Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

профиль «Финансы и кредит»

Вопросы к зачету по дисциплине «Микроэкономика»

Для бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика»

профиль «Финансы и кредит»

1. Предмет и метод микроэкономики.

 

Предмет. Экономическая теория – общественная наука, её предмет связан с производством. Специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник "Экономикс") –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов. Общий вывод: предмет экономической теории - изучение совокупности экономических отношений, существующих в обществе в процессе производства благ.

Методы. Современная экономическая наука под влиянием методологических подходов двух типов: позитивного и нормативного. Нормативный подход опирается на заранее провозглашенные определенные положения, которые определяются политическим, философским и религиозным мировоззрением. Навязывают оценку того или иного факта и то, каким он должен быть. Истинность положений считается бесспорной. Оторван от хозяйственной жизни, не получил широкого признания. Позитивный подход: считается неверной любая теория, основанная на нереальных, не подтвержденных фактами экономический жизни постулатах. Видит факты такими, какие они есть на самом деле. Метод научной абстракции: абстрогирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от преходящего, временного и выделение в них всего прочного, постоянного. Благодаря этому методу можно понять сущность явлений и законы. Для правильных выводов надо принимать во внимание всю совокупность явлений, т.к. аналих отдельных фактов приведёт к ложным результатам. Учет принципа единства логического и исторического: общество на любой стадии развития представляет целостный организм, все его компоненты находятся в определённой взаимосвязи. Логическая связь показывает в сжатом виде исторический процесс становления данной системы. Элементы экономической системы находятся в постоянном историческом движении.

 

2. Экономические ресурсы, потребности и блага.

 

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами.

Под экономическими ресурсами (факторами производства) понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ. Материальные ресурсы: земля – все естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, доставка их конечному потребителю. Людские ресурсы: труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ; предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

 

 

3. Рынок: его сущность, функции и структура

 

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

 

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

 

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

 

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

 

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

 

рынок имеет многообразную структуру.

 

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

 

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

 

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

 

4. Спрос и факторы спроса. Закон спроса.

 

Спрос (в экономике) — это количество продукта, которое покупатели могут и желают купить по данной цене. Полным спросом на продукт является совокупность спросов на этот продукт по различным ценам.

Неценовые факторы: 1. Изменение в денежных доходах населения: выше доходы – выше спрос, и наоборот. 2. Изменение цен на другие товары, особенно на товары заменители (субституты). 3. Изменения в структуре населения. 4. Экономическая политика гос-ва. Например, выплата пособий малоимущему населению ведёт к увеличению спроса на товары для данной группы. 5. Изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды.

Закон спроса – обратная зависимость между рыночной ценой товара и его кол-вом: чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Согласно закону спроса, кол-во покупаемых товаров зависит от уровня цен.

 

5. Предложение и факторы предложения. Закон предложения.

 

Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы или производители за определенный промежуток времени, при всех возможных ценах на этот товар.Прямая связь между ценой товара и объемом товарного предложения, при прочих равных условиях, носит название закона предложения. Суть этого закон состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого товара тем выше, чем выше цена товара.

6. Эластичность спроса и предложения и факторы, влияющие на них. Виды эластичности.

 

Спрос считается совершенно эластичным, если его объем равен нулю при более высоких ценах, чем данная и имеет предел при этой же или более низкой цене (Ep=бесконечность). Единичной эластичностью спроса в том случае, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (d). На эластичность спроса по цене могут оказывать влияние следующие факторы:

  • наличие товара заменителя
  • удельный вес товара в потребительском бюджете
  • степень насыщения потребностей
  • доступность товара

Важнейшим фактором влияющим на эластичность предложения является время. Для объяснения этого выделяют три временных периода:

  • мгновенный
  • кратковременный
  • долгосрочный

В мгновенном периоде производитель не в состоянии среагировать на изменение цены и предложение, поэтому, совершенно не эластично (ES0). В краткосрочном периоде возможно изменение объема производства до определенного предела. В целом же предложение не эластично (ES<1). В долгосрочном периоде предложение может быть эластичным, так как производитель в состоянии среагировать на изменение цены (ES>1). Если же увеличение объема производства происходит без изменений со стороны установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES=бесконечность).

7. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

 

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

 

8. Элементы рыночной системы.Инфраструктура рынка.

 

Инфраструктура Рынка - совокупность компаний, регулирующих органов и правовых актов, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений.

оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговая система и т.д

 

9. Государственное регулирование рынка: его значение и основные инструменты.

 

10. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара.

 

Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.
Товар является основной категорией рынка.

1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);
2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);
3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;
4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.

 

11. Деньги: их сущность, эволюция и функции. Денежные агрегаты.

 

Функции денег

  • Деньги как мера стоимости
  • Деньги как средство обращения позволяют платить владельцам ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Как средства обмена деньги позволяют национальной экономике избежать неудобств бартерного обмена.
  • Деньги как средство образования сокровищ.
  • Деньги как средство платежа.
  • Мировые деньги – предполагается использование денег в ходе осуществления международных операций.

 

12. Излишки потребителя и производителя.

 

13. Понятия общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности потребителя.

 

Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности.

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие.

Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

 

14. Теория поведение потребителя и потребительский выбор.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

15. Кривые безразличия и бюджетные ограничения.

 

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

 

БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи.

 

16. Конкуренция: ее сущность и виды. Методы конкурентной борьбы.

 

Конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Конкуренция существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов.
Конкуренция является основным условием развития предпринимательства. Она служит интересам продавцов и покупателей.

 

Виды конкуренции:
1) Функциональная - конкуренция определенного товара.
2) Видовая - конкуренция по цене и качеству.
3) Межфирменная - среди отдельных предприятий, фирм.
4) Внутреотраслевая и межотраслевая.

Методы конкурентной борьбы:
1) Ценовые - характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием, как снижение цен.
В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров)
2) Неценовые - заключаются в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание.
Особое внимание уделяется: высокому качеству товаров (услуг), надежности товаров, их безопасности, экономичности товаров, удобству в эксплуатации и использовании и т.п.
Так же формой неценовой конкуренции является реклама.
3) Нелегальные - промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, воровство товарного знака, обман потребителей, сманивание специалистов из фирм-конкурентов более высокой з/п, коррупция, махинации с отчетностью фирмы.
К нелегальным относится так же черный пиар.

 

17. Особенности рынка совершенной конкуренции. Динамика прибыли и объема предложения.

 

Характерными чертами рынка совершенной конкуренции являются:

– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

 

18. Особенности рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

 

Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

- наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

- свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

- разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

- совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

- влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

В краткосрочном периоде ограничены возможности свободного доступа новых фирм в отрасль, но каждая фирма способна изменять степень загрузки производственных мощностей. Спрос на товар фирмы характеризуется высокой эластичностью, а рыночное формирование цены –динамичностью. Этим обусловлена возможность нескольких состояний и разного поведения фирмы.

 

В долговременном периоде преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли, а фирма может изменять все параметры производства, переходить к использованию новейших технологий.

19. Особенности олигополистического рынка. Разновидности олигополии.

 

Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

- На рынке доминирует небольшое количество фирм.

- Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.

- Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

- Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

- Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Можно выделить следующие типы олигополистического поведения.

 

I. Картельное соглашение.

 

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

 

Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

 

Препятствия для тайного сговора:

 

- Различия в спросе и издержках.

 

- Число фирм в отрасли.

 

- Внезапный спад деловой активности.

 

- Возможное вступление в отрасль других фирм.

 

- Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

 

II. Лидерство в ценах (молчаливый сговор) – это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию.

 

III. Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм.

 

20. Монополия: основные черты, виды и последствия.

 

Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Характерными чертами монополии являются:

1. Единственный продавец. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

2. Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей.

3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой».

4. Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления.

Виды монополий

 

  • Естественная монополия
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн— несколько разнородных субъектов.

21. Естественная монополия: ее сущность, признаки и типы.

 

Естественнаямонополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

 

22. Ценовая дискриминация: сущность, типы, условия возникновения и последствия.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.

 

23. Барьеры входа и выхода в отрасли.

 

Барьеры входа-выхода в отрасль — совокупность факторов объективного и субъективного порядка,которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке,либо противодействуют выходу из него укоренившейся фирме без значительных потерь.

Классификация барьеров.

1.Нестратегические барьеры выступают для фирм как внешняя данность,порождаются объективными характеристиками отраслевого рынка и связаны с технологией производства,характером предпочтения потребителей и динамикой и спросом иностранной конкуренции:

2.Стратегические — барьеры,вызваны стратегическим поведением фирм:

Показатели входа:

1) норма входа;

2) норма проникновения;

3) время достижения входящими на рынок фирмами размеров других фирм,уже действующих на нем.

Показатели выхода:

1) норма выхода;

2) показатель выживания — доля тех фирм,остающихся на рынке,которые вошли на него 1—3 года назад.

 

24. Рынки факторов производства. Специфика спроса, предложения и ценообразования на ресурсы.

 

25. Рынок труда: его сущность, сегменты, факторы, влияющие на уровень предложения и спроса. Понятие рабочей силы. Особенности российского рынка труда.

 

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизмспроса и предложения устанавливается определенный объемзанятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизниобщества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

 

26. Безработица: ее сущность, формы, последствия. Факторы, влияющие на уровень безработицы.

 

Безработица — это сложная экономическая, социальная и психологическая проблема. Она делает экономику неэффективной, а социальные отношения — напряженными. Кроме того, человек, ставший безработным, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, теряет возможность реализовать свои потенциальные творческие способности, чувствует свою невостребованность, неспособность содержать семью, впадает в депрессию и т. п.

Безработные — это неработающие лица, входящие в состав рабочей силы, которые активно ищут работу по найму (зарегистрированные на рынке труда) и готовые в любой момент приступить к работе.

Существует два вида безработицы: вынужденная и добровольная.

 

27. Занятость: ее принципы и виды. Политика государства по стимулированию роста занятости.

 

28. Заработная плата: сущность, функции и факторы, на нее влияющие. Формы заработной платы.

 

29. Рынок природных ресурсов: понятие, особенности. Рента. Виды ренты.

 

30. Особенности ценообразования, спроса и предложения на рынке земли. Государственное регулирование земельных отношений.

 

Потребительская стоимость является отражением стоимости земли для пользователя.

Рыночная стоимость – это цена земельного участка, которая является наиболее вероятной при его продаже на открытом рынке в условиях конкуренции.

Земля является, как и любой товар, объектом операций купли—продажи, удовлетворяет потребности потребителей и имеет набор качественных и количественных характеристик.

Цена на землю является капитализированной рентой. Цена на землю, как и цена на любой товар, формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Если цена на земельном рынке падает, то растет спрос на землю. Если цены на землю растут, то спрос падает.

Одна из основных особенностей земли в качестве товара заключается в том, что количество земли, предлагаемой на рынке, естественным образом ограничено. В связи с этим цена на землю определяется главным образом спросом. Спрос на землю, как правило, формируется на основе уровня цен на продукцию, производимую на земельных участках. Например, если понижаются цены на зерновые культуры, то и спрос, являющийся производным от этих цен, также понизится, а следовательно, упадет цена на землю. На величину спроса на землю воздействуют экономические, природно—климатические и другие факторы.

 

31. Реальный капитал: его сущность и структура.

 

32. Финансовый капитал: его сущность и структура. Рынки финансового капитала.

 

33. Номинальная и реальная ставки процента.

34. Знания как экономический ресурс. Рынок знаний.

35. Предпринимательство и его признаки. Функции предпринимателя.

36. Домашнее хозяйство: его сущность, классификации и роль в экономике.

37. Фирма (предприятие): ее сущность и функции. Основные теории фирмы.

38. Целевые установки фирмы. Жизненный цикл предприятия.

39. Внешняя среда предприятий. Факторы прямого и косвенного воздействия.

40. Внутренняя среда предприятий и ее элементы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...