Граница царства
⇐ ПредыдущаяСтр 103 из 103 Граница царства
В Индии было. Родился у царя сын. Все сильные волшебницы, как знаете, принесли царевичу свои лучшие дары. Самая добрая волшебница сказала заклятие: – Не увидит царевич границ своего царства. Все думали, что предсказано царство, границами безмерное. Но вырос царевич славным и мудрым, а царство его не увеличилось. Стал царствовать царевич, но не водил войско отодвинуть соседей. Когда же хотел он осмотреть границу владений, всякий раз туман покрывал граничные горы. В волнах облачных устилались новые дали. Клубились облака высокими грядами. Всякий раз тогда возвращался царь, силой полный, в земных делах мудрый решением. Вот три ненавистника старые зашептали: – Мы устрашаемся. Наш царь полон странной силой. У царя нечеловеческий разум. Может быть, течению земных сил этот разум противен. Не должен быть человек выше человеческого. Мы премудростью отличенные, мы знаем пределы. Мы знаем очарования. Прекратим волшебные чары. Пусть увидит царь границу свою. Пусть поникнет разум его. И ограничится мудрость его в хороших пределах. Пусть будет он с нами. Три ненавистника, три старые повели царя на высокую гору. Только перед вечером достигли вершины, и так все трое сказали заклятие. Заклятие о том, как прекратить силу: – Бог пределов человеческих! Ты измеряешь ум. Ты наполняешь реку разума земным течением. На черепахе, драконе, змее поплыву. Свое узнаю. На единороге, барсе, слоне поплыву. Свое узнаю. На листе дерева, на листе травы, на цветке лотоса поплыву. Свое узнаю. Ты откроешь мой берег! Ты укажешь ограничение! Каждый знает, и ты знаешь! Никто больше. Ты больше. Чары сними. Как сказали заклятие ненавистники, так сразу алой цепью загорелись вершины граничных гор.
Отвратили лицо ненавистники. Поклонились. – Вот, царь, граница твоя. Но летела уже от богини доброго земного странствия лучшая из волшебниц. Не успел царь взглянуть, как над вершинами воздвигся нежданный пурпуровый град, за ним устлалась туманом еще невиданная земля. Полетело над градом огневое воинство. Заиграли знаки самые премудрые. – Не вижу границы моей, – сказал царь. Возвратился царь духом возвеличенный. Он наполнил землю свою решениями самыми мудрыми.
Он
В полном безветрии затрепещет ли ветка на дереве, думаете вы: Он ли? На тихом лугу вдруг завьется, закружится травинка, а движения воздуха не слышно: Он ли? Из далей протянется зовущий звук, точно бы звучание рога или чей‑ то призыв: Он ли? Со скалы покатился камешек: Он ли? Конь прервал бег и одинокий в степи слушает что‑ то. Поднята голова, ноздри напряжены, грива и хвост развеялись по ветру – Он ли? Собака вдруг остановилась. Поднята морда, слегка машет хвостом, глаза устремлены. Он ли? Зашуршал на скате песок – Он ли? Человек вышел из юрты, что‑ то слушает, куда‑ то глядит. Он ли? Ветер запел еще неслыханную мелодию, гремит и звенит, в нем слышится какое‑ то почти внятное слово. Он ли? Загрохотал гром, молния блеснула, все встрепенулись, обернулись. Он ли? Все так замолкло, так напряглось в молчании и так наполнилось. Он ли? Присутствие, великое присутствие наполняет природу. С чего бы колыхаться травинке, почему трепетать ветке дерева, откуда хруст валежника, почему срывается песок с горы, почему и куда всматривается напряженно собака: Он идет. Он приближается. Если сосчитать удары сердца, то в их ускоренности, в их наполнении можно понять, насколько сущность знает приближение. Он неслышно идет. Он не испугает. Он обережет, и если даже дотронется в ведении, то и это прикосновение будет непередаваемо земным словом, он всегда жданный, всегда внутренне ощущенный. Он запечатленный в глазу и все же незримый. Он всегда слышимый и в буднях невнятный. Он пламенный и рассеявший тьму. Его прохождение прекрасно. Его ждут и даже не понимают напряженности этого скрытого ожидания. И свет незримый и гром неслышимый все‑ таки и зримее и слышнее самых обыденных звучаний. В глубокой пещере звучат удары барабана. И в другой пещере они слышны. А то, другое, хотя и не слышимо, но заставляет еще сильнее биться сердце.
Можно загрубеть. Можно натереть мозоли на душе и на сердце. Можно помозолить язык паскудными выражениями. Можно дойти до усмешки над тем, что заслуживало бы лучшие почитания. Вот уже и сердце как будто окаменело. Но когда неслышимая поступь коснется близлежащего камня, когда дрогнет под шагом тихим и спешным песчинка, то и самое окаменевшее сердце содрогнется. Как бы ни бахвалилось сердце человеческое, в какую бы мохнатую шкуру оно ни пыталось зашить себя, все‑ таки от неслышного гласа оно вздохнет о чем‑ то возможном, о чем‑ то отогнанном. Кто же заставил отогнать то, что уже было так близко? Кто же понуждал затыкать уши, когда благий голос взывал и просил опомниться? Ведь одеревенение не только происходит в каких‑ то кровавых преступлениях. Кровь сердца проливается и словами и помышлениями. Изгнана любовь, испугана вера, отброшена надежда, и, скорбна, отошла София – Премудрость. А ведь она крылом своим уже касалась. Ведь по псалму:
Когда утверждал основание земли, Тогда я была при Нем строительницей. Я была Ему каждый день веселием, Непрестанно радуясь пред лицом Его.
Теперь послушайте меня, дети, И блаженны суть хранящие пути мои. Послушайте наставления. И сделайтесь мудрыми и не отступайте: Блажен человек, слушающий меня. Бодрствующий каждый день при дверях моих, Ожидающий при столбах у ворот моих, Потому что нашедший меня нашел жизнь И получит благословение от Господа.
Но согрешивший против меня, Наносит вред душе своей. Все ненавидящие меня Любят смерть.
Он всегда заповедует о жизни, о жизни вечной. Он знает великую строительницу. Он знает пути ко Господу. Он говорит: Исполните все пути мирные, испытайте всю меру мира, и тогда победа за вами. Он благословит битву после того, как удостоверился, что пути мирные исчерпаны. Он допустит все испытания и в них укажет прочные камни перехода и всхода.
Он никогда не обременит непосильно. Он укажет путь, всегда новый, неожиданный в своем несказуемом значении. Он придет в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он, познавший видение Владычицы, знает, как может трепетать сердце. Он никогда не нарушит доброе сердце человеческое. Он оценит каждое сердечное устремление. Он знает, что такое признательность. Он умеет направить на путь кратчайший. Он дает хорошие пути. Он не считает расстояния, ибо знает меры нездешние. Он скажет идущему на запад, поверни к востоку. Он обернет устремленного к северу на юг. Он шепнет не расседлывать коня на ночь и не закрывать входа шатра. Он указывает наступление там, где по‑ людскому считается отходом. Он знает лучшее приближение даже там, где люди в стесненности полагают уход. Он говорит отходящему – «ты приближаешься». Он торопит, не считая меры земные. Он ведет к поспешению. Он знает невидимые меры времени. Он оборачивает стрелы демонов. Он проницает тьму светом незримым. Он всегда недалек. Он пройдет иногда близко и человечески слышимо, чтобы напомнить и обострить ухо человеческое. Он воссияет мгновенно, чтобы просветить и глаз человеческий. Если отемневает глаз, то засияет и просветление – было бы и сердце преданно и трепетно. Он не покинет, если не отринуть руку водящую. Он сказал о вере, о доверии. Он сказал о надежде – знании. Надежда – знание. Творяща вера. И любовь окрыляюща. Он скажет ли: иди назад. Он знает только продвижение, но вехи путей разноличны. Ему сослужил Пламенный. Сам Пламенный сослужил и даже дал себя быть видимым. Кто же может утверждать, что никогда не увидит, и откуда пришло бы такое утверждение, не от смерти ли? Жизнь говорит – захоти и увидишь, пожелай и познаешь.
Он – воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно. Маловеры, неужели подумаете, что остановитесь? Неужели помыслите об отступлении? Он со знаменем, с утверждением ведет. Он доведет. Он построит. Он уже несет град сложенный. В Звенигороде колокола новые. Он дал им язык. Он слил металлы горные с воздушными силами, чтобы удостоверились. Он идет. И неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит – и скалы сокрушаются. Он поспешает – и гром гремит, и сияет молния. Он идет – Воевода. 10 августа 1935 г. Тимур Хада
[1] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 111.
[2] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 114.
[3] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 114.
[4] Рерих Н. К. Университет // Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2. С. 163.
[5] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 101.
[6] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 115.
[7] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 106–107
[8] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 109.
[9] Рерих Н. К. Радость искусству // Там же.
[10] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 108.
[11] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 107.
[12] Рерих Ю. Н. Листы воспоминаний // Рерих: жизнь, творчество, миссия. С. 23–24.
[13] Голубев В. В. (1878–1945) – русский ученый‑ востоковед, археолог, историк искусства. – Прим. авт.
[14] Рерих Ю. Н. Листки воспоминаний // Рерих: жизнь, творчество, миссия. С. 24.
[15] Рерих Н. К. Сердце Азии // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 364.
[16] Рерих Н. К. Сердце Азии // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 361–362.
[17] Рерих Н. К. Парапсихология. С. 279 данного сборника.
[18] Рерих Н. К. Мистицизм. С. 284.
[19] Рерих Н. К. Парапсихология.
[20] Рерих Н. К. Парапсихология.
[21] Рерих Н. К. Легенды.
[22] Эти стихи издавались в сборнике Н. К. Рериха «Знак эры». М.: ЭКСМО, 2010.
[23] Так в издании 1914 г. (Ред. ).
[24] Шатры, башни.
[25] Моржовый клык.
[26] Парадные, роскошные.
[27] Памятник римского искусства, мраморная колонна, покрытая рельефами с военными сценами. Была установлена императором Траяном около 114 г. в честь победы над даками.
[28] Одна из башен Новгородского кремля.
[29] В археологии – уровень, с которого начинаются напластования культурного слоя.
[30] Внутреннее укрепление в средневековых русских городах, как правило, вокруг резиденции князя или епископа.
[31] А. А. Спицын. «Курганы СПб. губ. в раскопках Л. К. Ивановского». СПб., 1896 г. и мои рефераты в Императорском Русск. археологич. общ. «Раскопки последних лет в курганах Водской Пятины» (1890), «Раскопки 1897 г. в курганах СПб. губ. »; «Новые данные о курганах СПб. губ. » (1898), «К вопросу о типах погребения в СПб. губ. » (1898).
[32] Иностранцев. «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера». СПб. 1882.
[33] А. А. Спицын. «Обозрение некоторых губерний и областей России в археологическом отношении» («Записки Имп. Русск. археолог. общ. »).
[34] Разрешение на проведение раскопок. – Прим. ред.
[35] Предание о золотой карете обще всей местности. Очевидно, как предания о вольнице повлияли на Поволжье в смысле зарытых лодок с золотом, так присутствие высоких особ дало повод к розыскам золотой кареты.
[36] Антропологические типы черепов; соответственно удлиненные и укороченные.
[37] Ткань, которой торговали испанцы XII века.
[38] Каменный брусок, используемый для затачивания ножей.
[39] Скандинавского типа.
[40] Праздничные женские головные уборы.
[41] Всемирный океан третьего периода палеозойской эры.
[42] Насыпи, сложенные из дерновой земли, отличаются удивительною прочностью. Каждый ком земли приходится брать энергичным ударом лома. Дерновая земля чаще встречается в волховских курганах. Суглинок тоже довольно стойко держится.
[43] Схема описания городка взята с натуры. В Царскосельском уезде существует именно такой городок. На валу раскопкою обнаружены остатки сожженного оборонительного сооружения, тына. На самой площади городка, теперь густо поросшей лесом, оказалось только несколько грубо сложенных очагов. Следов жилищ вовсе не найдено. По всей окрестности известны многие лесные холмы, обыкновенно обильно покрытые камнем; на глубине 1/4 арш. – 1/2 арш. находится обильный уголь и зола. Предметов на подобных холмах не найдено. Про них в народе ходит смутное предание, что «тут что‑ то было», «собирались молиться».
[44] Такие записи кладов действительно ходят в народе. Мне один мужичок предлагал купить такую книжку, купленную им от старого нищего. Рукопись была писана на русском, польском и эстонском языках. Внешние даты, по‑ видимому, списаны с натуры.
[45] В Царскосельском уезде указывают места, где, по преданию, некогда стоял огромный дуб, под который собирались из местных поселений. Место красивое, высокое; невдалеке озеро, судя по берегам, бывшее прежде значительно больше. Раскопкою обнаружены сгнившие остатки толстых дубовых корней, на некотором от них расстоянии найдены груды золы, толщиною до 1/2 арш. – места старинных костров. В золе оказались черепки горшков, если не соответствующих таковым от XII века, то все же далеко не современного строя. По словам верных людей, бывший старик, умерший лет 20 назад, помнил остатки этого дуба, к нему собирались по праздникам хороводы водить. Если это так, то как долго прожил древнейший славянский обычай!
[46] Богато украшенные праздничные одежды.
[47] Ковер, хранящийся в г. Байе во Франции, на котором женой Вильгельма Завоевателя Матильдой (XI век) были вышиты различные сюжеты из жизни той эпохи, что сделало этот памятник искусства ценным историческим источником.
[48] Новгородцы, обладавшие правом голоса на вече.
[49] Карело‑ финский струнно‑ щипковый музыкальный инструмент.
[50] Средневековый замок.
[51] Религиозно‑ политический центр древней Швеции.
[52] Узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами.
[53] Небольшие скалистые острова, расположенные неподалеку от берегов озер и морей.
[54] Памятники искусства ранних эпох.
[55] Мощи св. Генриха были перенесены 18 июня 1300 г. из Nousiainen в Turku (Або). Епископ Генрих прибыл в Финляндию после 1150 г., когда в Швеции христианство укоренилось более 150 лет.
[56] Влиятельные литовские князья Средневековья.
[57] Чтобы составить понятие о грандиозности смоленских стен, ср.: И. И. Орлова. Смоленская стена. Смоленск. 1903 г.
[58] Городец‑ на‑ Саре, быть может, представляет не что иное, как первоначальное место Ростова. Раскопка, которую удалось произвести на остатках городища, дала несколько характерных предметов X, XII вв. Гнездовского типа.
[59] Кроме живых слов Костомарова в Северных народоправствах, к картине величия Пскова, см. материалы: Ф. Ушаков. Псковский Городец и Мирож и как места первых псковских поселений. СПб., 1902.
[60] «Кор Арденс» признает искусство универсальным средством передачи впечатлений и свидетельств жизни. Это объясняет тот феномен, что идеалы в искусстве проявляются синхронно во всех частях мира, и, следовательно, творческий импульс независим от наследия. Искусство должно создаваться с чистым сердцем и как подлинная необходимость. «Кор Арденс» – это конкретный шаг для того, чтобы объединить, хотя бы духовно, отдельных чутких индивидов, изолированных друг от друга. Мы должны идти по пути великого энтузиазма и достижений со всей силой нашего духа. – Прим. ред.
[61] «Разве вы не видите, что, поверх всего, я – поэт». «Не может быть по‑ настоящему религиозным тот, кто не осознает красоту и величие Искусства». «Непризнание искусства есть крайнее невежество».
[62] «В искусстве наша личность посылает свой ответ Высшей Индивидуальности, которая открывает нам себя беспредельной Красотой сквозь мир обыденной реальности».
[63] Музей, основанный Энрико Чернуски, в котором хранились уникальные коллекции произведений буддийского искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|