Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема крестово- купольного храма.




 

 

 

Алтарь (лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе.

В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами.

В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.

 

 

Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

 

 

 

Иконостас (от греч. eikwn — образ и stasiV — место стояния) – перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV — XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности.

 

Внизу находится ряд местных икон,

выше – “деисусный” чин (deisis — греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.),

еще выше – “праздничный” (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и “пророческий” чины. В XVI — XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.)

 

Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

 

Паперть (внешний притвор). Ши­рокое открытое крыльцо или галерея перед входом в церковь.

 

 

Придел. Дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церков­ному зданию либо включенный в его объем.

 

 

Барабан – цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

 

Часовня.

1 Небольшое культовое сооружение без алтаря (в часовне чтаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятниками, ставились в городах, деревнях, на дорогах, на кладбищах, устраивались в богатых домах.

2 Придорож­ный столб с иконой и лампадой в нише.

 

 

Шатер. Завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.

 

 

 

 

 

Шатровый храм

 

Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

 

Руст, рустовка, рустик. Рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

 

 

Палата.

1 Крупное сводчатое помещение (обычно бесстолпное или с одним столпом в центре) в древне­русской каменной постройке.

2 Зда­ние, в котором такое помещение играет главную роль. Палаты – в русской средневековой архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с многочисленными помещениями. С XVII в. палаты принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых, Троекуровых в Москве).

 

 

________________________

 

Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) — вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов.

 

Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

 

 

 

Аркбутан (франц. Arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания.

 

Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

 

 

Барельеф – скульптурное изображение с фоном, из которого фигуры выступают не более чем наполовину своего объема.

Горельеф – скульптурное произведение с фоном, из которого изображенные фигуры выступают более чем на половину своего объема.

 

 

Контррельеф. Рельеф, заглублен­ный в плоскость фона.

 

 

Башня – сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны). Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.

 

Донжон (франц. donjon) – главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

 

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria):

 

1. Длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания.

2. Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон а одной из продольных стен.

 

Капелла. Католическая или англи­канская часовня, возведенная обо­собленно либо включенная в объем храма.

Часовня - небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, чаще не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.

 

 

 

Кафедра. Огражденное возвыше­ние для проповедей, обращения к слу­шателям. Кафедры украшались резьбой, статуями, рельефами.

 

Пинакль. Декоративные башенки, столбики на контрфорсах реже на других архитектурных частях позднероманских и готических церквей.

 

Роза. Круглое окно в романских и готических постройках 12-15 вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розой называют также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий.

 

Трансепт. В европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.

 

Нервюры. Стрельчатые арки из тесаных камней, создающие каркас­ную основу крестового свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

 

Неф. Элемент пространства базили­ки, вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с одной или двух сто­рон колоннами либо столбами.

 

Триумфальная арка. Парадное симметричное сооружение с проез­дной аркой по оси.

 

 

 

Триумфальная колонна. Одиночная колонна крупных разме­ров на постаменте, установленная в честь какого-либо события или деятеля, обычно дополнялась скуль­птурой.

 

 

_________________________________________________

Элементы зданий.

Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

 

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.

 

Ползучая арка - арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

 

 

Прясло - участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре - участок стены между двумя башнями.

 

 

Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.

 

Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

 

Наборная колонка - столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья

 

 

Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены

 

 

Контрфорс. Подпорная стенка, примыкающая под прямым или тупым углом к строительному объему для повышения его прочности и устойчивости.

 

 

 

Раковина, рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины) - мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко.

 

 

Херувим - декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко.

 

Кубышчатая колонна - опора с плавным расширением в центральной части

 

 

Бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

 

Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид) - надстройка над зданием, обычно круглая в плане

 

Вазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.

 

Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике

 

Ширинка - декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок

 

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. В период узорочья кокошниками также украшались окна

 

Коруна - многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону

 

Подклет. Нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение.

 

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве). Нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.

 

 

 

 

Ризалит. Выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания; составляя единое целое с основной массой постройки, вносят разнообразие в пространственную организацию фасада.

 

 

Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

 

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

Гульбище

 

Гульбище

 

 

Каланча. Дозорная вышка для наблюдения за приближением против­ника или за возникновением пожаров. Каланчи имели колокол, площадку для дежурного и мачту дляя сигнализации флагами и фонарями.

 

 

Консоль.

1 Выступающая из стены опора.

2 Стол на двух опорах, высту­пающий из стены и обычно примыка­ющий к большому зеркалу от самого пола.

 

Кронштейн. Художественно оформленная консоль.

 

 

Купол.

1 Свод, поверхность кото­рого образована вращением кривой вокруг вертикали.

2 Сфероидная, эллипсоидная или граненая кровля, по силуэту близкая куполу.

 

 

Зубец (мерлон) - выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы - "ласточкин хвост"/

Ласточкин хвост. Форма зуб­цов, с остроконечным раздвоением верха от середины в стороны.

 

Мансарда. Отапливаемое жилое помещение под кровлей, которая круто поднимается от карниза, а у верхнего обреза окон Мансарда образует горизонтальный перелом и выше него становится пологой. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром.

В широком смысле мансарда - любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.

 

Медальон. Изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении.

 

Мезонин. Надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

 

 

Ниша. Углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр. Иногда ниши применяют для пластической обработки стены.

 

 

Обелиск. Вертикальный монумент в виде очень узкой пирамиды (обычно четырехгранной).

 

Пагода. Буддийское мемориальное сооружение в виде башни, обычно многоярусной, или павильона, с резко выгнутыми удлиненными кон­цами кровель. Пагоды возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии. Строительным материалом для пагод служат дерево, камень, кирпич, металл.

 

Панно. Обрамленная роспись, рельеф или картина, предназначен­ные для украшения стены, потолка или сводчатого перекрытия в тече­ние продолжительного времени.

 

Парапет. Ограда, перила или невысокая сплошная стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной (в качестве заграждения) на гребне плотины, мола, дамбы (для защиты от разрушений волнами).

 

Раппорт. Повторяющийся элемент орнамента.

Эркер. Выступающий из фасадной плоскости призматический или ци­линдрический вертикальный объем с окнами, увеличивающий площадь внутреннего помещения и улучшающий его освещенность

 

Оглавление

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...