Рейтинг проблем взаимодействия бизнеса и власти
Взаимодействие бизнеса и власти - стратегическая функция агентов третьего сектора. Фарида Галеева. Доклад на общем собрании ТРО ООО «Деловая Россия» По итогам результатов исследования Центра независимых социологических исследований в рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», опубликованной на сайте Правительства Татарстана.
Агенты третьего сектора – это общественные организации, среди которых особенно заметна деятельность Деловой России, ТПП РТ, «ОПОРА России» в РТ, Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ.
Постановка вопроса: Бизнес помогает решить проблему социального расслоения, дает возможность преодолеть пропасть, которая образовалась между богатыми и бедными. Поэтому его успешное развитие – стратегическая задача, имеющая огромное значение для РТ. Агенты третьего сектора выполняют стратегически важную функцию переговорной площадки между госслужащими и бизнесменами. По данным исследования в развитии МСБ Татарстана большую роль играют агенты третьего сектора, среди которых особенно заметна деятельность ТПП РТ, Деловой России, «ОПОРА России» в РТ и Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Основные проблемы: До 2017 года бизнес остро нуждался в системе коммуникации с административными центрами принятия решений. После 2017 года административные центры принятия решений также нуждаются в системе коммуникации с бизнесом. Без создания множества реально работающих диалоговых площадок долгосрочная политика Правительства РТ на поддержку бизнеса в республике обречена на провал.
Пути решения проблемы
При разработке стратегии «Татарстан-2030» для бизнеса и региональных властей главное – поменять иерархичный характер отношений чиновника и бизнесмена путем изменения мышления. Возможность оптимистического варианта решения проблемы - они должны перейти на «рельсы» партнерства, которое может развиваться в процессе реализации общего для бизнеса и чиновничества интереса – модернизации социально-экономической системы РТ. Препятствия: В социально-экономическом развитии республики присутствует системное противоречие между целями программ развития (модернизация экономики и социальной сферы) и методами их реализации (бюрократическими, клановыми). Механизмы взаимодействия бизнеса и власти в РТ 1. Важной культурной особенностью локальной экосистемы Татарстана, пронизывающей социальный порядок на самых разных уровнях (от семейных отношений и бизнес - практики до принципов госуправления), является так называемая «клановая система», чья логика восходит к патриархальным традициям расширенной семьи. «Клановая система» в большой степени определяет правила и принципы бизнес активности: доверять можно только «своим», родственник – это лучший деловой партнер, а неформальные связи надежнее остальных. 2. Современный Татарстан представляет собой строго иерархическое общество, где ключевым конкурентным преимуществом является контактная встроенность в региональную административную систему, на которую завязаны основные финансовые потоки. Почтение к старшим и послушание, следование привычным социальным ролям – все эти элементы патриархального уклада до сих пор отличают жизнь в РТ. 3. Несмотря на последовательные попытки Правительства РТ изменить ситуацию к лучшему, в настоящее время бизнес-климат в республике отличается высокой неопределенностью и, следовательно, коротким горизонтом планирования его акторов. В республиканском бизнес-сообществе доминирует взаимное недоверие, провоцирующее высокие транзакционные издержки.
4. Вопреки значительным усилиям по развитию инфраструктуры поддержки МСБ, предпринятым республиканским руководством в последние годы, реальных изменений в положении малого и среднего бизнеса республики не происходит. Его доля в экономике региона уже три года составляет около 25%. Более того, после изменения налогообложения в 2013 году в республике закрылись 17 тыс. предприятий МСБ.
Рейтинг проблем взаимодействия бизнеса и власти 1. Дефицит «дешевых» кредитов. Доступ к ограниченному числу дешевых кредитных линий ограничен для большинства бизнесменов, слабо аффилированных с административной системой РТ. Дешевых кредитных предложений для малых предприятий в финансовом секторе Татарстана фактически нет. 2. Высокое налоговое давление на МСБ. Последствия непонимания бизнеса и власти: В сфере бизнеса развиваются все новые схемы работы «в серую», или даже «в черную» – вообще без регистрации юридического лица. Это не способствует развитию республиканского МСБ как драйвера социальной стабильности и ответственности в экономической системе Татарстана. 3. Неразвитая инфраструктура для МСБ (аренда, энерго-тарифы, водоотведение, логистика и связь). Последствия непонимания бизнеса и власти: Для большинства предприятий новые подключения к энергосети труднодоступны, а тарифы на электроэнергию слишком высоки.
4. Контролирующие институты и коррупция. Четвертой по актуальности предприниматели назвали проблему нарастающего давления госструктур, наделенных контролирующими бизнес функциями, и связанную с этим давлением коррупцию. В Татарстане около 40 организаций наделены полномочиями проверять и контролировать бизнес. Многие из таких проверок отличаются некомпетентным и коррупциогенным характером. Коррупция перерастает в «квазикооперацию» отдельных «приближенных» бизнесменов и «деловых» госслужащих. Это создает условия для недобросовестной конкуренции, профанирует механизм тендеров, подменяет рыночную экономику административным рынком. Системный произвол институтов госконтроля в отношении МСБ, запускает механизмы коррупционной квазикооперации чиновников и бизнесменов, что делает особенно актуальной работу по укреплению авторитета и эффективности судебно-правовой системы.
5. Изменчивость законодательной базы и малоэффективная судебная система оказались на пятом месте в списке проблем МСБ региона. Независимая, наделенная реальными полномочиями судебная власть должна стать гарантом формирования единой правовой среды и инструментом разрешения спорных ситуаций. Причина низких барьеров для нарушения договоренностей, существующая в бизнес-кругах РТ, связана с общероссийским пренебрежением к писаному праву, к сакральному измерению заключенных договоров. Малое и среднее предпринимательство остро нуждается в поддержке со стороны органов судебной власти и местного самоуправления при формировании общих правил бизнес-взаимодействия, созданию правовых механизмов для разрешения деловых споров. Но исследования позволяют констатировать институциональную слабость судебной власти, процессуальную затянутость судебных процессов и низкий уровень доверия к органам правосудия, что отмечает подавляющая часть бизнес-сообщества Татарстана.
6. Высокая неопределенность и короткий горизонт планирования. Любое экономически рациональное поведение становится неэффективным в иррациональной системе координат. Изменчивость законодательства, резкие повороты политического курса вкупе с мерцающими колебаниями экономики – все эти тенденции, складываясь вместе, создают в среде МСБ Татарстана устойчивое ощущение неопределенности, нарастания всевозможных рисков и потери перспектив для развития своего дела. Судя по материалам интервью, горизонт планирования у владельцев малого бизнеса, как правило, ограничен одним годом. Краткосрочный горизонт планирования создает в бизнес среде особую атмосферу агрессивной вседозволенности, способствует популяризации стратегий «получения прибыли здесь и сейчас», которые препятствуют формированию ответственных отношений с партнерами и с клиентами.
7. Кадры, человеческий капитал и «утечка мозгов». С одной стороны, качество человеческого капитала РТ потенциально может обеспечить многократный рост сферы малого бизнеса в регионе. С начала 2010-х годов в Татарстане постепенно формируется новая генерация молодых, амбициозных, инициативных граждан, чья жизненная энергия могла быть направлена в русло МСБ. С другой стороны, разнообразные проблемы малого бизнеса в Татарстане сегодня становятся для многих активных представителей нового поколения тревожным предупреждением о том, что бизнес – это рискованное предприятие. Что карьеру лучше делать в госсекторе или работая в крупных корпорациях. Сферу МСБ Татарстана сегодня преследует кадровый дефицит. Некоторые эксперты говорят также о широкой миграции профессионалов, о проблеме «утечки мозгов» из республики. Молодые амбициозные специалисты хотят проверить себя, обрести новый опыт за пределами РТ. Сначала они ехали преимущественно за границы РФ (до середины 00-х), а потом направление элитарной миграции постепенно изменилось, и больше стали уезжать в Москву.
8. Через целевые программы происходит выделение субсидий, грантов и кредитов. Среди грантовых программ отклик имели программы «Лизинг-гранта» и образовательный грант Правительства РТ «Алгарыш». Похоже, что поверх государственной инфраструктуры поддержки МСБ, постепенно наросла коммерческая инфраструктура доступа к инфраструктуре поддержки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|