Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды вопросов в анкете.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Материалы к лабораторно-практическому занятию 2.

 

1) Общая характеристика метода.

2) Виды вопросов в анкете.

3) Основные правила составления анкет.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: анкетирование; виды воп­росов: о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения, закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, кос­венные, информационные, фильтры, контрольные, вопросы-контактёры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: развитие умений формулировать и редактиро­вать вопросы анкеты.

Общая характеристика метода

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготов­ленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Резуль­таты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспита­ние» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

oвысокой оперативностью получения информации;

oвозможностью организации массовых обследований;

oсравнительно малой трудоемкостью процедур подго­товки и проведения исследований, обработки их результа­тов;

o отсутствием влияния личности и поведения опраши­вающего на работу респондентов;

o невыраженностью у исследователя отношений субъек­тивного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

oотсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в
свободном интервью изменять порядок и формулировки воп­росов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

o не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые уста­новки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография - одним из основных, обеспе­чивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой ин­формации.

 

 

Виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности)вопросов выде­ляют три вида:

1) о личности респондента, касающихся его пола, возра­ста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяют­ся на закрытые, полузакрытые и открытые.

1) Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графичес­ки свой выбор из данных ему вариантов. Количество дела­емых выборов (один или несколько) обычно оговаривает­ся инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариан­тов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно — неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на несколь­ких из них.

Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

- психологию

- социологию

- религиоведение

- философию

- эстетику»

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

- полностью согласен

- согласен, но бывают исключения

- не знаю

- не согласен, но иногда бывает

- совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

Достаточно ли У Вас времени на: Да Нет Не знаю
       
       
       

При обработке данных от больших контингентов рес­пондентов используют кодирование ответов закрытых воп­росов.

Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозна­чения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить круж­ком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Одна­ко в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способ­ны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и оп­ределенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него цели­ком и полностью сформулирует сам респондент.

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты либо тогда, когда есть необходимость в максимально пол­ном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

 

В зависимости от способа формулирования вопросы мо­гут быть прямыми и косвенными.

1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, откры­тое получение информации от респондента. Предполагает­ся, что на него будет дан столь же непосредственный и че­стный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно крити­ческое отношение к себе и к другим, многие склонны огра­ничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ препо­давателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто про­пускаете лекции?»

2) В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображае­мой ситуации, маскирующей критический потенциал пе­редаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции, как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функции вопросы анкеты подразделяются на инфор­мационные (основные), фильтры и контрольные (уточня­ющие).

1) При этом большинство вопросов направлено на полу­чение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

2) Вопросы-фильтры используют, когда необходимы све­дения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психо­логов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?...

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые филь­тром, позволяют избежать искажений информации, вноси­мых ответами недостаточно компетентных лиц.

3) Контрольные вопросы дают возможность уточнить пра­вильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если отве­ты основного и контрольного вопроса диаметрально про­тивоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множе­ство ответов там, где на практике может быть лишь одно­значный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь не­знакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероят­ность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

- в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

- ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

- контролю необходимо подвергать лишь наиболее су­щественные вопросы в анкете;

- необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...