Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства и способы связи предложений в тексте




Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи. Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

К лексическим средствам связи относятся:

  Слова одной тематической группы Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
  Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
  Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) Особое значение для развития русского литературного языка имело творчествоА. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
  Антонимы (в том числе контекстуальные) Недруг поддакивает. Друг спорит.
  Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

К морфологическим средствам связи относятся:

  Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
  Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
  Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
  Единство временных форм глаголов-сказуемых Ночь наступила неожиданно.Стало темно. На небе загорелись звезды.
  Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

  Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений.
  Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
  Использование неполных предложений — Знаете, о чем мы спорили? —О литературе, музыке, живописи.
  Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?
  Использование прямого и обратного порядка слов Я приду вечером. Приду я, чтобы, наконец, увидеть тебя.

Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

Внимание!

1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.

2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).

3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Наконец мы увидели море Н. Оно Д было огромным и очень спокойным Н. Но это спокойствиеД было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

Леса оздоровляют землю. Они Д не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они Д поглощают пыль и ядовитые газы. Их Д справедливо называют «легкими земли».

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).

 

ЗАДАНИЯ

Упр. 1. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

На дюнах

Я живý в мȧленьком дόме на дюнах.

Всё Рúжское вз мόр ье в снегý. Он всё врéмя слетȧет с высόких сόсен длúнными прядями и рассыпȧется в пыль. Слетȧет он от вéтра и от тогό, что по сόснам прыгают бéлки. Когдȧ очень тúхо, то слышно, как онú шелушȧт соснόвые шúшки.

Дом стоúт у самого мόря. Чтобы увúдеть море, нýжно зайтú за калúтку и немнόго пройтú по протόптанной в снегý тропúнке мúмо заколόченной дȧчи. На όкнах этой дȧчи еще с лéта остȧлись занавéски. Они шевелятся от слȧбого вéтра. Должнό быть, вéтер проникȧет сквозь незамéтные щéли в пустýю дачу, но úздали кȧжется, что ктό-то их поднимȧет и осторόжно следúт за тобόй.

Мόре не замёрзло. Снег лежúт до сȧмой крόмки воды. На нём видны следы зȧйцев. Когда на мόре подымȧется волнȧ, то слышен не шум прибόя, а хрустéнье льдȧ и шόрох оседȧющего снéга. Бȧлтика зимόй пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...