Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение - это желание продавцов (организаций, предпринимателей) продать товары, ресурсы на рынке.

Рисунок 2.1 – Кривая «Закона спроса»

 

Объем предложения - это количество товара, которое все продавцы в состоянии реализовать на рынке по данной цене; чем больше цена товара на рынке, тем продавцу выгоднее увеличивать выпуск продукции и поставку ее на рынок. Зависимость между ценой и предложением получила название «Закона предложения». Эта кривая отражает зависимость предложения от цены:

 
 

 

 


Рисунок 2.2 – Кривая «Закона предложения»

На рынке действует экономический закон цен. Если объем предложения меньше объема спроса, то недостаток предложения приведет к увеличению цены. Если объем предложения превышает спрос, цены снижаются. Постепенно на данный вид продукции устанавливается равновесная рыночная цена, которая устраивает и продавцов, и покупателей. В результате цена способствует устранению излишков и дефицита товаров, услуг на рынке;

- распределительная функция - через цену регулируется распределение ресурсов между отраслями и сферами производства.

Если спрос на товар выше предложения, то цена на товар повышается, и производители товара могут иметь дополнительную прибыль. Это будет привлекать в отрасль, производящую прибыльный товар, других производителей и дополнительные ресурсы из тех отраслей, где прибыль ниже.

Затем рынок насыщается данными товарами, цены и прибыль на них падают, а ресурсы перетекают в другие, более прибыльные, отрасли. Это и есть механизм регулирования пропорции произ­водства, действующий через закон цен;

- информационная функция - проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности и издержках производства;

- стимулирующая функция - проявляется в экономической заинтересованности организаций.

Производитель товара вынужден продавать свой товар по установившейся рыночной цене. Если себестоимость данного товара гораздо меньше в сравнении с рыночной ценой, то производитель может получить дополнительную прибыль. Если же себестоимость данного товара приближается к рыночной цене или даже превышает ее, то производитель либо получит малую прибыль, либо потерпит убыток.

Вот почему производитель заинтересован в снижении издержек производства путем повышения производительности труда, развитии инновационной деятельности. Кроме того, в развитой рыночной экономике высокая конкуренция вынуждает производителя не только снижать себестоимость, но одновременно повышать качество, дизайн, сервисное обслуживание;

- функция обеспечения доходности производителя - организация стремится установить такую цену на свою продукцию, при которой можно получить максимально возможный доход и прибыль при оптимальном выпуске продукции.

Основой формирования цены является не только себестоимость данного товара, но и оптимальная прибыль, позволяющая предприятию осуществлять расширение производства и материальное стимулирование собственника и трудового коллектива.

 

2.2 ЗАДАЧИ И ПОЛИТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Мы рассмотрели, как цена воздействует на регулирование рынка через механизм действия закона стоимости и закона цен. Производители товаров, работ, услуг могут заниматься процессом установления цен при обязательном условии знания этих рыночных процессов. Однако только такое стихийное изменение цен исключительно под воздействием спроса и предложения практически нигде не сохранилось. Ценообразование в любом государстве является не только функцией производителей, но и органов государственного управления.

Согласно законодательству, ценообразование - это процесс по установлению, регулированию цен и контролю соблюдения ценового законодательства со стороны юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей, органов государственного управления.

В Республике Беларусь процесс ценообразования регулируется Законом «О ценообразовании», Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов» и другими законодательными и нормативными актами.

Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:

- сочетание свободных и регулируемых цен;

- разграничение полномочий производителей продукции и государственных органов управления по установлению и регулированию цен;

- установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем производителям покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль соблюдения действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

Поясним эти принципы. Свободная цена - это цена, устанавливаемая самим производителем под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Однако применение только свободных цен, как было сказано выше, приводит к стихийности рынка. Для большей равномерности рыночных процессов и социальной защищенности граждан применяется регулирование цен, то есть воздействие на процесс установления и применения цен со стороны государственных органов. Регулируемая цена - это цена, устанавливаемая государственными органами, или определяемая самим производителем, но с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Фиксированная цена - это цена, устанавливаемая в твердо выраженной денежной величине.

Предельная цена - это цена, величина которой ограничена верхним или нижним пределами.

Фиксированные цены устанавливаются на социально значимые товары, работы, услуги в целях доступности покупателям.

Предельные цены с верхним пределом устанавливаются, как правило, с помощью предельного норматива рентабельности для определения суммы прибыли, включаемой в цену.

Например, себестоимость единицы продукции составляет 5 тыс. руб., а предельный норматив рентабельности, установленный государственными органами, 30%. Тогда цена составит:

Ц = 5 + 5 * 0,3 = 6,5 тыс. руб.

Но могут устанавливаться и предельные цены, имеющие нижний предел. В настоящее время Постановлением министерства экономики от 29.03.2000г. утверждены предельные минимальные цены поставки товаров на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Ниже этой цены экспортеры не имеют права продавать товар за границу. Это сделано в целях защиты производителя товара и обеспечения ему безубыточности.

Регулирование осуществляется также и декларированием цен. При формировании отпускных цен и тарифов организация обязательно составляет плановую калькуляцию с расшифровкой статей затрат. Отпускные цены, утвержденные руководителем организации, помещаются в прейскуранты, согласовываются с по­купателями в протоколах согласования цен, договорах на поставку продукции. Информация об уровне отпускных цен направляется в органы ценообразования. Таким образом, государство осуществляет контроль над необоснованным завышением цен.

Принцип разграничения полномочий заключается в том, что государство устанавливает лишь минимальное количество цен, в основном этим занимаются сами производители продукции. Государственные же органы ценообразования ставят перед собой задачу регулирования и контроля.

О необходимости регулирования и контроля цен со стороны государства говорит опыт многих стран. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии - до 20% потребительских цен. Во Франции прямым регулированием охвачены цены на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и другие товары и услуги монопольных производителей. В Австрии регулируется около 10% цен.

В Швеции постоянно ведется контроль движения уровня цен в стране, учитывается динамика инфляции, степень конкуренции, социальная значимость товаров и услуг. При обострении инфляции контроль над ценами ужесточается. В 1973–1974 г.г. и 1980–1981 г.г., когда инфляция составляла соответственно 12-14 и 10%, госконтролю подвергались все цены, особенно на товары из импортного сырья и компонентов.

Однако регламентация цен, осуществляемая в странах с развитой экономикой, основана на высокой степени конкуренции. Жесткая политика регулирования относится, как правило, лишь к монопольным корпорациям, например, к сфере инфраструктуры и другим базовым отраслям экономики. Методы жесткого регулирования не относятся к банкам, страховым компаниям, государственным и смешанным организациим в области нефтедобычи и нефтепереработки.

В Республике Беларусь пока наблюдается жесткое государственное регулирование цен и многочисленные ограничения в области ценообразования. Они не способствуют развитию действительно рыночных отношений, ставят в тяжелое положение промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг и т. д. Многие цены не обеспечивают производителям покрытие затрат на производство. Цены не работают должным образом на экономику, не содействуют ее стабилизации. Будем надеяться, что с развитием рыночной экономики, конкуренции государственные органы будут сокращать область регулируемых цен и функции цены заработают в полную силу.

 

2.3 ТАРИФЫ НА УСЛУГИ СВЯЗИ, ОСНОВА ИХ ПОСТРОЕНИЯ. ВИДЫ ТАРИФОВ

 

Тарифы являются разновидностью цен и устанавливаются на продукцию, не имеющую вещественной формы, а представляющую собой услуги: транспортные, услуги отрасли энергетики, бытовые услуги, услуги связи. Другими словами, тариф - это денежное вы­ражение стоимости платной услуги.

Тариф, как и цена на промышленную продукцию, строится так, чтобы возместить предприятию текущие затраты на производство услуги и обеспечить необходимый размер прибыли для собственника, развития материально - технической базы и поощрения работников. Кроме того, в состав тарифа должны быть включены косвенные налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством.

Можно записать символическое выражение тарифа на услугу связи:

 

Т = С + П + 0, (2.1)

 

где Т - тариф на услугу связи, руб.;

С - себестоимость производства данной услуги, руб.;

П - прибыль, заложенная в тариф, руб.;

О - отчисления в бюджет в виде косвенных налогов и сборов, руб.

В себестоимость услуги включаются все затраты по предоставлению услуги: затраты на оплату труда, материальные затраты, амортизационные отчисления, прочие производственные и хозяйственные расходы. Состав себестоимости подробно изучался в части 2 данного учебного пособия. Однако, в отличие от цены на промышленную продукцию, в составе себестоимости услуги отсутствуют затраты на сырье. Кроме того, если промышленное организация включает в себестоимость только стоимость ресурсов, затраченных им самим, то в тариф на услугу связи включаются затраты на передачу сообщения на всех этапах: исходящем, входящем, транзитном, даже если эти этапы обслуживают разные организации. Тариф же предъявляется к оплате клиенту только на исходящем этапе, и доходы от предоставления данной услуги принадлежат исходящему предприятию.

Сумма прибыли, входящая в состав тарифа, должна устанавливаться исходя из принципа обеспечения доходности организации. При этом надо ориентироваться на плановый или рекомендуемый органами ценообразования уровень рентабельности:

 

П

R = ----- * 100, (2.2)

С

 

где R – уровень рентабельности, %;

П – прибыль в составе тарифа, руб.;

С – себестоимость услуги, руб.

Отсюда можно рассчитать сумму прибыли в составе тарифа:

 

С * R

П = ----------- (2.3)

 

Уровень рентабельности не должен быть единым для всех видов тарифов и всех групп потребителей. Его дифференцируют в зависимости от потребительской ценности и социальной значимости услуги. Дня населения целесообразно устанавливать минимальный уровень рентабельности, при установлении свободных договорных тарифов - повышенный уровень.

В состав тарифа, как было сказано выше, включаются также косвенные налоги и сборы. Налоговое законодательство очень динамично, и состав таких нало­гов периодически меняется. Следует только отметить, что постоянным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, которым облагаются обороты по реализации услуг связи. Однако надо помнить, что этот налог не включается в тарифы на услуги связи, предоставляемые населению.

Для усвоения принципа формирования тарифа на услугу связи в таблице 2.1 представлен расчет свободного тарифа с включением в него налогов, действующих на момент составления данного учебного пособия.

 

Таблица 2.1 – Формирование свободного тарифа на услугу связи (цифры

условные)

 

Наименование показателей Алгоритм Расчет Сумма, руб.
       
1 Полная себестоимость услуги 2 Прибыль, включенная в цену (уровень рентабельности услуги составляет 100%)     стр.1. * 100       1000 * 100            

 

 

Продолжение таблицы 2.1  
       
3. Тариф без учета налога на добавленную стоимость (НДС) стр.1 + стр.2   1000 + 1000      
4. НДС стр.3* S 2000* 20  
5. Тариф с учетом НДС   стр.3 + стр. 4   2000 + 400  

 

Далее приведена классификация тарифов.

В зависимости от вида потребителей тарифы подразделяются наследующие группы:

- тарифы на услуги связи, оказываемые организациям, учре­ждениям, организациям;

- тарифы на услуги связи, оказываемые населению.

Тарифы для населения устанавливаются гораздо ниже тарифов для юридических лиц с целью социальной защиты населения. Такая составляющая, как себестоимость, одинакова для всех категорий потребителей, так как, кому бы ни предоставлялась услуга, организация связи несет одинаковые затраты. А вот уровень рентабельности тарифа для юридических лиц гораздо выше, чем для населения. Кроме того, как сказано выше, в тарифы для населения не включается НДС. Для некоторых категорий населения тариф может устанавливаться даже ниже себестоимости, а иногда услуга предоставляется бесплатно.

В зависимости от степени регулирования тарифов государственными органами ценообразования тарифы подразделяются на регулируемые и свободные (договорные).

В основном тарифы являются регулируемыми. Их разрабатывает Министерство связи и согласовывает с Министерством экономики. В основу регулируемого тарифа кладется среднеотраслевая себестоимость услуги, величина которой зависит от различных факторов. Тарифы на пересылку посылок и бандеролей устанавливаются в зависимости от их веса и объявленной ценности; та­рифы на передачу телеграмм - от расстояния; тарифы на между­городные телефонные разговоры - от расстояния; абонентская плата за телефон - от вида аппарата: основной, дополнительный, спаренный, коллективный, индивидуальный.

Тариф устанавливается на единицу услуги. Например, в телеграфной связи - за каждое слово в телеграмме; в междугородной телефонной связи - за каждую минуту разговора; в городской телефонной связи - за один аппарат и за каждую минуту разговора; в почтовой связи - за единицу веса посылки, бандероли или письма с объявленной ценностью.

Кроме среднеотраслевой себестоимости, в регулируемый тариф включена прибыль, величина которой регулируется органами ценообразования по той причине, что организации связи являются естественными монополиями в сфере услуг связи. Верхний предел уровня рентабельности не должен превышать установленной величины.

Например, если предельный уровень рентабельности составляет 30%, а себестоимость услуги - 200 руб., то в тариф включается прибыль в размере 60 руб.: (200 * 30 /100).

Регулируемые тарифы публикуются в прейскурантах и меняются централизованным порядком - Министерством связи. Изменения вызваны тем, что меняется величина затрат на производство услуги: повышаются тарифы на электроэнергию, транспортные перевозки, топливные ресурсы, повышается размер минимальной заработной платы, и. как правило, меняются ставки и оклады работников. Рост тарифов является следствием роста цен на промышленные и трудовые ресурсы, поэтому тарифы связи повышаются позже промышленных цен.

Большинство тарифов в отрасли связи - регулируемые. Однако на некоторые виды услуг разрешено устанавливать свободные тарифы, которые формирует само организация связи. Прибыль в составе свободного тарифа не ограничивается предельной величиной, а устанавливается исходя из конъюнктуры рынка, значимости услуги, ее востребованности, современности. Величина свободного тарифа устанавливается по договору с клиентом и носит название договорного тарифа. Такие тарифы устанавливаются, например, на экспедирование периодических изданий; продажа акций различных акционерных обществ; оплата каналов ТВ и звукового вещания за передачу коммерческих программ.

В зависимости от того, как тариф соответствует действительной стоимости услуги, тарифы делятся на четыре группы:

- общие (обычные) - устанавливаются на основе действительной стоимости услуги, являются наиболее распространенными и охватывают все виды платных услуг связи. Принципы их образования раскрыты выше;

- повышенные (срочные) - устанавливаются выше, чем общие тарифы на одноименные услуги.

Величина себестоимости в общих и повышенных тарифах одинакова, однако величина прибыли в повышенных тарифах выше из-за улучшенных качественных свойств: ускоренной передачи сообщения, внеочередного предоставления услуги. Например, тариф на передачу срочной телеграммы в 3 раза выше обычной; тариф на установку телефона вне очереди в несколько раз выше обычного;

- льготные (пониженные) - устанавливаются ниже общих тарифов.

Разрешается применять пониженные тарифы на местные пе­реводы с оплатой за приватизацию жилья, отправляемые населе­нием в адрес исполкома Совета депутатов; временная установка телефонного аппарата на ограниченный срок оплачивается со зна­чительной скидкой.

Установка телефонного аппарата по льготному тарифу произ­водится для следующих категорий населения: участников войн, семей погибших в Афганистане, инвалидов труда 2-ой группы, узни­ков концлагерей и др.

Для некоторых категорий населения вообще устанавливаются бесплатные услуги. Например, установка телефонного аппарата у инвалидов 1-ой группы, участников Великой отечественной войны, достигших 70-летнего возраста; пересылка простых писем и кар­точек военнослужащими срочной службы; пересылка бандеролей с книгами, магнитофонными записями для слепых.

Цель установления льготных тарифов - социальная защита населения, повышение доступности услуг связи для социально уязвимых категорий потребителей. Компенсация предприятию связи убытков, связанных с применением льготных тарифов, осуществляется из отраслевого инновационного фонда;

- тарифы на дополнительные услуги связи - такие услуги устанавливаются с целью улучшения потребительских свойств основной услуги связи.

 

2.4 ВЫРУЧКА ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ

Выручка организации связи представляет собой общую величину доходов, полученных организациям от реализации продукции, работ, услуг. Выручка складывается из доходов от основной деятельности и доходов не основной деятельности.

Доходы основной деятельности - это сумма денежных средств, начисленная за весь объем реализованных потребителям услуг связи по действующим тарифам и договорам.

Доходы от услуг связи являются важнейшим источником средств организации, покрытия текущих затрат на производство и получения прибыли.

Ниже приведена классификация статей доходов по подотраслям связи.

Почтовая связь - включаются доходы за прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств, периодических изданий:

- за проданные знаки почтовой оплаты и письменную корреспонденцию - за реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, почтовых карточек, поздравительных открыток; пересылку почтовых карточек простых, заказных; писем и бандеролей простых, заказных, ценных; мелких пакетов специальных мешков «М»; уведомлений;

- за денежные переводы,

- за выплату пенсий и пособий по ведомостям органов социальной защиты населения;

- за пересылку посылок;

- за распространение, пересыпку, экспедирование, доставку периодических изданий по подписке;

- за отправления «- доходы за пересылку отправлений международной ускоренной почты (МУП);

- за пересылку внутренних отправлений «Экспресс»;

- прочие доходы: за доставку на дом ценных писем, бандеролей, факсимильных сообщений, посылок; за досылку и возвращение почтовых отправлений; за переадресование выписанных подписчиками газет, журналов и другие услуги;

- за дополнительные услуги: упаковка и оформление почтовых сообщений; хранение посылок, бандеролей; наведение справки об адресе получателя; предоставление в пользование абонементных ящиков, посылочных ящиков из полиэтилена; написание адресов; оказание услуг почтовой связи на дому и др.

Телеграфная связь - включаются доходы за передачу и доставку телеграмм, за переговоры по абонентскому телеграфу, аренду телеграфных каналов:

- за телеграммы: доходы за передачу всех видов телеграмм, за переводные телеграммы банков; уведомление о вручении телеграмм; за доставку телеграмм; за дополнительные услуги: прием телеграмм по телефону, справка в адресном бюро об адресе абонента, досылка телеграммы по другому адресу;

- за абонентское телеграфирование: Доходы за абонентскую и поразговорную плату; установка и перестановка у абонентов оконечного телеграфного оборудования; услуги междуна­родной станции «Телекс»;

- плата за аренду телеграфных каналов по договорам.

Передача данных и телематические службы.

- плата за услуги сети ПД с коммутацией пакетов (БелПак);

- плата за услуги сети электронной почты;

- плата за подключение абонентов к информационным ресурсам сети ИНТЕРНЕТ и плата за время работы в сети;

- от факсимильной связи - доходы, полученные на пунктах коллективного пользования «Факс»; за предоставление потребителям, не имеющим собственных средств факсимильной связи, услуг по передаче факсимильных сообщений;

- плата от издательств газет за передачу газетных полос по каналам междугородной связи.

Междугородная телефонная связь.

- за междугородные телефонные разговоры;

- за дополнительные услуги: извещение абонента о разговоре по заказу с уведомлением; вызов к телефону определенного лица; справка о номере телефона в другом городе; разговор за абонента и др.;

- плата за пользование междугородными таксофонами, доходы от реализации магнитных карточек и жетонов;

- за предоставление каналов в аренду.

Городская телефонная связь.

- от абонементной платы за пользование телефоном;

- плата за соединительные линии ведомственных телефонных станций;

- повременная плата за разовый разговор по телефону;

- плата за установку и перестановку телефонных аппаратов;

- доходы от городских таксофонов, от реализации таксофонных карточек и жетонов;

- от абонентов НЦС;

- прочие доходы: плата за подключение устройств охранной сигнализации; плата за регистрацию и подключение телефона с определителем номера. Телефакса, Модема; за ремонт телефонных аппаратов и др.;

- за дополнительные услуги: установка безобрывной розетки, замена обычного шнура на удлиненный; услуги справочно-информационных служб; дополнительные услуги, предос­тавляемые электронными АТС и др.

Сельская телефонная связь - включаются доходы за обеспечение телефонных разговоров в сельской местности, включая райцентры.

Радиофикация - включаются доходы в виде абонементной платы за пользование радиоточками, за пользование громкоговорителями уличной радиофикации; за установку и перестановку радио­точек; дополнительные услуги: замена розетки, вызов электро­монтера для восстановления повреждения радиосети и др.

Радиосвязь - включаются доходы за использование техниче­ских средств и каналов радиосвязи; за услуги системы УКВ радио­телефонной связи с подвижными абонентами.

Радиовещание - доходы за использование технических средств радиовещания.

Телевидение - доходы за использование технических средств телевидения.

После рассмотрения всех видов доходов можно условно подраз­делить их на две группы:

- доходы от исходящего платного обмена: посылок, писем, бандеролей, разговоров, телеграмм и др.;

- доходы от предоставления потребителям в пользование технических устройств связи.

Планирование доходов от исходящего платного обмена осуществляется на основании величины доходов в текущем году и прогнозируемого темпа роста доходов в планируемом году:

 

ДПЛ = ДТЕК * IД / 100, (2.4)

 

где ДПЛ – доходы в планируемом году, руб.;

ДТЕК – доходы в текущем году, руб.;

IД – планируемый темп роста доходов, %.

 

Пример 2.1

Доходы от абонентской платы за пользование городской телефонной связью в текущем году составили 600 млн. руб. Планируемый темп роста – 105%.

Тогда доходы в планируемом году составят:

ДПЛ = 600 * 105 / 100 = 630 тыс. руб.

Доходы от предоставления абонентам технических устройств в пользование планируются по формуле

 

ДПЛ = n ПЛ * Т, (2.5)

 

где nПЛ – планируемое количество технических устройств, ед.;

Т – тариф за единицу, руб.

Доходы, получаемые от предоставления в пользование междугородных телефонных и телеграфных каналов, каналов телевизионного и звукового вещания зависят от протяженности и времени действия каналов и арендной платы за 1 канало-час. Доходы за пользование телефонными аппаратами, радиоточками, факсами зависят от числа оконечных устройств и помесячной абонентской платы. (Кроме того, за пользование телефонами и факсами уплачивается повременная оплата, такие доходы планируются по методике, описанной выше). Доходы от установок и перестановок оконечных устройств зависят от их числа и установочной платы. Доходы в виде почасовой оплаты средств радиосвязи, радиовещания и телевидения зависят от планируемого времени работы радиоприемных и приемных устройств, мощности передатчиков и установленного тарифа.

Например, на городской телефонной сети прогнозируется 12000 абонентов – граждан. Помесячная абонентская плата составляет 1300 руб. Тогда планируемая на квартал величина доходов от данной категории потребителей составит:

Дпл = 1300 * 12000 * 3 = 46 800 000 тыс. руб.

Поскольку тарифы на одни и те же технические устройства дифференцируются по разным категориям потребителей, то и до­ходы планируются в разрезе каждой категории.

В таблице 2.2 приведен пример планирования доходов на 1 квартал. В данной таблице приведено планирование доходов как от исходящего платного обмена, так и от технических устройств.

Выручка от неосновной деятельности – это доходы, получаемые организациям связи от реализации других видов продукции, работ, услуг, кроме услуг связи. К ним относятся, например, прием коммунальных платежей и других платежей от населения, оказание банковских услуг, продажа товаров народного потребления населению, услуги ксерокопирования, транспортные услуги по перевозке грузов, производство и реализация продовольственной продукции подсобными сельскими хозяйствами организации и др.

Выручка от неосновной деятельности позволяет предприятию связи улучшить финансовое положение, а в случае убытков от основной деятельности, когда доходы от услуг связи не покрывают затрат на производство и реализацию продукции, она часто является дополнительным источником покрытия этих затрат и позволяет получить прибыль. Особенно это актуально в организациях почтовой связи, где основная деятельность является убыточной в силу падения спроса на услуги почтовой связи и больших затрат на содержание многочисленных отделений связи.

 

Таблица 2.2 – Планирование доходов от услуг связи (цифры условные)

 

Наименова- ние услуг Прогноз доходов на 1-ый квартал планируемого года
Доходы в 4-ом квартале текущего года, тыс. руб. Прогнозируемый темп роста доходов, % Количество в 1 кв. планир года, ед Прогнозируемый тариф, руб. Планируемые доходы, тыс руб.
Телеграфная связь Исходящие платные телеграммы: - организации - население ГТС Основные телефоны: - организации - население     х х   106,5 104,0   х х   х х     х х      
Итого х х х х  

 

2.5 ПРИБЫЛЬ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, МЕТОДИКА РАСЧЕТА

 

Получение прибыли явля­ется главной целью хозяйственной деятельности. Прибыль - это конечный показатель эффективности работы организации, или финансовый результат деятельности.

Наличие прибыли дает выгоду всем - и собственнику, и государству, и коллективу организации. Собственники получают часть прибыли в качестве дивидендов. Государство формирует бюджет за счет отчислений налогов из прибыли. Коллектив имеет возможность развивать материально-техническую базу и повышать материальное благосостояние.

Коммерческая организация может получать прибыль от разных видов деятельности. Прибыль до налогообложения формируется из таких видов прибылей (убытков):

- прибыль (убыток) от текущей деятельности;

- прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности.

Прибыль от текущей деятельности формируется из:

- прибыли (убытка) от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

- прочих доходов по текущей деятельности;

- прочих расходов по текущей деятельности.

Прибыль (или убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (ПР) в отрасли связи складывается из прибыли от основной деятельности (реализации услуг связи) и прибыли от не основных видов деятельности: приема коммунальных платежей и других платежей от населения, продажи товаров народного потребления населению, транспортных услуг по перевозке грузов и др.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) рассчитывается по формуле

 

ПР = В – З – НДС (2.6)

 

где ПР – прибыль от реализации продукции, руб.;

В - выручка от реализации продукции, руб.;

З - затраты на производство и реализацию продукции, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, отчисляемый в бюджет от выручки, руб.

К прочим доходам по текущей деятельности относятся:

- кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

- присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров;

- прибыль прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном году;

- излишки материальных ценностей, выявленные по результатам инвентаризации и т. п.

К прочим расходам относятся:

- убытки от списания дебиторской задолженности, по кото­рой истек срок исковой давности;

- выплаченные организацией штрафы и санкции за наруше­ние договоров;

- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году,

- убытки от хищений материальных и иных ценностей, ви­новники которых не установлены;

- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью; расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера, оказание шефской и социальной помощи;

- судебные издержки и т.п.

Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности - финансовый результат от операций, не являющихся уставной деятельностью организации. Рассчитывается по формуле

Пифд=Дифд – Рифд, (2.7)

где Дифд – доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, руб.;

Рифд – расходы от инвестиционной и финансовой деятельности, руб.

К инвестиционной и финансовой деятельности относятся:

- продажа и прочее выбытие принадлежащих организации инвестиционных активов (основных средств, нематериальных активов), оборотных средств;

- излишки инвестиционных активов, выявленных при инвентаризации;

- предоставление за плату во временное пользование инвестиционных активов;

- участие в уставных фондах других организаций – дивиденды; доходы по ценным бумагам.

Таким образом, прибыль организации складывается из прибылей, полученных от всех видов деятельности. Исходя из выше сказанного, можно записать, что

Пдн = Птд (Утд) + Пифд (Уифд), (2.8)

где Пдн – прибыль до налогообложения, руб.;

Птд (Утд) – прибыль (убыток) от текущей деятельности, руб.;

Пифд (Уифд) – прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности, руб.

2.6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Прибыль до налогообложения не является конечным финансовым результатом деятельности организации. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль организации, которая образуется так: из прибыли до налогообложения в течение года отчисляются налоги и сборы, установленные законодательством.

Перечислим налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет за счет прибыли:

- налог на прибыль;

- другие отчисления из прибыли.

Прежде всего, часть прибыли используется на благо общества посредством уплаты в бюджет налога на прибыль.

Рассмотрим методику расчета налога на прибыль. Методика исчисления определена Налоговым кодексом РБ. Объектом налогообложения является валовая прибыль. Она исчисляется согласно налогового учета. Чтобы исчислить налог на прибыль, надо знать прибыль, исчисленную к налогообложению. Она рассчитывается по формуле

 

Пк Нал = Пвал - ПЛ, (2.9)

 

где Пк Нал – прибыль, исчисленная к налогообложению, руб.;

Пвал – валовая прибыль, руб.;

ПЛ – льготируемая прибыль, руб.

К льготируемой прибыли относится та часть прибыли, которая, согласно Налоговому кодексу, не облагается налогом на прибыль.

Налог на прибыль рассчитывается по формуле

 

Пк Нал * SНП

НП = --------------, (2.10)

 

где НП – налог на прибыль, руб.;

SНП – ставка налога на прибыль, %.

Ставка налога на прибыль устанавливается ежегодно Налоговым кодексом (в 2012 году она составляет 18%).

После уплаты налога на прибыль и других отчислений образуется чистая прибыль, которую можно рассчитать по формуле

 

ПЧ = Пдн – НП – О, (2.11)

 

где, Пдн - прибыль до налогообложения, руб.;

О – другие отчисления от прибыли

Чистая прибыль распределяется согласно уставу организации. Она может распределяться в резервный фонд, на развитие производства, материальное стимулирование работников.

В конце года нераспределенная прибыль может распределяться и использоваться по следующим направлениям:

- на выплату дивидендов и других доходов учредителям организации в соответствии с решением собрания акционеров (учредителей);

- на финансирование капитальных вложений, связанных с расширением и развитием производства, строительством и реконструкцией производственных объектов, приобретением новой техники; на финансирование капитальных вложений, связанных со строительством жилого фонд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...