Либеральное правление Александра Первого – эпоха Негласного комитета и реформ Сперанского 1801-1811 годов.
Вероятнее всего в идейном плане Екатерина и ее старший внук были единомышленники, причем не только в отношении к принципам просветителей, но и, что, может быть, даже важно, - к крепостному праву. Именно единомыслие и было, очевидно, причиной искушения: оставить престол внуку в обход сына. И дело не в том, что Екатерина не любила Павла, не испытывала к нему материнской нежности, но в том в первую очередь, что она не видела в нем продолжателя своего дела. Что касается самой Екатерины, то свои убеждения она воплотила в политической программе своего царствования, которую терпеливо и последовательно проводила в жизнь на протяжении тридцати четырех лет пребывания на престоле. На 1797 год намечались новые важные реформы. Они должны были затронуть сферу центрального управления и заложить основы представительной власти. По некоторым данным, предполагалось также начать процесс ликвидации крепостного права. Во всяком случае, в новых учреждениях должны были заседать выборные представители от крестьян. Насколько и в какой мере Александр был осведомлен о планах бабки, неизвестно. Если он и знал о них то, скорее всего лишь в самых общих чертах. Екатерина вообще имела обыкновение обсуждать вопросы государственной политики только с теми, кто имел к этому непосредственное отношение, а в разборе ее архива Александр участия не принимал. Но был человек, который знал о намерениях императрицы во всех деталях, поскольку являлся ее первым помощником в законодательной деятельности. Это был Александр Андреевич Безбородко. Во второй половине 1798 года Безбородко написал документ, вошедший в историографию под названием "Записка о составлении законов российских". Кочубей - один из "молодых друзей" Александра - передал эту записку другому члену этого кружка - А. С. Строганову, который в свою очередь познакомил с ней Александра. Спустя два с половиной года, когда Александр уже стал императором, Строганов напомнил ему о записке Безбородко, предложив положить ее в основу деятельности Негласного комитета. По мнению историка М. М. Сафонова, посвятившего записке Безбородко специальное исследование, само ее существование послужило как бы толчком, поводом к образованию своего рода штаба подготовки реформ.
Внимательное изучение текста показывает, что она была не чем иным, как кратким конспектом оставшихся нереализованными законодательных проектов Екатерины. Но Александру сочинения канцлера по крестьянскому вопросу не понравились. И тут мы подходим к главной проблеме, позволяющей уяснить, в чем именно состояла преемственность реформаторской деятельности Александра I и в чем были ее принципиальные отличия. В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов. 1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса, кружка молодых друзей царя, П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения. Министерская реформа В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.
Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение с некоторыми административными функциями. Главным же органом управления стал, по сути, Комитет министров. Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали «молодые друзья» и старый наставник Лагарп. Вероятно, к этому времени, и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|