Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политическое движение




Несмотря на проводимые реформы, Россия оставалась абсолютной монархией со всеми ее атрибутами. Самодержавная власть становилась все более тяжелым бременем для народов России. Основная масса россиян была лишена всяких гражданских прав. Безграничная власть чиновников и полиции, произвол губернаторов и градоначальников, взятничество, бюрократизм и казнокрадство стали нормой существующей системы. В провинциях этот список пороков властных структур дополнялся национальным гнетом, насильственной русификацией, ущемлением прав нерусского населения. Однако раскол в российском обществе шел не по национальному, а по социальному признаку. Зачастую уровень жизни русского населения был ниже уровня жизни других народов России.

Все это вело к росту недовольства в различных слоях населения. Увеличился поток крестьян, выезжающих на заработки, эмигрировали представители национальных меньшинств, появились политические эмигранты. Накал социальных противоречий перерастал в открытый протест. Созданию революционной ситуации способствовал наступивший экономический кризис. Начало 20-го столетия ознаменовалось проведением множества стачек, демонстраций и забастовок (Харьков - 1901 г., Ростов-на-Дону - 1902 г., Баку - 1904 г.). Ситуация требовала координации и объединения оппозиции в борьбе за права и свободы.

В 1883 г. в Женеве была основана группа «Освобождение труда» (В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов), которая занималась пропагандой идей Маркса и выработкой собственной программы политической борьбы.

В 1883 г. в Петербурге Димитр Благоев объединил социал-демократические кружки в «Партию русских социал-демократов» (разгромлена царской охранкой в 1887 г.).

В 1885 г. П.В. Точисский организовал группу «Товарищество Санкт-Петербургских мастеров», которая после разгрома переформировалась в «Социал-демократическое общество».

В 1887 г. в Казани Н.Е. Федосеев создал несколько студенческих кружков. М.И. Брусилов объединил питерских рабочих в 20-ти кружках.

В 1894 г. образован «Московский союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1895 г. в Петербурге В.И. Лениным создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В начале века в Штутгарте под редакцией П.Б. Струве начал издаваться журнал «Освобождение», в котором отражались идеи либерально-земской оппозиции.

В 1902 г. В.М. Черновым и Б.В. Савинковым образована партия социалистов революционеров (эсеров), ставившая своей задачей уничтожение самодержавия и построение социалистического общества.

В начале 19 в. создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). На 1 съезде в Минске был избран Центральный комитет партии и опубликованы ее основные цели. В основе программы - идеи К. Маркса в сочетании с российскими революционными традициями.

Противниками социал-демократов являлись легальные марксисты (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). В 1894 г. Струве изложил программу развития России. Ленин подверг резкой критике всю систему взглядов легальных марксистов.

В середине 90-х гг. образовалось движение экономистов, которые основной целью видели экономические победы пролетариата. Идеологи - С.Н. Прокопович, Е.Д. Кусков, В.Н. Кричевский.

17 июля 1903 г. в Брюсселе состоялся 2 съезд РСДРП, на котором была утверждена первая программа партии, опубликованная в газете «Искра». Ставилась программа-минимум - свержение самодержавия и установление демократической республики, а также программа-максимум, по которой конечной целью партии является социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. На съезде развернулась борьба за организационные принципы партии. Сторонники Ленина, получившие большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называться большевиками, сторонники Л. Мартова - меньше.

 

26 Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру

Российская культура XIX в, впервые за всю историю начала оказывать воздействие на культуру зарубежных стран. XIX в. в России представляет калейдоскоп различных течений, стилей.

Образование. Образованность общества — это один из важнейших показателей культурного развития страны. На рубеже XVIII—XIX вв. население было не­грамотным, поэтому деятельность императора Александра I была направлена на создание системы государственного образования. Строились одногодичные приходские школы, трехклассные уездные училища, семиклассные гимназии. В годы правления Александра I образование было бессослов­ным, но уже при Николае I приходские школы были только для крестьян, в уездных училищах могли учиться дети куп­цов, ремесленников, а дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. Кроме того, строились специаль­ные средние учебные заведения для дворянства, например кадетские корпуса. И только дети, окончившие гимназию, могли поступать в университеты. Самым лучшим учебным заведением в 1811 г. стал Царскосельский лицей. Повсеме­стно было распространено домашнее образование, в кото­ром большое внимание было уделено иностранным языкам, искусству слова, живописи, музыке, этикету. В начале XIX в. женское население оставалось малограмотным. Лишь для дворянок было несколько закрытых учреждений. Учились они 7—8 лет, в перечень преподаваемых предметов входили арифметика, словесность, история, иностранные языки, му­зыка, танцы. Чуть позднее открылись школы для девочек, чьи отцы носили обер-офицерское звание. Значительные сдви­ги во второй половине XIX в. произошли в системе высшего образования. Были построены университеты в Одессе, Томске.

Наука. В начале XIX в. большое значение приобрета­ли научные открытия. В 1839г. закончилось строительство Пулковской астрономической обсерватории, ко­торую возглавил В.Я. Струве. Он с помощью современной для того времени аппаратуры открыл скопление звезд в плоскости Млечного Пути. Для исследования отдаленных для России территорий в 1803—1806гг. была предпринята кругосвет­ная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1819—1821 гг. была осуществлена еще одна экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном, в ходе которой открыли Ан­тарктиду. В начале XIX в. повысилось стремление узнать историю России. В 1818г. выпустили первые 8 томов "Ис­тории государства Российского» Карамзина. В конце XIX в. большое значение имели открытия в области химии. Менделеевым был создан Периодический закон химических элементов, Бутлеровым — теория химического строения органических тел, Зелинским заложены основы органиче­ского катализа. Выдающиеся открытия Циолковского в об­ласти ракетодинамики позволили ему обосновать возмож­ность космических полетов.

Литература. Первая половина XIX в. — Золотой век русской литературы. На протяжении нескольких де­сятков лет происходила смена трех художественных стилей; сентиментализма (описывались переживания отдель­ного человека), романтизма (повествования шли о возвышен­ных чувствах любви к свободе, независимости и готовности к жертвам), реализма. Литература начала XIX в. развивалась в сложных социально-политических условиях. Правитель­ство применяло к ней запретные меры. В 1826 г. был издан цензурный устав, который заменил прежний, более либе­ральный. Вторая половина XIX в. — это эпоха мирового призна­ния русской классической литературы. В это время творили такие великие писатели, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Тургенев и др.

Живопись начала XIX в. также прошла путь от клас­сицизма к реализму. Академия художеств ставила пре­грады попыткам свободы творчества, поощряла произведения на библейские и мифологические сюжеты. Но мо­лодых художников это не устраивало, поэтому они обраща­лись к портретному жанру. Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц в истории русской живописи. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств начали протест против ухода от злободневных проблем. С 1870г. создается Това­рищество передвижных художественных выставок.

Архитектура начала XIX в. характеризуется крупны­ми ансамблями. Было построено здание Адмиралтей­ства, на стрелке Васильевского острова воздвигли зда­ние Биржи, на Невском проспекте — Казанский собор. Для второй половины XIX в. характерно разнообразие направле­ний и смешение стилей. По проекту Рязанова построили дво­рец Великого князя Владимира Александровича.

Музыка. В начале XIX в. вековое народное творчество дало основу для развития национальной музыкальной школы. Появился новый особый жанр — русский ро­манс. Среди композиторов этого времени особое место за­нимает М.И. Глинка. В его произведениях искусно сочетают­ся классические традиции европейской музыки с русскими народными мелодиями. Во второй половине XIX в. происхо­дит окончательное формирование национальной музыкальной школы. В начале 1860-х гг. образовался творческий коллек­тив, который называли «Могучей кучкой». В его творчестве особо ярко проявляется национальный дух.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...