Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Станция «Могущественный дуб»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»

 

Научно-исследовательская работа

«Школьная экологическая тропа

«Удивительное рядом».

 

Автор: ученица 9 класса

Митина Валерия

 

Руководитель:

учитель биологии

Дурова Людмила Васильевна

 

Консультант:

учитель химии

Медведева Людмила Ивановна.

Лещаное

2017г

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………………3

 

II. Основная часть……………………………………………………….…5

2.1. Станция «Дендрарий»…………………………………...............5

2.2. Станция «Водоём»……………………………………………....7

2.3. Станция «Муравейники»………………………………..............7

2.4. Станция «Бобровое семейство»………………………………...9

2.5. Станция «Первоцветы»………………………………………...11

2.6. Станция «Поляна отдыха»……………………………………..13

2.7. Станция «Могущественный дуб»……………………………..14

3. Наши планы на весну-лето 2017 года…………………………......15

III. Заключение…………………………………………………………….16

IV. Библиография………………………………………………………….17

V. Приложение…………………………………………………………....18

 

 

I. Введение

Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей школьного возраста.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки учащихся к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию экологической тропы.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего уголка, но и всей страны в целом.

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить.

Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания.

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама ― «просит нашей помощи, защиты и любви».

По словам известного американского эколога «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование». Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают.

С одной стороны, задачей тропы является расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников - научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Цель проекта: реализовать связь обучения с жизнью, выявить наиболее актуальные экологические проблемы, способствовать сохранению экологической системы школьного двора, леса и прилегающей территории.

Задачи проекта:

• Участвовать в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы;

• Разработать и реализовать план практических природоохранных работ;

• Усвоить этические и правовые нормы поведения в природе;

• Видеть и замечать различные воздействия антропогенного характера.

Актуальность: в настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения.

Живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днем: мусор, сломанные деревья, разоренные гнезда, порушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести?

Наш экологический проект будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.

Гипотеза реализации проекта: реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Проблема: как влияет антропогенный фактор на станции экотропы и в целом на школьную экологическую тропу?

 

II. Основная часть

Экологическая тропа – это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе учащиеся получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах, явлениях. Экскурсия по тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы. Посетители экологической тропы имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животными и растительным миром в естественных условиях. Основной принцип экологических экскурсий можно сформулировать так: «Мы изучаем природу: природа учит нас».

Учебная экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе. Поэтому и возникла идея создания школьной экологической тропы. Наша экологическая тропа начинается со школьного двора и заканчивается в лесу за селом. Протяжённость тропы около 2,5 километров. В тропу входят 7 станций: «Дендрарий», «Водоём», «Муравейники», «Бобровое семейство», «Первоцветы», «Поляна отдыха», «Могущественный дуб».

Станция «Дендрарий»

Дендрарий - слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад. Дендрарий - участок, где в открытом грунте культивируют различные виды деревьев, кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры и растения, завезённые из других стран, географических районов.

Дендрарий нашей школы находится вокруг школы и поэтому он выполняет ещё и декоративную функцию. Наш дендрарий состоит из берёз, пирамидальных тополей, лип, голубых и обыкновенных елей, лиственницы, кустарников – калины, шиповника, сирени. Древесно–кустарниковые насаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра.

С северной стороны участок защищает плодовый сад.

С восточной стороны расположены ели, берёзы. С южной и западной сторон растут пирамидальные тополя и липы.

Ель обыкновенная – теневыносливая порода, хорошо растёт на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Главный корень у ели развит слабо, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, вырывая их с корнями. Крона - пирамидальной формы. Под елями почти ничего не растёт. Хвоинки короткие, остаются на ветках 5-7 лет. Зрелые шишки крупные, свисают вниз. Семя у ели крылатое. Живёт ель до 250 лет, достигая 40- метровой высоты. (Приложение 1)

Известно, что ни в одной стране нет столько берёз, как у нас в России. Берёза неприхотлива по отношению к климату и почве. Светолюбива, совершенно не выносит затенения. (Приложение 2)

Берёза – одно из самых красивых наших деревьев. Белые с чёрным рисунком стволы берёз имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество – бетулин.

Цветёт берёза весной в то время, когда у неё только начали распускаться почки. Во время цветения с ветвей свешиваются вниз длинные желтоватые серёжки.

Хозяйственное использование берёзы широко и разнообразно. Берёзовые дрова дают много тепла. Древесина идёт на изготовление лыж, мебели, разнообразных токарных изделий.

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывают хвою. (Приложение 3)

Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная, хвоинки собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок. Лиственница очень светолюбива. Морозоустойчива. К почве не требовательна, неприхотлива. В Сибири лиственница занимает до 40% от всех хвойных деревьев. Шишечки образуются средних размеров. Древесина лиственницы тяжёлая, смолистая, крепкая. Из неё изготавливают шпалы, рудничные стойки, сваи мостов, используется как топливо.

Липу мелколистную можно встретить во многих областях европейской части, кроме Крайнего Севера. Липа теневынослива. Крона плотная, густая. Листья яйцевидной формы, почки имеют только две чешуйки, таких почек не встретите у других наших деревьев. Липа цветёт позднее всех деревьев – уже в середине лета. Цветки мелкие жёлто-зелёные, невзрачные, но имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Это дерево – один из лучших медоносов. Цветки липы ценны ещё и своей целебностью. Липовый чай пьют при простуде. В недалёком прошлом липа использовалась на различные бытовые нужды. Древесина липы мягкая, из неё делали ложки, миски, скалки, веретёна; из лыка плели лапти, изготавливали рогожу, мочалки. Древесина липы и сейчас используется на разнообразные поделки.

Родина тополя пирамидального точно неизвестна, предположительно – Афганистан, Малая Азия, Гималаи. Это стройное дерево до 30 м высотой, с очень узкой, колоновидной кроной. Диаметр ствола около 1метра и более. Растут тополя быстро. Живёт тополь сравнительно недолго, в основном до 80-120 лет. Цвести начинает на десятом году жизни. Почки тополя клейкие с запахом. Соцветие серёжки. Тополь вбирает в себя около 70% уличной пыли, грязи, дыма, обогащает воздух фитонцидами, убивая болезнетворные микробы. Известно, что тополя выделяют в несколько раз больше кислорода, чем хвойные деревья. Весьма эффектно дерево в одиночной, групповой, рядовой и аллейной посадках. Хорош для быстрого создания зелёных защитных стен. (Приложение 4)

Станция «Водоём»

Водоём расположен за селом. Пруд был вырыт в 1998году фермером Неретиным Иваном Ивановичем. Поначалу это был глубокий пруд с огромными рыбами. У водоёма нет деревьев и кустарников. Берега пологие. Вода без запаха. С западной стороны пруд зарос камышами, рогозом и другой водной растительностью. С южного берега есть заросли тины. Пруд мелеет, возможно из-за жаркой погоды и отсутствия осадков. Территория вокруг пруда чистая. Дикие утки не селятся по всей видимости от создающегося шума работающей техники. Рядом предприятие ОО ПКФ РДМ - Агро по выработке растительного масла. Водоём по площади небольшой. (Приложения 5, 6) В ноябре пруд покрывается льдом. Толщина льда 30-40см. Весной в марте – апреле лёд сходит и уровень воды в водоёме повышается на несколько сантиметров.

В пруду водится много живых организмов, в основном это рыба: карась, плотва, карп. Слышны голоса лягушек. Птиц водоплавающих нет. Огромное количество насекомых – комары, мошки, слепни, жуки–водомерки и др. Пруд служит местом отдыха, но он не пригоден для купания, так как мелеет с каждым годом и уровень воды уменьшается.

Станция «Муравейники»

Муравьи относятся к классу насекомых, отряду перепончатокрылых, подотряду стебельчатых, надсемейству муравьиных. Рыжие муравьи одни из самых известных насекомых на земле, заселяют практически всю сушу нашей планеты кроме Антарктиды. В тропиках насчитывается около 12 000 тысяч видов муравьёв, в Палеарктике 500 видов, а в бывших странах СССР 300 видов этих перепончатокрылых насекомых. Из них 600 видов уже давно вымерло до динозавров, во время их существования и после их гибели. Рыжие лесные муравьи самые полезные помощники леса и самые неприятные гости в доме и квартире. Есть места, где численность этих насекомых доходит до 100 миллионов на 1 км. В одном только муравейнике этих насекомых может находиться от нескольких тысяч до миллионов. (Приложение 7)

Сообщество муравьев ученые рассматривают, как некий «сверхорганизм», в котором ни одна часть не может жить без всех остальных.

Муравейник это одна огромная муравьиная семья, где дом они строят в почве из скелетов насекомых, листьев, песка, мелких камушков, палочек, делая постепенно возвышенность над землёй. Иногда высота муравейника может достигать 2000 мм, где муравьями выкапывается с помощью мощных челюстей тысячи лабиринтов, кладовых и разных проходов, в которых находятся самки с яйцами, самцы и рабочие особи. Этот вид насекомых имеет высокоразвитые отношения не только друг c другом, но и с другими насекомыми, грибами, бактериями, растениями. Общаются муравьи, с помощью 1000 феромон, которые они различают с помощью усиков. Рыжие муравьи не просто могут находить себе пищу и нападать на неё, но и также за ней бережно ухаживать и размножать. Например, муравьи осторожно ухаживают и защищают такое насекомое, как тлю, где она выделяет капельки сладкой росы, когда муравей щекочет её брюшко усиками.

Муравейники, которые мы встречаем в лесу это гнезда рыжих лесных муравьев. (Приложение 8) Если муравейник расположен у дерева, то всегда с южной стороны. Сверху муравьи формируют покровный слой купола, защищающий муравейник от промокания во время дождей. Купол, залитый ливнем, сохраняет прочность. В глубину гнезда вода, как правило, не проникает. После дождя всё сооружение приобретает на солнце новый запас прочности, так как кусочки строительного материала как бы спаиваются между собой.

Внутри муравьиной кучи растительный материал крупнее - палочки могут иметь различный размер, некоторые достигают длины 10 см при толщине 5 мм. Здесь из этих строительных материалов сооружается система ходов и камер, в которых выращивается молодь. Купол муравейника окружен земляным валом.

Определённая температура в муравейнике поддерживается с помощью самих его жильцов. Рабочие муравьи, понежившись на солнце минут десять, бегут внутрь муравейника и там остывают. Благодаря солнечным процедурам в прохладное время в муравейнике на 5-100 теплее, чем на улице. Температуру же они меряют усами, которые чувствуют перепад всего в 0,250 С.

Муравейник не оканчивается в муравьиной куче. У него тысячи ходов под землёй. Эти ходы могут уходить на глубину 1-2 м и заканчиваются широкими полостями. Одни используются как место свалки, в других развивается молодёжь, третьи служат местом зимовки муравьёв. Температура в таких полостях - зимовках не опускается зимой ниже +5 градусов. И когда наверху свирепствуют морозы, муравьям не страшно и не холодно в своем доме.

Муравьи очень не любят сырость, поэтому постоянно перекладывают, перетряхивают «убранство» своего дома.

2.4. Станция «Бобровое семейство»

В нашей местности никогда не водились бобры. Но в течение последних 10 лет можно было услышать от сельских жителей, что в некоторых местах за селом видели бобров и их плотины, это на реке Толучеевка, которая протекает через наш лес и на прудах Верхний и Нижний Галкин. Наблюдать за их деятельностью очень интересно. Постоянно задаюсь одним и тем же вопросом - как они могли попасть в наш лес? Завести их никто не мог – значит самостоятельное заселение. В книге Л.Л. Семаго «Воронежский заповедник» я прочла, что в Хопёрский заповедник была отправлена партия только чёрных зверьков. Все до единого бобры хопёрской популяции одноцветны и теперь с Хопра уходят на новые места только чёрные, самые ценные, с голубоватой подпушью животные. С полной уверенностью считаю, что и к нам пришли животные именно хопёрской популяции.

Бобры – одни из самых крупных грызунов на планете. В природе существует 2 вида животного: обыкновенный бобр, который расселен по всей территории Евразии, и канадский, проживающий в Северной Америке. У нас проживает обыкновенный бобр. Весит взрослый бобр в среднем 30-32 кг, а старый может весить до 45 кг. Вырастает бобр до 1метра и хвост до 50см. Крупная голова с узкой мордой, маленькие глазки и ушки. Мех и густой подшёрсток спасают зверька в суровые зимы. Бобры любят ухаживать за своей «шубкой», тщательно расчёсывают её и смазывают специальным жировым секретом. Пятипалые лапы имеют перепонки между пальцами, когти утолщённые. У бобра удивительный хвост – плоский, как весло, без шерсти, покрыт роговыми чешуйками. Зубы у бобров особенные - самозатачивающиеся, долотообразной формы.

 

Место, где поселились бобры, располагает к заселению. Из пруда течёт приличный ручей, да и корм здесь в изобилии.

Бобры – полуводные животные. На суше зверёк неуклюжий, а зато в воде быстрые, ловкие пловцы, отличные ныряльщики. Под водой могут находиться до 15 минут, проплывая порой до 1км. На воле живут до 20-25 лет, в неволе - до 35 лет.
Подобно муравьям и пчёлам среди насекомых, среди млекопитающих бобр резко выдаётся по своим строительным способностям. Это настоящий инженер. Приходится только удивляться уму этого четвероногого инженера. На месте поселения бобры устроили прежде всего плотину, думаю для того, чтобы постоянен был уровень воды. Для сооружения плотины в ход пошли глина красная, ил, связано это всё хворостом. При общем весе школьников более 150 кг, мы свободно ходили и не проваливались. В течение всей жизни бобры строят плотины, выбирая самые правильные места, используя точные технологии и выверенные расчёты. Учёные изумляются таким способностям и сегодня. До сих пор не ясно, как бобры измеряют расстояние или вес строительного материала и при этом никогда не делают ошибок.

Для жилья они роют норы –это сложные лабиринты, или строят хатки – надводные сооружения из веток, скрепленных илом и глиной. Хатку свою строят из веток и хорошо промазывают илом. Строение возвышается над водой, а часть находится под водой.(Приложение 9)Здесь бобры отдыхают днём. Стараются вход в хатку держать так, чтобы он всегда был под водой, тогда никто чужой не сможет проникнуть в бобровую квартиру. Это лето, 2016 года было не столь дождливым, поэтому бобрам приходилось трудиться больше, чтобы поддерживать уровень воды.

В семействе бобров царствует матриархат. Самка – главная. Учёные, изучающие повадки бобров, пришли к выводу, что даже в случае смерти одного из партнёров, второй часто не обзаводится повторно парой и остаётся один. К весне у бобров рождаются от 2 до 6 бобрят. Живут семьи очень дружно, не дерутся за пищу, вместе строят хатки и плотины.

Бобры исключительно вегетарианцы. Излюбленный корм это ветки и кора осины. Поедают ивовые веточки, зелёную траву, ветки тополя, берёзы. В том месте, где у нас поселились бобры, в основном растут тополя, осины, ивы. Мы даже пробовали скормить комбикорм. На следующий день, где мы оставили корм ничего не осталось. Видимо они лакомились в вечерние часы, так как птицы ночью не должны склевать. В книге Л.Л. Семаго я прочитала, что на бобровых фермах скармливают зелёную траву, комбикорм, зёрна овса, свёклу, капусту, обрубки осины, ивы, тополя.

На месте поселения бобров есть спуск, дорожка утоптана, скользкая. По этой дорожке бобры таскают ветки для пищи и для строительства плотины.

Этот спуск мы обнаружили ранней весной.

Все действия бобра, конечно, инстинктивны, но и согласитесь, как я думаю действующего ума. Если сравнивать все постройки (хатки, плотины, каналы) и сравнивать всё это с величиной самого бобра – я удивляюсь и поражаюсь уму этого четвероногого инженера.

По моим наблюдениям думаю, что бобры поживут у нас ещё ни один год. Уйдут, конечно, когда поблизости не останется корма. А напоминать о них будут провалы нор по берегам, да полуистлевшие пеньки, осевшая плотина, когда – то искусно сотворённая четвероногими умельцами.

Станция «Первоцветы»

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево, каждая травинка, каждый цветок.

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, по берегам оврагов, прудов, в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи. (Приложение 10) Заметить их легко по жёлтым ярким цветам, вернее соцветиям. А к середине лета появятся большие, пушистые снизу листья. Мать-и-мачеха нектаром славится. Первый вяток в улей пчёлы несут с неё. Растение лекарственное. Настойка из её листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.

Подходя к лесу, нельзя не заметить одно из самых милых весенних растений. Это пролеска сибирская - Scilla sibirika Andrews. (Приложение 11) При описании растения была допущена ошибка. Позже неточность исправили, но название прижилось. А вот в Сибири пролеску не найти. В начале апреля из-под земли показывается 3-4 глянцевых зелёных листа, одновременно выбрасываются цветоносы. Пролеска сибирская – эфемероид. Она рано расцветает, быстро отцветает. В начале лета, когда лес оденется листвой, вся наземная часть растения пожелтеет и засохнет. Остаётся живой только луковица, скрытая в почве. Следующей весной она вновь проснётся и даст начало пронзительно-синим цветам. И так будет повторяться из года в год! Пролеска сибирская относится к редким растениям!

Вперемешку с пролесками можно увидеть хохлатку. Окраска цветков разнообразная – кремовая, пурпурно – фиолетовая, жёлтая. Цветёт в апреле - мае вместе с пролеской сибирской. Цветение продолжается 20 дней. (Приложение 12)

Чистяк весенний появляется сразу же, как растает снег. Его милые жёлтые цветочки полностью распускаются только на ярком солнце, а в пасмурную погоду и ночью закрываются. Растение тенелюбивое, ядовито. (Приложение 13)

На протяжении всего пути от пруда к лесу: у дороги, по склонам, в лесу можно видеть мелкие жёлтые цветочки. Это гусиный лук. Многолетнее растение, цветёт в апреле - мае. (Приложение 14)

На опушке леса можно заметить цветы с интересной расцветкой. Вначале цветочки розовые, потом становятся лиловыми, а позже с синими лепестками. Это медуница. Любят медуницу шмели и пчёлы. И больше всего заглядывают в фиолетовые. Значит, розовые молодые и нектара не выделяют, а в синих он уже иссяк. И только фиолетовые цветы одаривают нектаром. (Приложение 15)

В мае зацветёт фиалка душистая и её ароматом наполнится вся округа. В тенистых уголках леса можно обнаружить ландыш. Ландыш – украшение нашего леса. Его белые колокольчики нельзя не заметить. (Приложение 16) Цветы с сильным запахом. Ландыш красив не только весной. Он украшает лес и осенью, когда созревают его плоды – красивые оранжево – красные ягоды. Их поедают осенью птицы. Для человека ягоды ландыша ядовиты. Но цветы и листья – сырьё для фармацевтической промышленности. Зайдя в глубину леса, между дубами можно обнаружить редкое растение, растение Красной книги России – рябчик русский. Изумительно красивое растение. Но растений с каждым годом становится всё меньше и меньше.

Берегите первоцветы. Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды, чтобы в новом сезоне на том же месте появились новые крепкие, красивые первоцветы.

Станция «Поляна отдыха»

Как мы отдыхаем в лесу? Зимой катаемся на лыжах, просто гуляем и любуемся красотой нашего леса. Летом собираем ягоды и лекарственные травы, а осенью ходим за грибами. Лес – место отдыха человека.

ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй;

Только чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки,

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Нет милей чудес, чем наш лещановский лес.

У нас в школе существует давняя традиция - проводить 14 октября День здоровья. Эти дни здоровья мы проводим в лесу. Устраиваем массовые игры, викторины, посиделки у костра и обязательно с печёной картошкой. Для костра отведено одно постоянное место. В этом учебном году День здоровья не стал исключением. (Приложения 17-20)

Станция «Могущественный дуб»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;…..

И вправду наш дуб словно из сказки. Кода он появился, что он видел на своём веку, никто не знает, но по всем наблюдениям ему более 90 лет. Дуб стоит отдельно от других деревьев. Он старый, растёт на открытом месте, не высокий. Крона очень широка и начинается почти от самой земли, в диаметре более метра. (Приложения 21, 22) Дуб – теплолюбивое дерево. Он не выносит суровых условий таёжных районов. Требователен к почве, никогда не растёт на песчаных почвах.

Весной дуб распускается поздно. Его «медлительность» - полезное свойство при весенних поздних заморозках. Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья. Цветки очень мелкие и невзрачные, напоминают серёжки орешника. Из женских пестичных цветков образуются жёлуди. Плодоносить он начинает только после 30 лет. Жёлуди созревают на конец сентября – начало октября. Древесина у дуба тёмная, пропитана специальным веществом, которое препятствует развитию гнили.

Дуб – ценная древесная порода. В листьях имеются красители и дубильные вещества. Ткань красится в жёлтый, зелёный, коричневый и чёрные цвета. Препараты из коры дуба применяют в качестве противовоспалительного, вяжущего и ранозаживляющего средства, при кровоточивости дёсен. Кора входит в состав смесей, использующихся при гастрите, болезнях печени, кровотечении желудка и кишечника. Из древесины делают паркет, всевозможную мебель, бочки для пива и вина и др. Очень хороши дубовые дрова: они дают много тепла. Из коры дуба получают дубильные вещества, необходимые при выделке кожи. Жёлуди дуба служат кормом для диких животных. Осенью 2015 года урожай желудей был богатым, этой осенью желудей не было совсем. А дубовые веники в русской бане не уступают берёзовым.

3. Наши планы на весну-лето 2017года

1. На школьной экологической тропе дополнительно установить информационные щиты и знаки в целях экологического просвещения населения.

2. Произвести ремонт старых этикеток, дорожных знаков.

 

III. Заключение.

Создание экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые школьники получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что учащиеся овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.
Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои знания, но постигают отношения человека с окружающей средой в процессе труда и отдыха.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на экотропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Мы проделали огромную работу по благоустройству школы, создали станции на экотропе, но останавливаться на достигнутом не намерены. Много идей и замыслов, которые ещё предстоит воплотить в жизнь. Материал моего проекта можно использовать на уроках природоведения, биологии, географии, краеведения.

 

IV. Библиография

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. «Биология растений, грибов, лишайников», Москва «Дрофа», 2008.

2. Акимушкин И. «Мир животных», 1975.

3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьёва Л.И. «С любовью к природе», Москва «Педагогика», 1976.

4. Петров В.В. «Лес и его жизнь», Москва «Просвещение», 1986.

5. Петров В.В. «Мир лесных растений», М; Наука, 1978.

6. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины», Москва «Просвещение», 1991.

7. Фабр Ж.А. «Жизнь насекомых», том 2, 1979.

 

Приложение 2
Приложение 1
Приложения:

Ель обыкновенная
Приложение 2 - Берёза

 

 

Приложение 3
Приложение 4
Лиственница

Тополь пирамидальный

Приложение 5
Пруд фермера Неретина

Приложение 6

Водоём

Приложение 7
Муравейник

Приложение 8


 

Муравейник в лесу

 

Приложение 9

 


Бобровая плотина

Приложение 10


Мать-и-мачеха

 

 

Приложение 11
Пролеска сибирская

 

Приложение 12


Хохлатка

Приложение 13
Приложение 14
Чистяк

Гусиный лук

 

Приложение 15
Приложение 16
Медуница

Ландыш

Приложение 18
Приложение 17
День здоровья 2016 год

День здоровья 2016 год

Приложение 20
Приложение 19
День здоровья 2016 год

День здоровья 2016 год

Приложение 21
Дуб летом

Приложение 22


Дуб осенью

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...