Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работоспособность, общие закономерности ее изменения в учебной и профессиональной деятельности.

Физическая культура и спорт и их основные социальные функции.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, направленной на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественной силы природы, различных систем физических упражнений, спорта.

Спорт – составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Главной задачей является достижение высоких результатов. Выделяют три группы: массовый, студенческий и спот высших достижений.

Функции:

1) Ценностно-ориентационная (формирует профессионально- и личностно-ценностные ориентации, использование которых обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование);

2) Коммуникативно-регулятивная (определяет культуру поведения, общения, взаимодействия участников деятельности);

3) Социализация (включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта);

4) Организационная (объединение молодежи в коллективы, команды, клубы, организации для совместной спортивной деятельности);

5) Творческая (стимулируются творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие инд. способностей);

6) Проективно-прогностическая (расширение эрудиции студентов в сфере физической культуры, использование знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями).

 

Физические: воспитание, развитие, подготовленность, совершенство.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, высоконравственного подрастающего поколения. Способствует укреплению здоровья, решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности.

Задачи физического воспитания:

1) Оздоровительная (укрепление здоровья, сохранение высокой работоспособности);

2) Образовательная (приобретение знаний);

3) Воспитательная (формирование моральных качеств).

Физическое развитие – процесс изменения морфофункциональных свойств организма человека в течение его жизни. Это антропогенные показатели (рост, вес) и признаки физического состояния. Показатели физического развития – функциональные возможности, уровни развития отдельных психофизических качеств.

Физическая и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств, обусловленный повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной и др.

Психофизическая подготовленность – смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко изменяющимся условиям (разностороннее влияние на психические функции, обеспечение их активности, коррекции и устойчивости).

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, состояния и качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела, обеспечивающий высокую степень работоспособности человека. К показателям физического совершенствования относят уровень здоровья, физическую подготовленность и творческое долголетие. К физическим качествам: выносливость, быстроту, силу, гибкость, координацию (ловкость).

Работоспособность, общие закономерности ее изменения в учебной и профессиональной деятельности.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизических качеств человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. В учебной и трудовой деятельности выделяют стадии работоспособности:

1) Первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка;

2) Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности;

3) Третий период — полной компенсации — появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией;

4) Четвертый период - наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.);

5) Пятый период - прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв);

6) Шестой период – угасание рабочей доминанты - дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности;

7) Восстановление.

 

 

4. Адаптация и ее виды.

Адаптация – приспособленность организма к различным условиям существования в окружающей среде. Различают виды адаптации:

1) Профессиональная (идентификация с выбранной профессией и рабочими условиями);

2) Социально-психологическая (интеграция личности с социальной средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения);

3) Дидактическая (повышение уровня психической и интеллектуальной готовности к обучению).

Этапы адаптации:

· Срочная (возникает непосредственно после начала действия раздражителя и реализуется лишь на основе уже имеющихся физиологических механизмов. Например, увеличение теплопродукции в ответ на холод);

· Долговременная (возникает в результате длительного или многократного действия на организм неадекватных факторов среды, т.е. он развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге организм приобретает новое качество —из неадаптированного превращается в адаптированный).

Адаптация может быть общей и специальной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...