Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.
Соотношения внутренней и внешней красоты
Ю. Яковлев «Черника»
Коля Луковкин заболел в пионерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некрасивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он увидел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел, а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.
Возвышающей силы любви
А. Куприн «Суламифь»
Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую девушку из виноградника, в царицу.
Талантливости, природной одаренности
Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)»
Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом.
Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
И. Бабель «Конармия»
Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».
Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности
Нравственного выбора
В. Распутин «Деньги для Марии»
Кузьма пытается спасти
от тюрьмы свою жену Марию,
допустившую растрату в
магазине, и деньги, которые
он собирает по деревне, позволяют проверить каждого
из сельчан на нравственную
прочность.
Смысла жизни
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Один из героев рассказа,
размышляя о смысле
жизни, приходит к
такому выводу:
«Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и
кружка воды.
Остальное — лишнее.
Хлеб и вода. Вот он и
живет. И душу живую».
Поиска счастья в жизни
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Герой понимает, что
счастье — не в деньгах,
не в мире материальных интересов, а в самой
жизни на родной земле:
«Я пробыл пятнадцать
дней дома. И это равно
пятнадцати годам жизни...
Долгие дни, мудрые,
счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и
сидеть, глядеть, думать.
Как травы растут. Как
облака плывут. Как
живет озеро. Вот она,
жизнь человеческая.
Работать в огороде,
плетень плести во дворе.
И жить. Слушать
ласточек, ветер.
Солнце для тебя встает,
роса падает, дождь —
все доброе, сладкое.
Зарабатывать на хлеб
чем-нибудь и жить.
Жить долго и мудро,
чтобы потом, на самом
краю, не проклинать
себя, не скрипеть зубами»
Человеческих возможностей
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом
беспредельных возможностей
того, кто умеет мечтать, верит
в совершенство и любит жизнь.
Человек в ходе истории
Переоценки ценностей в тоталитарном государстве
В. Шаламов
«Одиночный
замер»
Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Герой рассказаДугаевпочти умирает от голода: «Последнее время он плохо спал, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные — буханки хлеба, дымящиеся жирные супы». Опыт ГУЛАГА подтвердил, что так называемая переоценка ценностей — не сложное психологическое явление, а неминуемая участь каждого зэка. На самом деле, человеку, чтобы не умереть физически, нужна пища и сон, а до смерти духовной никому нет дела. Заключённый понял, что ради еды он способен абсолютно на всё.
Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
Роли музыки в жизни человека
К. Паустовский «Старый повар»
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.
Роли худ. лит-ры в становлении личности
М. Горький «Мои университеты»
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком..
Роли чтения в жизни человека
Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту».
Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
Нравственной ценности худ. лит-ры
Ю. Бондарев «Редкий дар»
В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости.
Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
Роли живописи в жизни человека
Б. Екимов «Музыка старого дома»
Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.
Роли искусства в жизни человека человека
В. Тендряков «Свидание с Нефертити»
В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.
Сохранения культуры
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.
Взаимоотношений власти и личности, власти и художника
Р. Брэдбери «Улыбка»
Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
Прочие проблемы
Добра и зла
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Зло, по Булгакову, не в
имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве,
а в людях. Зло в том, что
люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми.
Как же победить зло?
Для этого нужно прежде
всего утвердить в обществе
торжество принципа
справедливости, то есть неотвратимости разоблачения
и
наказания
непрофессионализма, недобросовестности,
подлости, подхалимства
, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир
лишь любовь и милосердие:
именно
их призывает
положить в основу
человеческих отношений и
общественного устройства Булгаков.
Личности и власти
М.Замятин «Мы»
Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в
каждом: в стране нет людей,
а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.
Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
М. Булгаков «Роковые яйца»
Лабораторные эксперименты
и открытия профессора Персикова, использованные
в практической
деятельности Рокком, дали непредвиденные и
трагические результаты:
красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов,
враждебных всему живому, убивающих и пожирающих
его.
Бесчеловечности и бессмысленности войны
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
Сцена страшной
гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада,
в котором нет места ничему живому.
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)
В. Распутин «Поле Куликово»
На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя
как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.