Собственное отношение к прочитанному.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ 5-6 КЛАССА Выразительное чтение стихотворения (учитель). Эмоциональное восприятие текста. Словесное рисование (пейзажная лирика). Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства. Определение темы стихотворения, основной мысли. Образ лирического героя. Собственное отношение к прочитанному. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Название стихотворения и его автор. 2. Ведущая тема. (О чем стихотворение?) 3. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?) 4. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) 5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? 6. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание. 7. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение? РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения. В стихотворении … (автор, название) говорится о …
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении. АЛЛЕГОРИЯ - Литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями. АНТИТЕЗА - Сопоставление контрастных или противоположных образов. БАСНЯ - Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл. ГИПЕРБОЛА - От греч. – преувеличение – художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления. ЖАНР - Тип художественного произведения. ЛИРИКА - Один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания. МЕТАФОРА - Один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. МОТИВ - Устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях. МОРАЛЬ - Отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», И. А. Крылов) ОБРАЗ - Cовокупность определённых, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облечённая в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Узник»)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - Перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных. ПЕЙЗАЖ - От греч. – создаю, творю – 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа. ПОЭЗИЯ - Словесное художественное творчество. ПРОЗА - Не стихотворная речь. СРАВНЕНИЕ - Вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар «Шумит домашним генералом...» Н. А. Заболоцкий) СТИХ - 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество. СТИХОТВОРЕНИЕ - Небольшое стихотворное произведение. ТРОПЫ - От греч. – поворот, оборот речи – употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз. ЭЛЕГИЯ - От греч. – жалобная песня – лирическое стихотворение среднего объёма, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишённое отчётливой композиции, как правило, написанное от первого лица. ЭПИТЕТ - Образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|