Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 38. Устная речь как показатель образованности и культуры человека.




Тема 37. Собственно стилистические ошибки.

Ошибки по отдельным уровням языковой системы.

Задания 1. Прочитайте текст. Определите тип текста.

Собственно стилистические ошибки.

1. Нарушения правил речевого этикета:

Обращение на «ты» к собеседнику в неадекватной для этого ситуации; неуважительное наименование лица (например, наш шеф вместо наш директор, начальник, заведующий; ее отпрыск и др.) обозначение местоимением он, она присутствующего при разговоре лица и др.

2. Неоправданное смешение стилей:

Вставление иностилевого средства высказывание, в целом выполненное в другом стиле, или же наблюдается серьезная стилистическая мешанина:

Убедительно прошу вас выслать вашу книгу(в частной телеграмме вместо: Вышлите, пожалуйста, вашу книгу);

Бог рассердился на них (вместо разгневался);

Онегин был светский парень, приехавший из Петербурга (вместо разговорного парень нужно: молодой человек);

Умышленная или нечаянная вульгаризация речи введением отдельных вульгаризмов (намылился, засветился ит.п.) в свою в целом литературно-разговорную нормированную речь.

Неумело реализуемое или же напускное стремление к изысканности в речи, к ее украшению.

Соня вызвала весь огонь судьбы на себя; Тема народа в произведении ярко светится на каждой странице; Пушкин был уверен, что взойдет прекрасная заря. И сам был готов принять участие в ее восходе.

4. Злоупотребление иностранными словами и синтаксическими оборотами других языков (варваризмы). Так, например, изъясняются персонажи комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир»: Оставьте такие разговоры. Разве нельзя о другом дискутировать?; Я капабельна с тобою развестись; Черт меня возьми, ежели я помышляю его менажировать; Я индиферан во всем том, что надлежит до моего отца и матери. В наше время злоупотребляют больше американизмами, вставляя в речь слова типа джус, кол-форвард, прайм-тайм.

5. Бедность стиля: Говорящий или пишущий обходится небольшим количеством слов; в отношении употребления синтаксических моделей — берутся лишь некоторые и не привлекаются многие другие, что создает синтаксический «монотон»: однообразие стилистических приемов, фигур речи, а то и полное их отсутствие: вместо Мне кажется, что… можно сказать Сдается мне, что…; вместо смешной случай — потешный случай; вместо Я не люблю такую музыку — Мне претит такая музыка и т.п.

6. Банальность стиля: Затасканные выражения, в том числе и яркие, но «примелькавшиеся»: Зима вступила в свои права, видно невооруженным глазом; Желаю тебе сибирского здоровья, кавказского долголетия; Это не столько его вина, сколько его беда; Думаю, что не ошибусь, если скажу, что… и т.п.; банальные обороты речи в письмах: Добрый день или вечер! Жду ответа, как соловей лета.

7. Бомбаст: Неоправданно торжественный, напыщенный стиль.

Что же делали до сих пор все эти Пушкины, Лермонтовы, Бороздины? Удивляюсь. Народ пляшет комаринского, эту апофеозу пьянства, а они воспевают какие-то незабудочки! Зачем же не напишут они более благонравных песен для народного употребления и не бросят свои незабудочки! Это социальный вопрос! (Ф.М.Достоевский, Село Степанчиково иего обитатели).

8. «Птичий язык»: Лексически и синтаксически усложненный, тяжеловесный заумный язык (стиль) научного или философского характера.

«Предуготовительное вступление в область мышления. Теория общности, совокупности, сущности, и в применении к уразумению органических начал обоюдного раздвоения общественной производительности». Что ни разворачивал Чичиков книгу, на всякой странице — проявление, развитие, абстракт, замкнутость и сомкнутость, и черт знает чего там не было (Н.В. Гоголь).

Задания 2. Составьте план текста (в форме назывных предложений; вопросительных)

Задания 3. Выпишите ключевые слова.

Задания 4. Составление диалога по содержанию текста.

Задания 5. Перескажите текст по плану.

 

Модуль № 8. Культура речевого поведения в профессиональной сфере.

Тема 38. Устная речь как показатель образованности и культуры человека.

Устная речь как показатель образованности и культуры речи человека. Речевые тренировки в виде высказываний, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.

Задание 1. Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Аспект (лат. взгляд, вид)- точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.

Коммуникативный аспект культуры речи – особенность функционирования языка в речевой деятельности.

Этический аспект культуры речи - знание и применение правил языкового поведения в конкретных речевых ситуациях.

Речевая деятельность – это говорение, слушание, чтение, письмо.

Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии.

Задание 2. Определите тему и сформулируйте основную мысль текста. Составьте синквейн к ключевому словосочетанию текста коммуникативные качества речи.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Коммуникативный аспект культуры речи – особенность функционирования языка во всех видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Коммуникативные качества речи включают совокупность таких свойств, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя. К ним относятся: правильность, точность, богатство, чистота речи.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, выбирать нужные слова, знает ли законы русского языка, его правила. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики.

Этический аспект культуры речи предусматривает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращения на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.)

Речевая культура – показатель профессиональной пригодности для дипломатов, учителей, журналистов, врачей и др. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Задание 3. Подготовьте пересказ текста. Выучить термины наизусть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...