Работоспособность, общие закономерности ее изменения в учебной и профессиональной деятельности.
Физическая культура и спорт и их основные социальные функции. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, направленной на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественной силы природы, различных систем физических упражнений, спорта. Спорт – составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Главной задачей является достижение высоких результатов. Выделяют три группы: массовый, студенческий и спот высших достижений. Функции: 1) Ценностно-ориентационная (формирует профессионально- и личностно-ценностные ориентации, использование которых обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование); 2) Коммуникативно-регулятивная (определяет культуру поведения, общения, взаимодействия участников деятельности); 3) Социализация (включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта); 4) Организационная (объединение молодежи в коллективы, команды, клубы, организации для совместной спортивной деятельности); 5) Творческая (стимулируются творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие инд. способностей); 6) Проективно-прогностическая (расширение эрудиции студентов в сфере физической культуры, использование знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями).
Физические: воспитание, развитие, подготовленность, совершенство.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, высоконравственного подрастающего поколения. Способствует укреплению здоровья, решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности. Задачи физического воспитания: 1) Оздоровительная (укрепление здоровья, сохранение высокой работоспособности); 2) Образовательная (приобретение знаний); 3) Воспитательная (формирование моральных качеств). Физическое развитие – процесс изменения морфофункциональных свойств организма человека в течение его жизни. Это антропогенные показатели (рост, вес) и признаки физического состояния. Показатели физического развития – функциональные возможности, уровни развития отдельных психофизических качеств. Физическая и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств, обусловленный повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной и др. Психофизическая подготовленность – смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко изменяющимся условиям (разностороннее влияние на психические функции, обеспечение их активности, коррекции и устойчивости). Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, состояния и качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела, обеспечивающий высокую степень работоспособности человека. К показателям физического совершенствования относят уровень здоровья, физическую подготовленность и творческое долголетие. К физическим качествам: выносливость, быстроту, силу, гибкость, координацию (ловкость).
Работоспособность, общие закономерности ее изменения в учебной и профессиональной деятельности. Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизических качеств человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. В учебной и трудовой деятельности выделяют стадии работоспособности: 1) Первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка; 2) Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности; 3) Третий период — полной компенсации — появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией; 4) Четвертый период - наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.); 5) Пятый период - прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв); 6) Шестой период – угасание рабочей доминанты - дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности; 7) Восстановление.
4. Адаптация и ее виды. Адаптация – приспособленность организма к различным условиям существования в окружающей среде. Различают виды адаптации:
1) Профессиональная (идентификация с выбранной профессией и рабочими условиями); 2) Социально-психологическая (интеграция личности с социальной средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения); 3) Дидактическая (повышение уровня психической и интеллектуальной готовности к обучению). Этапы адаптации: · Срочная (возникает непосредственно после начала действия раздражителя и реализуется лишь на основе уже имеющихся физиологических механизмов. Например, увеличение теплопродукции в ответ на холод); · Долговременная (возникает в результате длительного или многократного действия на организм неадекватных факторов среды, т.е. он развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге организм приобретает новое качество —из неадаптированного превращается в адаптированный). Адаптация может быть общей и специальной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|