Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная этика и профессиональная деонтология




Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют профессия военнослужащего, медика, моряка, летчика, специалистов некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологическим характером (от греч. deon - должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями.

 

Профессиональная деонтология - часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.

 

К деонтологическим нормам относятся также требования и других уставов и вообще все требования служебных документов, определяющих нормы поведения и общения.

 

Моральные требования

Регуляция (управление) моральной деятельности опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон, разрешающий противоречия: должное – сущее, социальное – индивидуальное, добро – зло.

Признаки моральных требований.

1. Единство содержательности и императивности.

2. Единство должного и сущего. Всякое требование – эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного. Когда выполняется должное, оно переходит в сущее. Сущее→Должное→Сущее…

3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов.

4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.

Структура морального требования.

Гипотеза - предполагаемый адресат морального требования.

Диспозиция – форма выражения требования.

Санкция – система мер, применяемых в случае несоблюдения требований.

 

Мораль опирается на силу разума, силу чувств, добрую волю. Система моральных требований: элементарные правила поведения; моральные нормы деятельности; моральные принципы жизнедеятельности; моральный идеал.

Активность: 1. деятельность (внутренняя хар-ка, сущность, наша активность.

2 поведение: внешняя хар-ка явления.

Деятельность - предметное содержание нашей активности. Поведение - форма выражения.

 

 

Нравственные качества

Нравственные качества человека наилучшим образом высвечиваются в кризисных или экстремальных ситуациях.

Названные нравственные качества являются системообразующими качествами. Это три духовные точки опоры, на которых воздвигается моральный облик руководителя. Стабильность и содержательность этих качеств определяет его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.

Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости.

нравственных качеств позволяет руководителю, дорожащему своим моральным обликом, предметно ориентироваться в них, понять, какие нравственные качества наряду с общими он должен у себя вырабатывать. В современных условиях, когда утверждается практика выборности хозяйственных руководителей, подобная его ориентация и приложение усилий в работе над самим собой могут стать решающими факторами его общественного предпочтения.

Уровень развития нравственных качеств зависит от общей культуры и воспитания руководителя.

Они отмечены нравственными качествами, присущими эпохе: отвагой, умом, верностью долгу.

Чем выше будут нравственные качества индивидуума, тем легче сформировать коллектив единомышленников, способных плодотворно работать в системе управления качеством, которая требует от человека добросовестности во всем и уважительного отношения к партнеру по работе. Именно такой подход характерен для нашей отечественной школы управления качеством.

Цементирующая роль в структуре нравственных качеств руководителя принадлежит его моральной позиции. Нужно не только иметь свои моральные убеждения, нужно, говоря словами С. Лазо, их выстрадать, проверить их жизнеспособность, обтереть их о чужие убеждения. Лазо своим убеждениям свидетельствует исторический факт его гибели.

Нравственный - черты характера, нравственные качества и соответствующее им поведение, к-рые представляются как образец нравственного совершенства. Индивидуализм, эгоизм, холодный расчет, стремление к достижению своих корыстных целей любыми средствами, невзирая ни на что-таково содержание И. Прямой его противоположностью является И.

 

Нравственная культура

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.

Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями -- это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам правоохранительных органов приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного.

Нравственная культура -- умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

Нравственная культура сотрудника правоохранительных органов -- это продукт его нравственной деятельности. Она включает в себя системную характеристику нравственных явлений, концентрацию нравственных взглядов, целостность реально функционирующей и развивающейся системы воспитания.

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня:

1) теоретический (рациональный);

2) психологический (чувственный).

Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций.

Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными и государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы морального сознания. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности.

Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к нравственной деформации сотрудника.

Эта деформация характеризуется следующими показателями:

· формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным);

· злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия);

· терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения служебного долга;

· формализм и упрощенчество при оформлении документации;

· нарушения процессуального кодекса;

· психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений);

· приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности;

· неразборчивость в средствах;

· формирование атмосферы круговой поруки;

· грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызванные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем;

· бытовое разложение, пьянство;

· грубые нарушения законности при одобрительном отношении к этому многих членов служебного коллектива;

· разглашение служебной тайны;

· сращивание с преступным миром;

· групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.).

Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом.

28. Понятия, особенности и социальные функции этических категорий

В этическом отношении эти категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

 

На основе морали, категории этики можно подразделить на 3 группы:

 

категории собственно морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор)

 

категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)

 

категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия).

 

В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.

Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели -- высоконравственные свойства человека, так и пороки -- аморальные качества. Так, например, мужество, смелость, решительность -- весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми.

Важное место в этом процессе занимает система категорий этики, так как,

во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей, их роль особенно актуальна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей мотивов, поступков, действий и идеалов.

Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном итоге через них устанавливается взаимодействие морали и права.

В-третьих, они ориентируют человека на утверждение общественного блага.

 

Добро и зло

Центральной категорией морали является добро. Добро — это высшая нравственная ценность, делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих. 

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную. 

Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра — все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом). 

В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет — добрый и злой боги в древнеегипетской мифологии, Ормузд иАриман — аналогичные божества в религиозном учении персидского пророка Заратустры, инь и ян — доброе и злое начала в мировоззрении древних китайцев. Бог и дьявол — в христианстве и мусульманстве).

Справедливость

Справедливость — убеждение людей в том, что в мире добрые помыслы и дела должны быть вознаграждены, а злые — осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а порок и преступление — наказаны.

Кроме того, у каждого человека есть не только права, но и обязанности, и его положение в обществе должно соответствовать его деяниям Если эти убеждения людей не находят подтверждения в жизни и если такого соответствия нет, то существующее положение дел воспринимается как несправедливость. 

Справедливость может выступать в самых разных формах: нравственного идеала, морального требования к миру и человеку, цели человеческой деятельности, оценки миро, устройства, меры поступков человека, черт его характера моральных качеств. Справедливость касается абсолютно всех сфер жизни людей — политики, экономики, права, семейных отношений и т. п. и служит основанием общественного идеала. 

Представления о справедливости меняются от эпохи к эпохе и потому имеют конкретно-историческое содержание; они ориентируются на существующие в обществе системы 

ценностей и зависят от условий жизни людей, их мировосприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...