Вопрос 3. Функции и структура морали.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вопрос 1. Понятие этики. Чаще всего этику (от греч. ethos, лат. ethica - привычка, нрав) определяют как науку о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, ее функциях, моральных ценностях общественной жизни. Это одна из древнейших отраслей философской науки, ставшей относительно самостоятельной в конце XVIII в. Нередко этика характеризуется как самая человековедческая дисциплина. Первые этические исследования относятся к IV в. до н.э. Они связаны с именами Сократа, Платона. Сам термин "этика" в научный оборот ввел Аристотель, образовав его от понятий "этос" и "этический". Создавая первые этические трактаты, Аристотель поместил этику между психологией (наукой о душе) и политикой (искусством управления государством). Тем самым он определил цель и задачу этики: основываясь на знании о душе человеческой, воспитывать добродетельного гражданина государства. Под "этическими добродетелями" великий древнегреческий философ понимал такие совершенные качества человеческой души, как умеренность, мужество и великодушие. Значительный вклад в развитие этической мысли внес Эммануил Кант. По его мнению, этика есть учение не о сущем, а о должном. Именно такое понимание характеризует сущность профессиональной этики, рассмотрению которой и посвящено данное учебное пособие. В понимании термина этика можно выделить два подхода. Первый – традиционный – под этикой понимает науку о морали. В современном значении этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали. Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нравственность осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций.
Второй подход состоит в понимании этики как учения о морали. Его особенность заключается в том, что не всякое учение является научным. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, проверяемость знания. По отношению к этике этого не всегда возможно достичь. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а дает их критически – осуществляет ценностный анализ. Она является способом осознании общественного бытия, включена в моральное сознание в качестве высшего уровня. Научно-этические представления о морали в некоторой степени вливаются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности. Соответственно, в структуре этики выделяются две части: теоретическая, которая описывает и объясняет мораль, и прикладная, которая учит морали, т.е. прививает определенные моральные представления и принципы. Вопрос 2. Нравственность и мораль. Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Вопрос 3. Функции и структура морали. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Мораль – это один из социальных регуляторов. Нормы морали, как и правовые нормы регулируют поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности. Моральное воспитание (воспитательная) функция есть необходимое условие формирования личности. Нравственное воспитание во многом связано с познанием индивидом нравственных норм (познавательная функция морали). Структурными компонентами морали являются: 1) моральное сознание 2) моральная деятельность 3) моральные отношения Идеальную сторону морали составляет моральное сознание. Оно порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель данного поведения и отношений
Моральная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали. Свое устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, т.е. относительно устойчивых, массовых формах поведения и отношений. Нравственные отношения являются каналами морального общения, морального опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|