В стае волков. Имитация поведения волков? . Воспитание собаки. Чему учить собаку в первую очередь?
В стае волков Было выяснено, что стая волков в природе — это, как правило, семья, которой управляют отец и мать. При этом вожак стаи, отец волчат, исключительно мирный и мудрый лидер, который заботится об остальных ее членах. Все отношения между членами стаи строятся на основе взаимопомощи и кооперации, а споры в семье и вопросы воспитания щенков разрешаются языком телодвижений и сигналами примирения. По свидетельствам исследователей, агрессия в стае — явление исключительно редкое. Общей целью членов стаи является успешное выживание. К этой цели ведет их мирное сотрудничество. Чтобы сделать это сотрудничество более успешным, в стае существует определенный социальный порядок, который дает возможность каждому члену стаи выполнять задачи, с которыми он справляется лучше других. Этологи, наблюдающие волков в природе, указывают на исключительную гибкость и изменчивость ранговых отношений. При этом они указывают, что агрессивные столкновения членов стаи — это явление редкое: конфликты и «борьба за власть» привели бы к стрессу и распаду стаи[5]. В неволе образование жесткой иерархии и агрессивное доминирование характерно для животных, насильно поселенных вместе и живущих в условиях сильного стресса, создаваемого неволей, теснотой, нехваткой пищи и т. д. К сожалению, первые представления об отношениях между животными в социальных группах были получены в зоопарках и напрямую перенесены на наши отношения с собаками. Так родилась теория о естественном стремлении собаки доминировать над своими социальными партнерами, в том числе над хозяином. Теория доминирования — это один из самых успешных мифов в истории человечества, созданный почти 100 лет назад.
В конце XX века, когда поведение животных начали изучать в их естественной среде обитания, теория доминирования у животных была полностью опровергнута. ИМИТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОЛКОВ? В своих отношениях с собаками мы слишком сконцентрировались на том, чтобы сравнивать поведение наших собак с поведением волков, хотя никто из нас (включая инструкторов) даже не видел волков и не читал о них. Так называемые знания о волках, вышедшие, по-видимому, из сказок, передаются из уст в уста, как некая «народная мудрость». Мы даже пытаемся имитировать поведение альфа-волка различными приемами. Причем, как ни странно, эта имитация исключительно односторонняя и направлена на агрессию и подавление. Например, за непослушание щенка трясут за шкирку, называя это «подражанием поведению матери»; чтобы «показать себя лидером», хозяин бросает собаку на спину, пялится ей в глаза, кричит в лицо, бьет и постоянно запугивает в повседневной жизни. К этому добавляется использование различных способов болевого воздействия на шею животного. Современные исследователи поведения волков и собак уже многократно подчеркивали, что волки прибегают к агрессии крайне редко. Болевое воздействие на шею животного используется только для убийства жертвы, но никак не с целью воспитания[6]. Кроме того, наши знания об этих животных недостаточны, и никто из нас не может с уверенностью утверждать, что он точно знает, как ведут себя волки[7]. И уж тем более использовать «волчьи» приемы для того, чтобы истязать наших собак. Похоже, что все эти байки об имитации волчьего поведения являются единственным инструментом тех, кто ничего не смыслит в поведении собак и стремится запугать собаку, не зная, как еще можно общаться с ней. Или же ищет выход собственной агрессии.
Волки и собаки — это два разных вида животных, которых формировала совершенно разная среда обитания. Поэтому переносить поведение волков на поведение собак можно крайне редко. Кроме того, собаки точно знают, что люди — это не собаки и не волки, поэтому они не стремятся выстраивать свои отношения с людьми так, словно мы являемся другими собаками.
Воспитание собаки ЧЕМУ УЧИТЬ СОБАКУ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ? Наши собаки многого не понимают и боятся в окружающей их среде — в мире, выстроенном людьми и для людей, насыщенном машинами, звуками, запахами и явлениями, неизвестными и неприятными собакам. Поэтому они не всегда способны сами решать различные жизненные ситуации. Мы должны помнить об этом, поддерживать, защищать их и научить жить в нашем мире. Только после этого мы можем начать учить наиболее способных из них выполнять дополнительные задания.
• Важнейшим навыком, который необходимо выработать собаке, является способность контролировать свои эмоции. В дополнение необходимо научить собаку к одному короткому звуку и простому жесту для привлечения ее внимания. Эти два знака будут помогать хозяину в любой обстановке поправлять поведение собаки, например, отвлекая ее от нежелательных действий. • Далее собака должна выучить распорядок жизни в вашей семье и основные правила поведения, например, можно ли сидеть на диване, с какими предметами можно играть, а с какими — нет, как надо себя вести перед выходом из дома и т. д. • Собака должна понять, какие ее действия абсолютно недопустимы. Например, ей нельзя кусаться во время игры, рвать тапочки, отнимать игрушки у ребенка, наскакивать на окружающих во время приветствия и т. д. • Кроме того, ей надо обрести некоторые навыки повседневной жизни вне дома, например, выучить дорогу с места прогулки домой, правила поведения с другими собаками и чужими людьми. • Важно приучить собаку не бояться любых прикосновений, даже если они противоречат сигналам примирения.
Хороший контакт хозяина и собаки позволяет легко справиться с этими задачами при том условии, что указания хозяина будут однозначными и постоянными в отношении каждого конкретного правила. Например, если сегодня хозяин разрешает собаке сидеть на диване, он не должен назавтра ругать ее за это. Поскольку обучение собаки происходит постоянно, как на площадке, так и в быту, хозяин должен постоянно заботиться о сохранении доверия собаки. Любые наказания (за конкретные действия, а также наказания за мнимые мысли собаки, например, за «стремление доминировать») подрывают это доверие и уничтожают основу успешного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|