Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собственное отношение к прочитанному.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ 5-6 КЛАССА

Выразительное чтение стихотворения (учитель).

Эмоциональное восприятие текста.

Словесное рисование (пейзажная лирика).

Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

Определение темы стихотворения, основной мысли.

Образ лирического героя.

Собственное отношение к прочитанному.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема. (О чем стихотворение?)

3. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

4. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)

5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

6. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.

7. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывается …
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение … пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения ….
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к ….
Настроение стихотворения подчёркивает …
Автора пронизывает чувство …
Стихотворение можно разделить на … части, так как …
Композиционно стихотворение делится на … части.
Короткие (длинные) строки подчёркивают …
В стихотворении мы словно слышим звуки ….
Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать ….
Поэт хочет запечатлеть словами ….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т. д.).
С помощью … автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ….
Используя …, поэт создаёт образ ….
Лирический герой этого стихотворения представляется мне ….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство …

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

ПОЗИТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ НЕГАТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ
торжественное; восторженное; очарованное; радостное; радужное; весёлое; светлое; восхищается; восторгается; восторженно- радостное; лёгкое; светлое; нежное; игривое; умиротворённое; тёплое; спокойное; приподнятое. печалится; жалеет о …; сожалеет о…; поэту жаль …; переживает за …; негодует; расстроен; поэту больно от …; с болью в сердце пишет о …; грустно, с грустью говорит о …; сердито; тоскует по …; с волнением говорит о …; испытывает чувство горечи.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.

АЛЛЕГОРИЯ - Литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

АНТИТЕЗА - Сопоставление контрастных или противоположных образов.

БАСНЯ - Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

ГИПЕРБОЛА - От греч. – преувеличение – художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

ЖАНР - Тип художественного произведения.

ЛИРИКА - Один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

МЕТАФОРА - Один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

МОТИВ - Устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

МОРАЛЬ - Отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», И. А. Крылов)

ОБРАЗ - Cовокупность определённых, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облечённая в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Узник»)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - Перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

ПЕЙЗАЖ - От греч. – создаю, творю – 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

ПОЭЗИЯ - Словесное художественное творчество.

ПРОЗА - Не стихотворная речь.

СРАВНЕНИЕ - Вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар «Шумит домашним генералом...» Н. А. Заболоцкий)

СТИХ - 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

СТИХОТВОРЕНИЕ - Небольшое стихотворное произведение.

ТРОПЫ - От греч. – поворот, оборот речи – употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ЭЛЕГИЯ - От греч. – жалобная песня – лирическое стихотворение среднего объёма, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишённое отчётливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

ЭПИТЕТ - Образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...