут расходиться не только относительно определенных ситуаций конкретных людей, но и по общим вопросам. Тем не менее, ни один из них не станет отрицать, что и семья, и религия (или же их «заместители»), во многом обусловливают формирование сознания человека и оказывают влияние на становление всех уровней его бытия: биологического, психологического, социального и духовного.
Нецелесообразно рассматривать отношения этих двух институтов лишь в горизонтальной плоскости, разделяя между ними функции, сферы их влияния и компетенции, необходимо учитывать так же и то, что они являются частями более сложной системы – социума, всего общества. На помощь современным наукам приходит сформулированная Людвигом фон Берталанфи «Теория систем», которая нашла свое применение во многих областях человеческой жизни и науки, как теория, описывающая общие для всех систем законы и принципы функционирования. С одной стороны, тот факт, что науки разделили между собой предметы и объекты исследований, является удобным и способствует более глубокому познанию каждого объекта, как элемента большей системы. Но у этого явления есть и свои минусы, вытекающие из того, что при исследовании объекта упускаются связи его с другими элементами надсистемы, в состав которой он входит, а также его связь и взаимное влияние с самой этой надсистемой, что может привести к некорректному или неполному описанию объекта.
Здесь кроется парадокс системного подхода, заключающийся в невозможности познать целое, не исследовав всех его частей, а не зная целого, мы не познаем его части, исходя лишь из их ролей и функций. Решение этого парадокса лежит в необходимости учитывать и одно, и другое, меняя свою наблюдательную позицию. В психологии этот подход позволяет «лучше понять пациента, рассматривая его не только через призму интрапсихических проблем, но и с точки зрения целого, т.е. в контексте его социальных связей» [3, с.39], в том числе религиозного характера. Рассматривая связь семьи и религии, мы столкнемся с этим парадоксом дважды, так как с одной стороны, в состав семейной системы в качестве ее элементов могут входить религиозные традиции и воззрения ее членов, с другой, семья может выступать подсистемой для более сложной системы - религиозной. В связи с этим важно отметить еще один аспект теории систем – иерархичность, который раскрывает то, что любая система может выступать в качестве подсистемы в рамках другой, более крупной. Этот аспект раскрывает влияние выбранного уровня изучения системы на результаты исследования. То есть то, с какой позиции мы будем рассматривать вопрос: психологической, теологической, социологической или иной, с позиции индивидуума, семьи или общества, будет определять выводы, заключения и рекомендации, которые даст специалист. Для примера можно рассмотреть супружеские союзы, в которых супруги принадлежат разным религиям или конфессиям, или верующим является только один из супругов. Может ли такой брак быть счастливым, функциональным, здоровым, полноценным? Возьму на себя смелость сказать, что может, не зависимо от наличия или отсутствия религиозности и ее интенсивности. С точки зрения функций семьи, как ячейки общества, ни одна традиционная, к примеру, для нашей страны, религия не может нанести серьезный и вместе с тем осознанный и целенаправленный урон осуществлению семьей ее функций в обществе. Скорее, религия будет даже способствовать упорядочиванию и регулированию сексуальных потребностей, направляя людей к удовлетворению последних только в рамках семьи со своим единственным супругом. Так же религиозные воззрения людей мотивируют и обеспечивают такую функцию семьи, как воспроизводство населения, не только в количественном его выражении, но и способствуя качественному воспитанию детей. Широкий спектр как религиозных, так и общественных, образовательных и развлекательных программ сообществ верующих способствует осуществлению функции социализации, которая возложена на семью. Богословское и практическое содержание всех мировых религий, а также большинства новых религиозных движений оказывает семейному институту поддержку в реализации функции удовлетворения потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви, близости, сопереживании и сострадании. И, наконец, религия не оставляет без внимания такую задачу семьи, как хозяйственно-экономический, или бытовой уклад, вдохновляя человека нести материальную ответственность как за себя, так и за членов его семьи, удовлетворяя их первичные потребности в пище, безопасности, одежде, крыше над головой.
Как определить функциональность семьи, что такое вообще семья как система, каковы законы ее функционирования и какие факторы определяют ее гармоничное существование в обществе, широко раскрыты в книге психолога и психотерапевта Черникова А.В. «Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики». Проделанный мной опрос сорока человек, половина из которых была религиозными людьми, другая - нет, оценивающий функциональность семьи по модели Олсона, не выявил прямого и беспрекословного влияния религиозности на функциональность семьи, то есть ее сбалансированность, уровень удовлетворенности ее членов. Следовательно, однозначно нельзя заявить, что вера и религиозность автоматически обеспечат счастье в семье. Но, тем не менее, на характер отношений в семье, на выстраивание границ, близость и сплоченность ее членов религиозное сознание накладывает свой отпечаток. Любопытно то, что в этой же самой выборке 70% религиозных людей в конфликтной ситуации выбирают самый эффективный способ решения проблем – сотрудничество (по результатам теста Томаса), в то время как среди нерелигиозных людей из данной выборки опрошенных к нему прибегают лишь 30%, отдавая предпочтение административной модели, или модели соперничества. Отсюда можно сделать вывод, требующий дальнейшего исследования и проверки, что религиозные воззрения членов семьи могут способствовать более эффективному решению конфликтных ситуаций, что потенциально снизит вероятность разводов в семьях верующих.
Если за отправную точку исследования взять функции религии как социального института, то, к примеру, в межконфессиональном браке или браке между религиозным и нерелигиозным человеком можно заметить некую угрозу появления противоречий и конфликтных отношений между институтом семьи и религии. В частности, и одна и другая сторона могут начать претендовать на главенствующую роль в сфере формирования мировоззренческих позиций, традиций, определения норм допустимого и недопустимого. А также компенсаторная или утешительная роль религии может быть поставлена под угрозу, и на этой почве может возникнуть явление своего рода конкуренции и борьбы между семьей и религиозным сообществом за право дать человеку утешение, состояние благости и комфорта. И стоит отметить, что если в конкретной семейной системе будет установлен примат семьи, а не религии, то на эту семью уже не столько будут распространяться легитимирующая, регулятивная и интегрирующая социальные функции религии. Но в каком человеке, в какой семье и в каком обществе могут ужиться эти два порой конкурирующих направления, не редко ставящие ее членов перед выбором: семья или религия? Если двигаться в исследовании вопроса от общего к частному, то стоит отметить, что исторически отношения в обществе складываются по одной из двух моделей: модель доминирования, и модель партнерства. Эти же самые модели можно применить и к отношениям между институтами семьи и религии. Они же находят свое отражение и в супружеском союзе и даже на уровне одной личности в извечной борьбе между душой и телом. Общество состоит из отдельных личностей, соответственно модель отношений в обществе будет зависеть от уровня зрелости этих людей или лидирующей прослойки. Психологи расходятся во мнении что вообще следует считать зрелостью и каков набор характеристик зрелого человека. Но общими среди них являются как единая жизненная философия и навыки человека практически решать жизненные проблемы, так и интерес, уважение, сострадание к людям и ко всем живым существам, «чувство общности» с миром и «предрасположенность к такой совместной деятельности, которая улучшит людскую участь». [1, с.13]
Итак, на то, будут ли существовать в ладу два института: семья и религия, или же религиозная принадлежность и традиции неминуемо станут яблоком раздора в семье, а семья будет тормозом в духовном развитии кого-то из ее членов, влияют несколько факторов. Основные из них: модель отношений и стратегии решения конфликтных ситуаций в семье и обществе, сама религиозная доктрина и то, как она находит отражение в сознании ее приверженца или противника, уровень сознания членов семьи. Отсюда ответ на поставленный в начале статьи вопрос. Общей задачей всех социальных наук и психологии является завершение важных развивающих процессов на индивидуальном уровне, и, как уже говорилось выше, основную нагрузку несет здесь семья, а религия же – это достаточно эффективный, проверенный временем инструмент, который может использовать семья для завершения этих процессов, и это будет способствовать нашему развитию и поможет создавать более функциональные семьи, организации, общества и государства.
Литература 1. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / под общ.ред. Л.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002 2. Уайнхолд Б, Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г.Чеславской. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002 3. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|