Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.6. Структура государственных органов управления и надзора




1. 6. Структура государственных органов управления и надзора

в области пожарной безопасности

 

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности предусмотрены Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14. 07. 1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов закрытого административно-территориального образования, включающего обеспечение пожарной безопасности находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

· Государственная противопожарная служба (ГПС);

· ведомственная пожарная охрана;

· добровольная пожарная охрана;

· объединения пожарной охраны.

Основными задачами пожарной охраны являются организация предупреждения и тушение пожаров.

В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента РФ от 09. 11. 2001 № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу (ГПС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Добровольная пожарная охрана на предприятиях организуется в виде добровольных противопожарных формирований: добровольных пожарных дружин (команд) и пожарно-технических комиссий, организационная структура, функции, обязанности и порядок осуществления деятельности которых регламентируются нормативными документами ГПС.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и с 1 января 2002 г. входит в состав МЧС России в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На этот государственный орган возложены основные функции предупреждения и тушения пожаров в стране. Комплектуется противопожарная служба специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и подготовку, из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения. На Государственнуюпротивопожарную службу, помимо предупреждения и тушения пожаров возложены задачи организации разработки и осуществления государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности; разработка и осуществление единой научно-технический политики в области пожарной безопасности; подготовка кадров для пожарной охраны; лицензирование различных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также согласование других видов деятельности организаций и отдельных граждан на предмет получения лицензий; производит работы по сертифика­ции продукции в области пожарной безопасности.

Организационная структура Государственной противопожарной службы в составе МЧС России приведена на рис. 1. 1.

Федеральный орган управлений представлен Главным управле­нием Государственной противопожарной службы (ГУГПС), который осуществляет федеральный надзор в области пожарной безопасности на всей территории России.

Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы (ГПС) субъектов Российской Федерации являются самостоятельными структурными подразделениями ГУГПС и руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих терри­ториях подразделений ГПС.

С целью тушения пожаров в составе подразделений ГПС функционируют оперативные службы пожаротушения с соответствующей выездной техникой. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, а в сельских поселениях – 20 мин. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Рис. 1. 1. Схема организации управления МЧС России

 

Вызов службы пожаротушения, осуществляется по телефону «01», что установлено ст. 22 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Тушение пожаров осуществляется на безвозмездной основе.

Государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляют органы управления и подразделения ГПС. Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Структура Управления государственного пожарного надзора МЧС России включает: отдел организации и осуществления ГПН, отдел надзора за особо важными объектами, отдел административно-правовой деятельности при осуществлении ГПН и дознания по делам о пожарах.

Должностные лица органов управления и подразделений ГПС при осуществлений ГПН имеют право:

· осуществлять разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;

· вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

· проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время в целях контроля за соблюдением противопожарного режима и пресечения нарушений требований пожарной безопасности;

· участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

· рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

· давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для, исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

· приостанавливать частично или полностью работу предприятий или отдельных производств при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара или безопасности людей.

На органы ГПС при осуществлении ГПН также возложены обязанности:

· проводить дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

· налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности;

· вызывать в органы управления и подразделения должностных лиц и граж­дан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, по делам об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них. При наличии в деянии правонарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 167, 168, 219 УК РФ ГПН возбуждает уголовное дело и проводит дознание в соответствии с действующим законодательством.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...