Эвристический алгоритм оптимизации на основе генетического поиска
Суть генетического алгоритма. Рассмотрим возможность использования в процедуре обучения многослойной НС одного из методов эвристической оптимизации - генетического алгоритма (ГА), моделирующего процессы природной эволюции и относящегося к так называемым эволюционным методам поиска. При практической реализации данных алгоритмов на каждом шаге используются стандартные операции, изменяющие решение. С помощью ГА можно получить решение, соответствующее глобальному оптимуму или близкое к нему, при этом на каждом шаге проводятся некоторые стандартные операции одновременно над множеством решений (популяций), что позволяет значительно увеличить скорость приближения к экстремуму. Основные отличия ГА от стандартных локальных (например, градиентных) и глобальных (например, случайных) алгоритмов оптимизации: • поиск субоптимального решения основан на оптимизации случайно заданного не одного, а множества решений, что позволяет одновременно анализировать несколько путей приближения к экстремуму; при этом оценка получаемых результатов на каждом шаге позволяет учитывать предыдущую информацию, т.е. происходит эволюционное развитие оптимальных решений; • решения рассматриваются как некоторые закодированные структуры • для оценки «пригодности» решения и последующего эволюционного развития наряду с использованием целевой функции дополнительно моделируются «правила выживания», которые расширяют разнообразие множества решений и определяют эволюционное развитие;
• при инициализации, преобразовании и других видах операций с решениями используются вероятностные, а не детерминированные правила, которые вносят в направленность генетического поиска элементы случайности; тем самым решается проблема выхода из локальных оптимумов; • отсутствует необходимость расчета производных от целевой функции (как в градиентных методах) или матрицы производных второго порядка (как в квазиньютоновских). Схема простого генетического алгоритма представлена на рис. 2. Рис. 2 Схема простого генетического алгоритма Генетическим алгоритмом называется следующий объект: ГА(Р°, r, l, sl, Fit, cr, m, ot), где ГА - генетический алгоритм; Р° - исходная популяция; r - количество элементов популяции; l - длина битовой строки, кодирующей решение: sl – оператор селекции; Fit - функция фитнесса (функция полезности), определяющая «пригодность» решения; сr - оператор кроссинговера, определяющий возможность получения нового решения; т - оператор мутации; ot - оператор отбора. Наименьшей неделимой единицей биологического вида, подверженной действию факторов эволюции, является особь Нtк (к - номер особи, t — момент времени эволюционного процесса). В качестве аналога особи в задаче оптимизации принимается произвольное допустимое решение X Є D, которому присвоено имя Нtк. Действительно, вектор X - это наименьшая неделимая единица, характеризующая в экстремальной задаче внутренние параметры объекта оптимизации на каждом t- мшаге поиска оптимального решения, которые изменяют свои значения в процессе минимизации некоторого критерия оптимальности J (X). Формирование популяции. Совокупность особей (Нt 1,..., Нtr)образуют популяцию Рt (численностью r). Эволюция популяции Рt рассматривается как чередование поколений (рис. 3). Номер поколения отождествляется с моментом времени t = 0,1,.., Т,где T - жизненный цикл популяции, определяющий период ее эволюции. Совокупность генотипов всех особей Нtк образует хромосомный набор, который полностью содержит в себе генетическую информацию.
Рис. 3 Формирование популяции Способы создания начальной популяции Р°. В настоящее время наиболее известными являются три стратегии создания начального множества решений: 1) формирование полной популяции; 2) генерация случайного множества решений, достаточно большого, но не исчерпывающего все возможные варианты; 3) генерация множества решений, включающего разновидности одного решения. При первой стратегии должен быть реализован полный набор всевозможных решений, но это невозможно из-за чрезмерных вычислительных затрат и большой области поиска для задач высокой размерности. Стартовая популяция, созданная на основе данной стратегии, не может развиваться, т.е. в ней уже содержатся все решения, в том числе и оптимальные. Третью стратегию применяют, когда есть предположение, что некоторое решение является разновидностью известного. В этом случае происходит выход сразу в область существования экстремума, и время поиска оптимума значительно сокращается. Для большинства задач проектирования первая (вследствие проблематичности полного перебора) и третья (из-за сужения области поиска и большой вероятности попадания в локальный экстремум) стратегии неприемлемы. Наиболее перспективной является вторая стратегия, так как она в результате эволюции популяции создает возможность перехода из одной подобласти области поиска в другую и имеет сравнительно небольшую размерность задачи оптимизации. Эффективность ГА, качество получаемого решения и успех дальнейшего развития эволюции во многом определяются структурой и качеством начальной популяции. Наиболее целесообразным представляется подход, основанный на комбинировании второй и третьей стратегии: путем предварительного анализа решаемой задачи выявляются подобласти в области поиска, в которых могут находиться оптимальные решения, т.е. определяются особи с высоким значением фитнесса, а затем случайным образом формируются стартовые решения в этих подобластях.
Читайте также: IV . Пропастта между неживата материя и живота- основен проблем в учението за еволюцията. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|