Этап урока
| Время (45 мин)
минуты
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
|
Аудиальная информация
| Визуальная информация
| Что говорят?
| Что записывают?
|
1.Знакомство с лектором и темой урока
| 1-2
| Здравствуйте друзья. Сегодня мы проведем вместе с вами урок на тему «Сдавай батарейки правильно»
| Запись на доске имени и отчества лектора (если это необходимо)
| -
| Записывают имя лектора, ссылка на портал infoeco.ru, группа Вконтакте Экомобиля
|
2. Погружение в тему урока
| 3-5
| Первый вопрос нашего урока: «Что такое батарейка или аккумулятор? И для чего они нужны?»
Так вот, батарейка и аккумулятор – это автономный источник электричества для питания устройств.
|
Записывает ответы учеников на доске/флипчарте
|
Ответ на вопрос «Что такое батарейка и аккумулятор? И для чего они нужна?»
| Записывают определение батарейки и аккумулятора и для чего они используются
|
3. Работа по теме урока. Часть 1.
| 6-10
| Давайте совместно придумаем урок на эту тему для школьников 3-4х классов, в результате чего вы сможете сами провести эти уроки.
Предлагаю создать кластер, который будет описывать «жизненный путь батарейки».
| Рисуется кластер (Приложение 1)
Записываются предложения учащихся, производится анализ и группировка идей
| Предлагают содержание кластеров:
· История создания
· Принцип работы
· Состав батарейки (основные вредные вещества)
· Плюсы и минусы батарейки
· Утилизация
· Связь с экологическим правом (правовой аспект правильной утилизации, реализация права на благоприятную окружающую среду)
| Рисуют кластер и делают наброски названия кластеров и их содержания
|
4. Анализ и обсуждение кластеров. Кластер «История создания»
| 11-14
| Причины создания батарейки.
| На презентации визуализируется информация об истории (даты, фамилии).
На доске записываются причины, предложенные учащимися
| Перечисляют причины создания батарейки.
| Заполняют первый кластер
|
Кластер «Принцип работы»
| 15-17
| Кратко: химическая реакция двух металлов, положительный и отрицательный полюса батарейки
| Схема строения батарейки
На доске записываются идеи, предложенные учащимися
| Перечисляют моменты, связанные с принципом работы батарейки
| Заполняют второй кластер
|
Кластер
«Состав батарейки (основные вредные вещества)
| 18-21
| Из чего же состоит батарейка и аккумулятор?
Какие основные опасные вещества они содержат?
Чем вредны эти опасные вещества?
| На доске записываются вещества, предложенные учащимися.
На презентации появляется слайд с составом батарейки и последствиями вредных веществ для окружающей среды и здоровья человека.
| Задают вопросы по различным веществам и строению батарейки.
Предлагают список веществ и список последствий.
| Записывают опасные вещества, содержащиеся в батарейке и аккумуляторе, их последствия для окружающей среды и человека.
Заполняют третий кластер
|
Кластер «Плюсы и минусы батарейки»
| 22-25
| После ответов учащихся на вопрос кластера
Итог: Если правильно утилизировать батарейки и аккумуляторы, они не загрязнят окружающую среду и будут использованы в качестве источника сырья.
| Записывает на доске «плюсы и минусы батарейки/аккумуляторы».
На доске происходит постепенная прорисовка смены последствий для природы и человека от попадания батарейки/аккумулятора на свалку.
| Плюсы: Батарейки и аккумуляторы – электричество в любой момент и в любом месте (независимый источник энергии, богатый источник веществ(при утилизации.
Минусы – опасные отходы.
| Записывают плюсы и минусы батарейки/аккумулятора, заполняют четвертый кластер
|
Кластер «Утилизация»
| 26-31
| О чём говорит знак, находящийся на слайде? (Ждем ответов)
«Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации».
И этот знак на батарейке и аккумуляторе стоит неспроста! (и мы уже знаем почему).
Как и для чего используются отработанные батарейки и аккумуляторы?
Во время переработки сначала батарейки очищают от металлических оболочек, а полученное железо затем используется в черной металлургии. Начинка батарейки представляет собой цинково-марганцево-графитную смесь с электролитом. На выходе переработки упаковываются соли цинка (используемые в косметологии и фармацевтике), марганца (они используются в химической отрасли) и графит (затем используется в машиностроении).
Конечно, возникает вопрос: КУДА?
| 1)На слайде знак «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации».
2) На слайде схема с полученными веществами и подписи их дальнейшего использования
3) Сайт, на котором можно посмотреть более подробную информацию infoeco.ru и группа Вконтакте. Перечисление адресов пунктов сбора района, магазины (Лента, Перекресток) и расписание стоянок Экомобиля.
| Отвечают на вопрос «О чем говорит знак, находящийся на слайде?»
Предлагают свои варианты ответа на вопрос «Как и для чего используются отработанные батарейки и аккумуляторы?»
Задают вопросы.
| Отмечают важные моменты использования отработанной батарейки и аккумулятора.
Заполняют пятый кластер.
Записывает ближайший адрес пункта сбора.
|
Кластер
«Связь с экологическим правом»
| 32-35
| Реализация права на благоприятную окружающую среду (описание термина – благоприятная окружающая среда), Вопрос: чем отличается благоприятная от неблагоприятной среды? И в какой среде вы хотели бы жить?
Обязанность грамотной утилизации батарейки и аккумуляторов
| На доске записывает характеристики благоприятной окружающей среды
| Отвечают на вопрос: чем отличается благоприятная от неблагоприятной среды? И в какой среде вы хотели бы жить?
| Заполняют шестой кластер
|
5. Подведение итогов, информирование об участии в конкурсах
| 36-39
| Как вы считаете после того как мы с вами обсудили вопросы, связанные с жизнью батарейки и аккумуляторов, сможете ли вы провести этот урок сами?
Для того, чтобы вы могли прямо сейчас рассказать другим о том, что вы узнали, мы предлагаем вам участвовать в конкурсах плакатов и в конкурсе на самое большое количество собранных батареек (описание условий участия).
| На доске является фоном заполненный кластер.
| Отвечают на вопрос.
Принимает решение об участии в конкурсах
| Записывает даты и информацию по конкурсам
|
5. Рефлексия
| 40-44
| Предлагает УСТНО закончить предложение, начало которого пишет на доске.
| На доске:
То, что я сегодня узнал, пригодится мне…(для чего?, для кого?, в каких делах?)
| Оценивает полезность содержания урока, с помощью создания законченных предложений
|
|
7. Окончание урока
| 44-45
| Благодарность ученикам за участие в уроке.
|
|
|
|
Приложение 1.