Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические реформы КНР и использование возобновляемых источников энергоресурсов в КНР




 

Началом экономической реформы можно считать конец 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о претворении в жизнь политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, динамично способствующей этому развитию. Таким образом, реформа представляет собой своеобразную революцию. Главная задача ее - освобождение и эффективное развитие производительных сил.

Предыдущая высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю много исторически ценного и полезного, но она уже не удовлетворяла потребностей растущей и развивающейся страны. Главный недостаток ее был в отношениях между государством и предприятием. Предприятие, при жесткой плановой системе, было только административным придатком государственных органов и не могло заниматься предпринимательством. А также, категорически отрицалась роль рыночного регулирования. Экономическая деятельность целиком регламентировалась директивными планами.

Недостатки старого механизма проявились в условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью.

Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью.

За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения.

Образовалась многоукладная экономика.

В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

В городах вводится система “ современных предприятий ”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн. крестьян.

Формируется рыночный механизм, который играет все большую роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Кроме рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок играет основную роль в распределении экономических ресурсов.

Реформы можно считать успешными, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

После начала преобразований темпы роста заметно ускорились. В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

Как видно, из выше сказанного, экономика КНР развивается быстрыми темпами, что вызывает необходимость увеличения потребления энергии, более того слабая ресурсная поддержка является сдерживающим фактором для промышленности страны. Также вследствие экономических реформ за последние 30 лет промышленность страны развивается быстрыми темпами, а соответственно экологическая ситуация в стране все более ухудшается. Соответственно, использование возобновляемых источников энергии за этот период времени становится все более активным.

Улучшение условий развития является внутренней потребностью развития энергетики Китая. В соответствии с требованием совершенствовать систему социалистической рыночной экономики Китай стабильно продвигает реформирование системы энергетики и стимулирует ее развитие.

С целью усовершенствования системы энергосбережения и обеспечения надлежащей энергоэффективности уже действующих объектов с марта 2005 г. в КНР введен новый стандарт для электротоваров, а именно коэффициент энергетической эффективности - EER (Energy Efficiency Ratio).

Кроме того, одним из ключевых моментов государственной программы КНР по энергосбережению является активное использование возобновляемых источников энергии. А именно, 28 февраля 2005 г. Всекитайским народным собранием (парламентом) был принят закон о возобновляемой энергетике, который вступил в силу 1 января 2006 г.

Инициатором разработки упомянутого закона выступили Энергетическое бюро Национальной комиссии по вопросам развития и реформ (НКРР - бывший Госплан) КНР, Центр исследований возобновляемой энергетики НИИ энергетики НКРР и Всекитайская ассоциация возобновляемой энергетики (ВЭ).

Основные цели и задачи, предусмотренные законом:

• определение важной роли ВЭ как неотъемлемой части национальной программы энергосбережения и развития энергетики в целом;

• устранение препятствий на пути развития рынка ВЭ;

• создание рыночного пространства для развития ВЭ;

• учреждение финансовых основ, в т.ч. механизма гарантий для развития ВЭ;

• создание атмосферы социальной поддержки развития ВЭ.

Власти Китая выделят 293 млрд долларов на новую 10−летнюю программу развития альтернативных источников энергии. Как заявил сегодня глава Общества возобновляемой энергии КНР Ши Дингхуан, сейчас правительство Китая завершает пересмотр принятой в 2007 году целевой программы по ускоренному развитию альтернативной энергетики. По его словам, стоит задача вдвое превысить ранее установленные уровни производства. Программа на 2007 год предполагает добиться к 2020 году доведения до 15% доли энергии, получаемой из возобновляемых источников, в национальном энергетическом балансе. Особый упор, сказал Ши Дингхуан, будет сделан на солнечную энергию, а также энергию ветра.

Как сообщала газета China Daily, китайское министерство энергетики приняло новый план, который предусматривает доведение мощности ветряных электростанций к 2020 году до отметки 100 ГВт. Согласно первоначальному плану ветряные турбины через 11 лет должны были генерировать 30 ГВт, то есть втрое меньше, чем по новым планам. Если Китай сможет реализовать новый проект, то к 2020 году ветряки будут давать больше электроэнергии, чем АЭС.

Уже сейчас ветрогенераторы вырабатывают в Китае суммарно 12 ГВт. По этому показателю страну обгоняют только США (25 ГВт), Германия (24 ГВт) и Испания (16,7 ГВт). В 2009 году в Китае достраиваются мощности еще на 20 ГВт. «Китай движется вперед и не показывает признаков замедления, - говорит Стив Сойер, глава Глобального ветроэнергетического совета. - Очевидно, что они намерены стать крупнейшим ветроэнергетическим рынком мира, и, если только в ближайшем будущем США не начнут реализацию своего проекта, это станет реальностью».

Немалую роль в этом сыграет и стимулирование властями Китая использования в 13 крупнейших городах автомобилей, работающих на энергосберегающих двигателях или новых источниках энергии. Об этом сообщил замначальника департамента по делам экономического строительства министерства финансов КНР Цзэн Сяоань. По словам чиновника, которого цитирует газета «Женьминь Жибао», к настоящему моменту шесть из 13 городов уже разработали и представили варианты поощрения использования автомобилей подобного рода. Следующим шагом станет распространение этого опыта по всей стране.

Китайское правительство будет поощрять использование автомобилей, работающих на энергосберегающих двигателях или новых источниках энергии, в первую очередь в сфере общественного транспорта, государственной службы, коммунального хозяйства, почты и др. Размер пособия для покупки гибридных легковых автомобилей - 50 тыс. юаней (7321 доллар США), электронных автомобилей - 60 тыс. юаней (8785 долларов), водородных - 250 тыс. юаней (36 603 доллара).

В сфере общественного транспорта пособие для приобретения гибридных автобусов длиной 10 метров и выше составит 50 тыс. - 420 тыс. юаней, для электрических автобусов - 500 тыс. юаней, для автобусов на водороде - 600 тыс. юаней.

Китай официально объявил о пересмотре своих планов по строительству ветряных электростанций. Теперь перед китайскими энергетикам поставлена цель к 2020 году довести мощность китайских ветряных турбин до ста гигаватт, что превосходит мощность, которую сейчас потребляет Франция с Испанией вместе взятые.

Несмотря на финансовый кризис, Китай продолжил строить ветряные электростанции и проектировать новые. Как пишет в понедельник газета China Daily, китайское министерство энергетики приняло новый план, которые предусматривает доведение мощности ветряков к 2020 до отметки в 100 ГВт. Это втрое больше уровня, который ранее планировалось достигнуть за ближайшие 11 лет. Согласно первоначальному плану, ветряные турбины к 2020 г. должны были генерировать 30 ГВт. Если Китай сможет реализовать новый проект, то к 2020 г. ветряки будут давать больше электроэнергии, чем АЭС.

Уже сейчас ветрогенераторы дают Китаю 12 ГВт. По этому показателю страну обгоняют только США (25 ГВт), Германия (24 ГВт) и Испания (16,7 ГВт). В 2009 году в Поднебесной достраиваются мощности еще на 20 ГВт.

Развивая ветряную энергетику, Китай намерен одновременно снижать зависимость своей экономики от угля и нефти. "Китай движется вперед и не показывает признаков замедления, - говорит Стив Сойер (Steve Sawyer), глава Глобального ветроэнергетического совета. - Очевидно, что они намерены стать крупнейшим ветроэнергетическим рынком мира, и, если только в ближайшем будущем США не начнут реализацию своего проекта, - это станет реальностью".

энергоресурс возобновляемый источник реформа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...