Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипотеза. Парадокс и его типы




Гипотеза – это вероятностная форма теоретического знания, представляющая собой научно обоснованное предположение, истинность которого не определена. Она является структурным элементом научной теории или комплекса теорий и позволяет их сохранить, укрепить или придать им логическую целостность.

Важнейшими требованиями научности гипотез являются:

-логическая непротиворечивость;

-принципиальная проверяемость (из гипотезы должны вытекать следствия, доступные опытной проверке);

-фальсифицируемость (то есть принципиальная возможность опровержения, иначе эта гипотеза неинформативна);

-максимальная простота (логическое совершенство, изящество теории);

-преемственность (новые гипотезы должны вырастать из предшествующего знания, быть его дальнейшим развитием и продолжением);

-гипотеза должна обладать «предсказательной силой» (не только объяснять, но и предсказывать новые факты).

Парадокс в узком смысле – 2 суждения, когда для каждого из них существуют убедительные аргументы. Наличие парадоксов становиться свидетельством несостоятельности существующих теорий.

Методолгия научного познания

 

Методология (учение о методе) – довольно широкое понятие, в которое входят, во-первых, совокупность применяемых в данной науке методов и, во-вторых, совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем.

Осознанное применение методов в познании позволяет усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.

По характеру, основной роли в познании методы можно разделить на следующие виды: методы-подходы (общие идеи, мировоззренческие принципы); методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия, представляющие собой непосредственный инструмент познания).

По степени общности можно выделить следующие методы: всеобщие; философско-мировоззренческие (например, диалектика, ее принципы развития и взаимосвязи явлений); общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое, моделирование, абстрагирование и пр.); специфические (например, метод спектрального анализа).

По функциональному назначению: методы эмпирического уровня научных исследований, которые обеспечивают получение и первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация и т. п.); методы теоретического уровня научного познания, которые позволяют проникнуть в сущность изучаемых процессов (идеализация, формализация и т. п.); эвристические методы, к которым относятся приемы и действия, активизирующие творческий процесс, сокращающие путь решения сложных поисковых задач, стимулирующие появление новых идей и решений.

Кроме того, на теоретическом уровне применяется целый ряд специфических методов научного познания: формализация, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование и др. Найти метод, позволяющий с наименьшими затратами времени, сил и средств получить решение поставленной проблемы – одна из центральных задач ученого. Метод – это способ деятельности, совокупность приемов познания и преобразования действительности. Выбор метода осуществляется субъектом не произвольно, а определяется характером исследуемого объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода).


Основные этапы развития методологии науки

 

Основой для формирования новой науки может стать перенос методов исследования из одних наук в другие. Новые науки образуются путем синтеза и обобщения с новой точки зрения материала различных наук; так возникают «комплексные» науки (кибернетика, культурология, экология и др.).

Возникновение нового знания может носить случайный характер, а может быть следствием сознательного процесса поиска нового. Целенаправленный процесс зарождения нового знания носит название научного поиска. Основными этапами научного поиска являются:

- Постановка проблемы. Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность ученого.

- Формулировка гипотезы. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез, порой полярных. В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение гипотезы, её обоснование и проверка (теоретическая и практическая). При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы, научный поиск завершается научным открытием.

- Научное открытие. Под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями. Научные открытия можно подразделить на эмпирические и теоретические. Под эмпирическим открытием следует понимать зафиксированный в эксперименте или в наблюдении научный факт (некое событие, свойство, отношение). Теоретическое открытие – это создание новой теории как системы логически упорядоченного знания.

Процесс развития научного знания заключается в расширении области приложений наличных теорий за счет их распространения на новые явления действительности.

Перестройка картины мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки и именуются парадигмами. Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Новая парадигма, пришедшая на замену старой, выполняет эвристическую функцию, обеспечивая дальнейшее интенсивное развитие научных исследований.


Методы теоретических исследований

 

Абстрагирование – это отвлечение от некоторых свойств изучаемых объектов и выделение тех свойств, которые изучаются в данном исследовании. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Аксиоматический

Суть метода состоит в том, что вначале рассуждения задается набор исходных положений, не требующих доказательств, поскольку они являются совершенно очевидными. Это положения называют аксиомами или постулатами. Из аксиом по определенным правилам строится система выводных суждений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений (суждений) образует аксиоматически построенную теорию.

Анализ и синтез

Анализ – это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Идеализация – это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в природе, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Примерами понятий, которые возникли в процессе использования метода идеализации, являются "Идеальный газ", "Идеальный раствор", "Точка".

Индукция и дедукция

Индукция – вывод, рассуждение от "частного" к "общему". Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Дедуктивный метод основан на получении вывода при рассуждени от общего к частному. То есть, новое знание о предмете получают путем изучения свойств предметов данного класса.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...