Провозглашение ДНР и ЛНР. Вооруженный конфликт в Донбассе. Первые шаги ДНР на пути государственного строительства.
ТЕМА 13. ДОНБАСС НА ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ (1991 -2014 ГГ.) П Л А Н Экономический кризис 90-х и особенности его проявления в регионе. Место Донбасса в экономике независимой Украины. Формирование гражданского общества в регионе. Роль Донецкого региона в общественно-политической жизни Украины. Роль и место Донецкой региональной элиты в государственной политике Украины. Нарастание противоречий между центром и Донбассом. Донбасс в украинских «революциях». Государственный переворот в Киеве (февраль 2014 г.) Крымский кризис 2014 г. и «Русская весна». Провозглашение ДНР и ЛНР. Вооруженный конфликт в Донбассе. Первые шаги ДНР на пути государственного строительства.
1. Рыночные реформы, проведенные в 90-х годах в независимой Украине, имели существенные социальные последствия для населения. Положение населения Донбасса в первое десятилетие независимости катастрофически ухудшилось. Рост инфляции, низкая зарплата не обеспечивала прожиточного минимума. Масштабы истинной безработицы были скрыты системой долгосрочных отпусков без сохранения заработной платы. Постоянно росли цены на продукты питания По стоимости жизненно необходимых продуктов питания Донецк занимал одно из первых мест в Украине. Высокая заработная плата горняков вела к тому, что цены "подстраивались" именно под шахтерскую зарплату. Поэтому Донетчина становилась одним из наиболее дорогих регионов Украины. Экономическая нестабильность, социальная напряженность вели к тому, что шахтерские семьи не решались увеличивать количество детей. Для абсолютного большинства пенсионеров положение было чрезвычайно сложным. Отсутствие надлежащего питания, дефицит и дороговизна лекарств, моральные факторы вели к увеличению смертности среди людей старших возрастных групп.
В 1992 г. шахтерские семьи перенесли сильнейший удар, когда вследствие "либерализации" они лишились вкладов в сберегательных кассах. Тем не менее, эти семьи продолжали находиться в "привилегированном" положении, в то время, как представители других социальных групп испытывали еще большие экономические трудности. Анализ рынка труда на Украине привел к самым неутешительным выводам. Так, например, хорошо известен тот факт, что в 1998 году занятость в Украине сокращалась быстрее, чем в предыдущие годы. По прогнозам до конца 1998 года занятость уменьшилась до 22 млн. человек с 22,6 млн. человек на конец 1997 года. При этом падение занятости в экономике в 1998 году было вызвано дальнейшим освобождением излишней рабочей силы на государственных и приватизированных предприятиях, то есть поступательным переходом cо скрытой до открытой безработицы. Число безработных в Украине в течение 1998 года возросло в более чем полтора раза по сравнению с 1997 годом. По данным Госкомстата, на 1 февраля 1999 года уровень безработицы составлял 3,3% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а на конец 1999 года данный показатель увеличился до 5%...” Показателен в этом контексте пример Донбасса. С начала ХХІ века Донецкая область находится под угрозой депопуляции в связи с ухудшением всех демографических показателей - рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Последний показатель, например, сократился с 70 лет в 1989 г. до 65 лет в 1995 г., а естественный прирост на 1000 человек в этот период также уменьшился, то есть началась убыль населения. При этом необходимо отметить, что в целом, такая угроза распространяется на все области Украины.
За 90-е годы в целом по Украине заметно повысились показатели и темпы роста заболеваемости отдельными видами недугов (в частности - инфекционными). Так, количество больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза выросло (по сравнению с 1990 г.) в 1,5 раза. Особенно быстрыми темпами заболеваемость туберкулезом распространяется среди социально неадаптированных контингентов (мигрантов, бездомных) - с 1986 г. в 60 раз. В результате сокращения расходов на здравоохранение из бюджетных средств значительно уменьшились расходы на приобретение медикаментов, оборудования и инвентаря для медицинских учреждений. За 11 месяцев 1998 года номинальная заработная плата в Донецкой области уменьшилась по сравнению с 1997 годом на 7,6% и составила в среднем по области 194,5 грн. (56,8 долларов по курсу Нацбанка Украины). Оплата труда заметно снизилась практически во всех основных отраслях материального производства: в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, в торговле и т.д. Снижение номинальной заработной платы в Донецкой области обусловило и падение реальных заработков населения с 1998 года на 21%, рост задолженности по заработной плате эквивалентно 5,4 месяца работы трудящихся. В 1997 году по сравнению с 1996 годом темп снижения численности работников в городах Донецкой области составил: Снежное 85,4%, Горловка - 86,4%, Селидово - 87,7%, Красноармейск - 88,8%, Енакиево - 89,5% и так далее. Из приведенных данных наблюдалось планомерное снижение уровня жизни основной массы населения. Этот процесс сопровождался оттоком трудоспособного населения из производственной сферы, люмпенизацией малообеспеченных слоев народа, укрупнением миграционных (из малых городов – в деревню; из областных центров – в Киев; из Восточной Украины – в Центральную и Западную и иммиграционных потоков (в РФ, США, Канаду и Западную Европу). Упомянутые процессы сказывались и на численности населения. Населения в Донецком регионе на 01.01.98 г. составляла 7770,8 тыс. человек и снизилась по сравнению с этим показателем в 1991 г. на 427,8 тыс., в том числе Донецкой области 5064,4 тыс., Луганской 2706, 4 тыс. человек (снизилось на 160,7 тыс. чел.). Средняя плотность населения района уменьшилась до 146,8 чел / км2.
По этническому составу Донецкая и Луганская области представляют собой территорию совместного заселения украинцами и русскими. Согласно данным опроса, проведённого в 2004 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), русский язык использует дома 43—46 % населения Украины (то есть меньше, чем украинский язык). По данным этого опроса КМИС, в первую очередь используют для общения русский язык абсолютное большинство населения южных и восточных регионов:
Луганская область – 89% По данным всеукраинской переписи населения 2001 года Пример для украинского языка в Донецкой области (без учёта суржика):
Экономическая сфера. Угольная промышленность является ведущей отраслью в хозяйственном комплексе Донбасса. Балансовые запасы составляют почти 10 млрд. т, из них коксующегося - 56%, антрацитов - 12%. На действующих шахтах этих запасов более 5 млрд. т, коксующегося - 3 млрд. т, антрацитов - 1 млрд. т. Цветная металлургия Донбасса - один из крупнейших потребителей цветных металлов Украины. Его металлургический комплекс использует 85%, машиностроение - 8%, производство товаров народного потребления - 7%. Доля экспорта в объеме реализованной продукции отрасли составляет 17%. Провозглашается независимость Украины и происходит переход к рыночной экономике. В 1997 г., произошел всплеск прироста производства. Решением областного совета утверждается "Программа социально-экономического развития Донецкой области на 1998-2000 годы. 24 декабря 1998 года. Принимается Закон Украины "Про специальные экономические зоны и специальный режим инвестиционной деятельности в Донецкой области". В областном центре создается специальная экономическая зона - технопарк "Донецк", в г. Мариуполь - СЭЗ "Азов" (внешнеторговая), определены территории приоритетного развития, предоставленные 17 городами Донецкой области и двумя сельскохозяйственными районами.
В производственное объединение "Донецкуголь" входят 23 шахты. Верховная Рада Украины 2 ноября 2000 г. приняла закон о продаже контрольного пакета акций ОАО «ММК имени Ильича» трудовому коллективу, что стало беспрецедентным случаем в новейшей истории Украины. Регион имеет хорошо развитое сельское хозяйство. Здесь производили продукцию 447 колхозов, 303 совхоза, 24 птицефабрики, 5 овощных фабрик, 35 комбикормовых заводов, 917 кормоцехов. Донецк имеет густую сеть железных дорог - 2847 км длиной, густотой 53,2 км на 1000 км. выше плотность железных дорог в Донецкий области - 62,4 км, в Луганской - 44,6 км. Экономический потенциал района сыграл важную роль в продвижении украинского государства на мировые рынки. Внешнеторговый оборот региона превысил $ 6 млрд. Донбасс является типичным промышленным районом. Половину товарной продукции в регионе поставляют угледобычи и металлургия. Соответственно на отрасли общего и среднего машиностроения, легкой и пищевой промышленности приходится только треть объема производства. В Донбассе исключительно высокая концентрация крупных предприятий черной и цветной металлургии, коксохимии и горнообогатительной промышленности, химических производств, мощных теплоэлектростанций, а также высокая степень урбанизации. Хаотическое размещение промышленности и жилой застройки городов и поселков, исторически сложилось, обусловили критическую экономическую и социальную обстановку в Донбассе. При производственном спаде в отраслях хозяйства Донбасса не происходит изменений в структурной политике региона. Сокращение объемов производства не сопровождается структурными сдвигом в сторону отраслей потребительского спроса и постиндустриального развития. Структурный кризис промышленности региона осложняется резким сокращением инвестиционной активности, снижением государственных и отраслевых инвестиций. Удельный вес централизованных капитальных вложений в развитие производительных сил в регионе снизилась до 6%. Переориентацию отраслей экономики Донбасса на выпуск конкурентоспособной продукции следует осуществлять посредством проведения маркетинговых исследований на предприятиях. Для повышения маневренности мощностями предприятий, предстоит решить комплекс производственных проблем. Структурный кризис промышленности региона осложняется резким сокращением инвестиционной активности, снижением государственных и отраслевых инвестиций. Удельный вес централизованных капитальных вложений в развитие производительных сил в регионе снизилась до 6%.
Переориентацию отраслей экономики Донбасса на выпуск конкурентоспособной продукции следует осуществлять посредством проведения маркетинговых исследований на предприятиях. Для повышения маневренности мощностями предприятий, предстоит решить комплекс производственных проблем. Блок производственных проблем включает модернизацию и обновление основных производственных фондов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, перевод производств на передовые технологии, совершенствование организации производства с помощью реформирования управления, создания межотраслевых комплексов на корпоративной основе с целью повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала, создания новых производств с целью развития конкуренции на региональном рынке и устранения дисбаланса на рынке рабочей силы, связанного с рост ее предложения ввиду сокращения рабочих мест. Проблема обновления производственных фондов в условиях Донбасса особенно актуальна, поскольку, например, в угольной промышленности в связи с увеличением глубины разработки (свыше 1000 м) резко осложнились горно-геологические условия добычи, и сократился фактический срок службы оборудования. В черной металлургии большинство прокатных станов имеет устаревшую конструкцию (более 20 лет), а большинство действующих агрегатов имеет фактический срок эксплуатации значительно больше, чем их амортизационный период. Экологические проблемы появились одной из причин резкого роста заболеваемости населения региона специфическими болезнями, вызванными ухудшением экологической обстановки.Важность экологических проблем настолько велика, что при сохранении существующих тенденций через 10 - 15 лет такие города, как Макеевка, Алчевск могут стать непригодными для проживания человека. Для решения экологических проблем необходимо разработать национальную программу по защите окружающей среды с учетом региональных особенностей. Программа должна предусматривать совершенствование технологий минимизации отходов и их повторное использование, расширение производства товаров из вторичного сырья. Законодательно следует ввести употребление штрафных санкций, размер которых за причиненный ущерб превысил бы затраты предприятий на строительство и реконструкцию очистных сооружений. 2-3. С начала 90-х годов ХХ века, то есть с момента провозглашения украинской независимости, отмечается определенное постоянство мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций, присущих жителям Донетчины, более высокий, чем в целом по стране, уровень неудовлетворенности населения политической и экономической жизнью, тем, в каком направлении движется общество. Кроме того, для жителей Востока Украины характерно большее недоверие ко всем социальным институтам, в первую очередь государственным, а также меньший уровень поддержки украинской независимости. Например, в 2004 году соотношение между теми, кто доверяет, и теми, кто не доверяет парламенту, на Львовщине составляло 11%: 44%, тогда как на Донетчине—соответственно 5%: 75%. В общем, все это свидетельствует о слабой идентификации населения Донбасса с украинским государством в сочетании с неудовлетворенностью развитием событий в стране. Это не только делает проблематичной возможность в ближайшем будущем создать единую политическую или гражданскую нацию, но и представляет опасность для самого существования государства, о чем показали последние события 2014-2015 годов. Политическая активность в современной Украине формируется на двух “горизонтах”: региональном и общегосударственном. При этом, на общегосударственном уровне политическая жизнь обусловлена взаимодействием двух факторов: политической активности партий и общественных объединений и политической активности администрации и ближайшего окружения Президента Украины. В целом власть в стране находится в руках украинского чиновничества, способного подавить любую оппозиционную активность, включая выступления членов собственной корпорации (см. примеры Звягильского, Лазоренко, др.). Региональные кланы Украины играют определяющую роль в осуществлении экономической политики на “подконтрольных территориях”. Поэтому условия хозяйственной жизни различаются здесь существенным образом. Так, можно выделить пять крупных региональных массивов на территории Украины: Восточная Украина (промышленный регион: Донецкая, Запорожская, Луганская, Харьковская области; словом, Донбасс, в распространенном толковании этого термина), Днепропетровск (как “кузница управленческих кадров” и опорная база украинской “оборонки”), Новороссия и Крым (районы интенсивного сельского хозяйства, туристическая зона, зона повышенной деловой активности), Центральная Украина (“столичный регион” - средостение экономических, финансовых, политических процессов) и Западная Украина (сельскохозяйственный район, с экстенсивным ведением хозяйства, основанным на “хуторской” организации землепользования). Отличительной чертой политической активности украинских региональных лидеров к настоящему времени является нарочитая лояльность к правящему режиму и – параллельно – латентное стимулирование процессов регионализации страны, как источника укрепления личной власти. В целом политическая жизнь Украины характеризуется крайней нестабильностью политической ситуации, произволом региональных и столичных властей, предельной коррумпированностью (зиждущейся на ангажированности) политической элиты, покоящимся на социальной пассивности и политическом нигилизме основной части электората, прогрессирующим отрывом власти от народа, бюрократизацией властных институтов, латентной (скрытой) регионализацией страны, ослаблением властной вертикали и, как реакцией на происходящее, ужесточением репрессивной активности направленной против инакомыслящих (см. сообщения о нападении на киевского корреспондента “ Известий ”, “ деле военных отставников ”, аресте бывшего вице-премьера по ТЭКу Юлии Тимошенко и т.д., и т.п.). По факту, политическая практика в Украине является реминисценцией командно-административных методов управления. В итоге, демократические институты (парламент, свободная пресса, общественные объединения), в действительности, в Украине выполняют функцию фасада реальной политической жизни, происходящей по законам бюрократической активности, с неизбывной “подковерной” борьбой “олигархических” кланов. С другой стороны, прогрессирующее обнищание широких масс, сокращение занятости населения обуславливают экстенсификацию политической активности, как суррогата производственной деятельности. В силу сказанного, в украинскую политическую “элиту” сегодня рекрутируются представители самых разных (включая, люмпенизированные) слоев населения, в большинстве своем, не имеющие не только необходимых знаний, глубоких убеждений, но и элементарных способностей к публичной деятельности. Ослабленный давлением Запада из-за Кольчуг и истории с Гонгадзе Президент Кучма вынужденно начал искать новые точки опоры. И нашел их в «донецких». Итог — в 2002 году Янукович (с 96 года — губернатор Донецкой области) стал Премьер — министром. Дальше дело техники — выбрать Президента из своих... В условиях еще свежего в памяти острого политического противостояния во время президентских выборов 2004-го установка на негативную свободу получила выражение в краткой, но содержательной формуле: “Донбасс никто и никогда не ставил на колени”. Свободолюбивые настроения умело использовались “хозяевами края”, лидерами финансово-промышленных групп в политических играх на более поздних этапах современной истории. Эти же свободолюбивые настроения умело использовались “хозяевами края”, лидерами финансово-промышленных групп на более поздних этапах современной истории. Рейтинг Партии регионов в марте 2005 составлял процентов 10. В марте 2006 она набрала 30+%, а из-за дрязг и неспособности работать двух «вождей» и попустительства Украинского общества в 2010 году власть «луганско — донецкими» кланами была захвачена полностью. Деятельность современной местной бизнесовой и политической элиты в течение нескольких последних лет была направлена именно на максимальное ограничение пространства свободы, в котором для индивида существует возможность выбора. В условиях острого социально-экономического кризиса, который привел к упадку промышленного Донбасса и поставил на грань физического выживания целые города, пространство, открытое для выбора, оставалось слишком узким. А это открывало огромные возможности для манипулирования сознанием и поведением людей. Ведь чем больше принуждение, тем меньше свобода. Объективные основания для такого принуждения закладывались в течение предшествующей истории раз' вития региона. Это создавало также почти неограниченные возможности для руководителей таких предприятий, превращая их, по сути, в хозяев города, по типу удельных князьков. От их расположения зависели судьбы тысяч людей. Так создавались условия для расцвета патронально-клиентельных отношений, которые на начальном этапе ограничивались скорее патерналистской моделью взаимоотношений, когда директор выступал в роли отца, обязанного заботиться о материальном и социальном благосостоянии своих работников, требуя за это безусловной лояльности социально-психологического и идеологического характера, поддержки и самоотверженного труда. Таким образом, человек становился заложником своих жизненных обстоятельств, фактически крепостным крестьянином. 5. Смена власти на Украине в 2014 году — процесс отстранения от власти четвёртого президента Украины Виктора Януковича в обход процедуры импичмента, формирования нового парламентского большинства в Верховной Раде и изменения состава судей Конституционного суда Украины. Переформатирование всех ветвей власти началось 22 февраля 2014 года и оказало большое влияние на течение политического кризиса в стране. Оценки законности и легитимности совершённых действий являются неоднозначными. В российских СМИ и в заявлениях российских политических деятелей данные события часто оценивается как государственный переворот. В украинских СМИ и заявлениях украинских политиков рассматривается как революция достоинства. На президентских выборах в 2010 году на пятилетний срок (до февраля 2015 года) президентом был избран Виктор Янукович. Во второй половине 2010 года Конституционный суд Украины отменил действие поправок в Конституцию от 2004 года (парламентско-президентская республика), тем самым вернув редакцию Конституции 1996 года (президентско-парламентская республика). В ноябре 2013 года решением украинского правительства был приостановлен процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение привело к массовой акции протеста в центре Киева, а также в других городах Украины, получившей в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан» по аналогии с событиями 2004 г. В качестве базовых причин, обусловивших размах протестов, называют социальную несправедливость, огромную поляризацию доходов и уровня жизни населения Украины и разгул коррупции, пронизывающей исполнительную и судебную власть, правоохранительные органы. После Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» (28—29 ноября), разгона палаточного городка оппозиции, протестная акция приняла резко антипрезидентский и антиправительственный характер. Принятие 16 января 2014 года Верховной Радой законов, предусматривавших ужесточение санкций за участие в массовых беспорядках, привело к острому силовому противостоянию на улице Грушевского, протесты вышли за пределы Киева и охватили почти всю территорию Украины, при этом в ряде городов были захвачены здания областных администраций. В ходе столкновений были арестованы и ранены сотни людей, появились первые жертвы. В конце января законы, названные оппозицией «диктаторскими», были отменены, а протестующие начали освобождать занятые административные здания. 18 февраля 2014 года произошло резкое обострение ситуации. Столкновения между радикалами Евромайдана и правоохранительными органами в центре Киева возобновились. Евромайдановцы блокировали проезжую часть, врывались в здания, жгли автомобильные покрышки, забрасывали камнями и бутылками с зажигательной смесью милиционеров, сотрудники МВД начали получать и огнестрельные ранения (всего за день от огнестрельных ранений погибли 5 военнослужащих внутренних войск). Демонстранты захватили и сожгли офис Партии Регионов. К вечеру подразделения «Беркута» и внутренних войск оттеснили манифестантов на Майдан Незалежности. В течение дня и последовавшей ночи, в результате активных столкновений боевиков Евромайдана с силовыми структурами (Беркут), погибло 25 человек, более 350 получили ранения, свыше 250 были госпитализированы. Некоторые милиционеры получили огнестрельные ранения в шею, в том числе смертельные. Встретившиеся ночью президент Янукович и представители оппозиции Кличко и Яценюк не смогли прийти к какому-либо соглашению о путях урегулирования ситуации, ограничившись взаимными обвинениями. В ночь с 18 на 19 февраля только во Львове и Львовской области активистами было захвачено более 1170 единиц огнестрельного оружия (почти тысяча пистолетов Макарова, более 170 автоматов Калашникова, снайперские винтовки и пулемёт Калашникова, более 18 тысяч патронов различных калибров). Позже появилось сообщение о том, что со складов внутренних войск в Львовской области похищено более пяти тысяч автоматов Калашникова, 2741 пистолета Макарова, 123 ручных пулемёта и 12 реактивных огнемётов «Шмель». Также обнаружена недостача полторы тысячи гранат Ф-1 и значительного количества боеприпасов. 19 февраля СБУ объявила режим антитеррористической операции. 20 февраля обнаружились снайперы на Институтской. Всего за период с 18 по 20 февраля, по данным министерства здравоохранения Украины, погибло 75 человек. По всей Украине вновь начались захваты органов государственной власти. Утром 21 февраля 2014 года — милиция, внутренние войска и спецподразделения выводятся из Киева (в связи с принятием соответствующего постановления Верховной Радой Украины от 20 февраля 2014 года). 21 февраля 2014 года, в 16:00, ввиду эскалации конфликта, президентом В. Ф. Януковичем и главами трёх оппозиционных партий в присутствии министров иностранных дел Польши, Германии и Франции было подписано Соглашение об урегулировании политического кризиса. Согласно его первому пункту в течение 48 часов должен был быть принят, подписан и обнародован специальный закон, восстанавливающий действие Конституции Украины 2004 года. В тот же день Верховная Рада приняла соответствующий законопроект и направила его в администрацию президента. Кроме того, согласно пятому пункту договора были закреплены такие положения:
21 февраля со сцены Майдана Независимости в Киеве Виктору Януковичу был выдвинут ультиматум, что, если президент не уйдет в отставку до 10 утра 22 февраля, люди пойдут в вооружённое наступление. На фоне продолжавшихся массовых беспорядков В. Ф. Янукович и председатель Верховной Рады Владимир Рыбак покинули Киев и отправились в Харьков. В ночь с 21 на 22 февраля, по сообщению коменданта майдана Андрея Парубия участники отрядов «самообороны Майдана» не дожидаясь истечения срока ультиматума заняли здания Верховной Рады и президентской администрации. До этого большинство в Верховной Раде составляла Партия регионов. Ещё до отъезда Януковича из парламентской фракции «регионалов» вышли более 70 депутатов. Верховная рада большинством в 326 голосов приняла отставку спикера Владимира Рыбака и вице-спикера Игоря Калетника. В 12:35 новым главой Верховной рады Украины был избран Александр Турчинов. «За» проголосовали 288 народных депутатов. Тем временем вступил в силу закон о возвращении к конституции 2004 года, возвращающий парламентско-президентскую форму республики. Это было одним из главных требований оппозиции и Майдана. 24 февраля глава фракции Партии регионов Александр Ефремов объявил, что она переходит в оппозицию. 25 февраля об этом же объявила фракция Компартии Украины. Депутатами фракций КПУ и Партии регионов отмечается, что практически все новые законы и постановления принимаются без обсуждения или даже чтения. Такое же мнение высказывает глава администрации Харьковской области Михаил Добкин. 25 февраля 2014 года в Верховной Раде сформирована депутатская группа «Экономическое развитие» во главе с Анатолием Кинахом. В её состав вошло 33 депутата. 27 февраля 2014 года спикер Верховной Рады Александр Турчинов объявил о создании нового парламентского большинства: «В соответствии со статьей 83 Конституции Украины официально оглашаю, что 27 февраля была сформирована и зарегистрирована коалиция „Европейский выбор“». На 27 февраля в коалицию вошло 250 депутатов: члены фракции «Батькивщина», УДАР, «Свобода» и двух депутатских групп — «Суверенная европейская Украина» и «Экономическое развитие». В тот же день Верховная Рада Украины назначила Премьер-министра Украины и сформировала состав правительства. Географически одномандатники от «Суверенной европейской Украины» представлены большинством депутатов в западных и северных областях, а депутаты от «Экономического развития» представлены большинством в южных и центральных (не учитывая внефракционных). 22 февраля, на заседании Верховной рады сообщили об «исчезновении» Президента Виктора Януковича. 22 февраля в 17:10 переформатированная Верховная рада приняла постановление, в котором заявила о «самоустранении неконституционным способом», Президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины: За постановление проголосовало 328 народных депутатов, что было объявлено как достаточное для принятия постановления. Прописанная в конституции процедура импичмента при этом проведена не была. 22 февраля в телеэфир вышла видеозапись интервью с покинувшим Киев накануне вечером президентом Януковичем, в котором он заявил, что не собирается подавать в отставку и не собирается подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране квалифицировал как «вандализм, бандитизм и государственный переворот». В ночь с 22 на 23 февраля в Крым, с целью ареста Януковича, отправляются новоназначенные глава СБУ В. Наливайченко, и. о. министра внутренних дел А. Аваков в сопровождении бойцов спецподразделений «Альфа» и «Сокол». 23 февраля обязанности президента Украины были возложены на председателя Верховной рады Александра Турчинова, в результате чего Турчинов стал «исполняющим обязанности» президента. Согласно ст. 112 Конституции Украины (в ред. от 08.12.2004) председатель Верховной рады может стать и. о. президента в случае досрочного прекращения полномочий президента (полномочия президента Януковича не были досрочно прекращены, как этого требуют ст. 108—111 Конституции Украины). 28 февраля в российском Ростове-на-Дону Виктор Янукович провёл пресс-конференцию, где подтвердил, что считает себя действующим президентом. Согласно результатам обще украинского опроса, проведенного 1—6 марта 1914 г., 70 % украинцев приветствуют устранение Виктора Януковича с поста Президента, 56 % украинцев одобряют формирование нового большинства в парламенте 6. Доне́цкая Наро́дная Респу́блика (ДНР) — непризнанное государственное образование на юго-востоке Европы, провозглашённое 7 апреля 2014 года в пределах Донецкой области Украины. Согласно Конституции Украины, территория, на которую претендует ДНР, входит в состав Украины. Большая часть заявленной территории ДНР контролируется украинскими властями; примерно треть заявленной территории ДНР, неподконтрольная украинским властям, согласно постановлению Верховной Рады Украины, считается временно оккупированной территорией. Власти Украины рассматривают ДНР как террористическую организацию, а участников политических и военных структур республики как сепаратистов и террористов. Генеральная прокуратура Украины в связи с деятельностью ДНР возбудила уголовное дело по статье 258-3 УК Украины (создание террористической организации) и заявила, что ДНР создана «для нападения на людей, для запугивания, совершения диверсий, терактов, избиения и убийства украинских граждан». В свою очередь, Министерство иностранных дел ДНР рассматривает центральную власть как «преступный киевский режим», который совершает «военные преступления, вызвавшие жертвы среди мирного населения и гуманитарную катастрофу». С марта в юго-восточных регионах Украины стали проходить акции протеста против действий бывшей оппозиции, пришедшей к руководству страной. Протестующие отказывались признавать новые украинские власти, выступали за федерализацию Украины и против новых губернаторов, назначение которых считали нелегитимным, выбирали «народных руководителей» своих регионов. 1 марта на внеочередной сессии Донецкого городского совета депутаты решили поддержать инициативы местных жителей, прозвучавшие на митингах в Донецке, и предложили областному совету немедленно провести референдум «о дальнейшей судьбе Донбасса». Горсовет также принял решение считать русский язык официальным наравне с украинским и требовать принятия соответствующих решений от депутатов Донецкого областного совета. Россию решено было рассматривать как стратегического партнёра Донбасса. 2 марта Александр Турчинов уволил с должности губернатора Донецкой области Андрея Шишацкого и назначил на этот пост бизнесмена Сергея Таруту, председателя совета директоров компании «Индустриальный союз Донбасса». 3 марта, протестуя против этого решения, митингующие, требовавшие признания облсоветом власти «народного губернатора» Павла Губарева, взяли штурмом здание Донецкой ОГА. Начался сбор подписей за референдум по статусу Донбасса. Сам Губарев заявил, что выступает за включение Донецкой области в состав Российской Федерации и считает присутствие российских миротворческих войск способом обеспечения безопасности юго-восточной Украины. 5 марта пророссийские активисты, собравшиеся на митинг перед зданием областной администрации, вновь заняли здание Донецкого облсовета, здания госказначейства и ТРК «Донбасс». В течение марта на конспиративной квартире в Донецке удалось задержать Павла Губарева, происходили столкновения между участниками пророссийского и митинга за единство Украины, блокирование здания СБУ, осуществлялось пикетирование местными жителями воинских частей и мостов, ведущих в направлении российско-украинской границы, митинги о проведения референдума о статусе региона и отставки губернатора. В апреле был сформирован «Народный совет», который принял Декларацию о суверенитете ДНР и Акт о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики и проведении референдума о самоопределении ДНР в срок не позднее 11 мая 2014 года. Республиканский народный совет принял также решение о проведении референдума о самоопределении ДНР в срок не позднее 11 мая 2014 года. Народный совет обратился к президенту РФ Владимиру Путину с призывом ввести на территорию ДНР миротворческие войска.
Назначенный председатель Донецкой областной госадминистрации Сергей Тарута назвал незаконными все решения Народного совета, призвав активистов освободить захваченные помещения. В свою очередь Народный совет» приступил к формированию «временного народного правительства». На заседании «Народного совета», среди прочего, было заявлено о непризнании новой украинской власти, об увольнении всех назначенных ею руководителей силовых ведомств региона и губернатора Сергея Таруты, о назначении на 11 мая референдума по самоопределению Донбасса. Было объявлено о решении создать Центральную избирательную комиссию, которая займётся подготовкой к проведению референдума. Переговоры между лидерами ДНР и назначенным губернатором Донецкой области Сергеем Тарутой и городским головой Донецка Александром Лукьянченко, прошедшие 10 апреля и в ночь на 11 апреля, не дали никаких результатов. 11 апреля и. о. премьер-министра Арсений Яценюк провёл в Донецке расширенное совещание по ситуации на юго-востоке страны с участием назначенных глав областных администраций, мэров городов, ру
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|