В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ II Красота и гармоничность.
III Эмоциональная выразительность. Сознательно и целеустремленно разрабатывая задачу единства формы и содержания, художники уделяют большое внимание психологическому и эмоциональному воздействию изображения. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются юными и прекрасными со сдержанно-миролюбивой улыбкой; большинство Дакинь имеет эротическую привлекательность; гневные тантрические Аватары - красивые, умиротворенные, но с гневной гримасой; Защитники имеют разъяренно-устрашающий вид. Различие эмоциональных состояний выражается также формой лица и глаз. У мирных Будд и Бодхисаттв лицо имеет форму яйца или кунжутного зерна, характерная форма лица гневных - квадратная или круглая. Состояние созерцательной отрешенности выражается удлиненной лунообразной формой глаз, прикрытых веками: у Тар глаза имеют форму живота рыбы, у разъяренных Даков и Дакинь - квадратную и круглую…
IV Различие или характерная определенность формы. В пояснении к этому правилу традиционно перечисляются особенности мужского и женского телосложения: стройные боги - высокий лоб, широкий торс, высокая стопа; богини - узкий торс, широкие бедра, высокая грудь; гневные боги - грузное тело с толстыми конечностями, низкорослые - большой живот. V Атрибутивная характеристика. Среди перечисленных иконографических признаков атрибутивная характеристика наиболее информативна. При анализе таких элементов иконографии, как головные уборы, ритуальные предметы, одежда, украшения, мудры, ваханы, постаменты, нимбы и т.п. можно достаточно точно определить десятки тысяч образов индо-тибето-монгольской художественной традиции. Следует отметить, что один и тот же предмет может рассматриваться и интерпретироваться на четырех уровнях: внешнем, внутреннем, тайном и абсолютном.
VI Цвет Подобно атрибутивной характеристике цвет имеет важное смысловое значение. Каждый из основных цветов обычно связан со стихией, стороной света, Татхагатой (одним из пяти Дхьяни-Будд или Будд Медитации) и его активностью, органом чувств, аспектом мудрости и т. д. Символическое значение цвета может изменяться в зависимости от того, какая садхана (текст для ритуальной медитации), мандала, тантра берется за основу изображения. В Тибете, когда хотели подчеркнуть трудности иконописного мастерства, говорили: "Хочешь родиться в аду - становись иконописцем". Согласно традиции, высокое общественное предназначение требует от художника ответственности не только за уровень профессионального мастерства, но и за весь стиль жизненного поведения. Художнику необходимо поддерживать свое тело и рабочее место в безукоризненной чистоте, осознавая энергии, проводником которых он является. Он должен получить соответствующие полномочия и поддерживать принятые обязательства, стараясь правильно выполнять ежедневную медитацию. "Прежде чем приступить к работе над изображением, - писал известный живописец Гега Лама, - художник осуществляет ритуал устраняющий потенциальные препятствия, медитативно представляя себя в образе соответствующего Защитника учения. Представляя себя в форме Будд пяти семейств, мастер освещает краски и кисти, и до тех пор, пока работа не завершена, он отдаёт ей всю энергию. При завершении работы ему надо суметь объяснить её качества для того, чтобы порадовать заказчика и устроить праздник». Мандала Круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала" в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.
Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Будды, бодхисаттвы и боги держат в руках ритуальные атрибуты. Эти предметы, так же как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного будды или бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность, или просветлённая активность, связана с какой-либо из пяти чистых мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе. В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.
Колесо сансары
Источник: http://pritchi.ru/id_1766 Схематическое изображение сансары в виде колеса. Оно не является объектом поклонения, в нем запечатлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли. Три яда – неведение, привязанность и гнев представлены в образе соответственно свиньи, петуха и змеи, находящихся на ступице колеса. Между спицами изображаются шесть сфер – состояния паранойи, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов. Вокруг обода расположены Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения. Это колесо держит в зубах Яма, Владыка смерти, олицетворяющий непостоянство. Только Будда стоит в стороне от этого колеса. Часто это колесо рисуют на внешней двери при входе в традиционные буддийские храмы в Гималаях. По легенде, это изображение по совету Будды Шакьямуни было преподнесено в дар царем Магадхи дхармараджей Бимбисаройсвоему другу монарху Утраяне, и пробудило в том доверие к Дхарме. Сансара – обусловленное существование, круговорот вынужденных рождений и смертей в обусловленных мирах. Согласно выдающемуся тибетскому ламе Гампопе (1079-1153гг.), сансара имеет следующие три базовые характеристики: 1.ее природа – пустота 2.ее проявление – иллюзия 3.ее характеристика – страдание (Зегерс 2000: 50). Под «пустотой» и «иллюзией» скрывается понимание того, что есть истинная реальность за пределами всех концепций, а также непостоянства и взаимообусловленности всего, с чем все существа обычно сталкиваются в жизни. Буддийское понятие страдания имеет гораздо более широкое значение, чем мы привыкли.
Первая благородная истина Будды: Обусловленное существование является страданием. "Человек только на первый взгляд – кузнец своего счастья, а на самом деле не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий" (Е.Торчинов) Первоначальное представление о сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (не позднее 8-7 вв. до н.э.), но именно буддизм, используя уже существующее всем понятное представление, тщательно разработал его, в отличие от индуизма, как «абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы» [Торчинов 2005:32], где сансара предстает продуктом причинно-следственных связей и регулируется законом кармы (поэтому это обусловленное существование). Карма – закон причины и следствия Слово «карма» (от санск. корня "кр" – «творить, создавать», ср. с англ.-create) имеет также древневедийское происхождение и было заимствовано буддизмом. Согласно Е.Торчинову, оно может быть переведено как «дело», «действие», но никоим образом не как «судьба» или «участь», как иногда думают. Так, на китайский язык «карма» переводится словом «е», которое в современном языке даже имеет значение «занятие», «специальность» или «профессия». Если в архаическом, ведийском, значении слово «карма» подразумевало не всякое действие, а только ритуально значимое, обряд, дающий желаемый «плод» (санск. пхала), то с появлением Будды постепенно значение этого понятия расширилось. Оно стало означать любое действие, или акт, имеющий результат, причем в самом широком смысле: • акт физический (действие, поступок), • акт вербальный (слово, высказывание) • и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание) [Торчинов 2005: 30]. Таким образом, карма в буддизме — это закон причины и следствия, распространяющийся на любое действие. Совокупность всех действий, совершенных за всю жизнь, их общая энергия, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой напрямую обусловлен совокупным характером совершенных действий. Соответственно, такая карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Как заметил Е.Торчинов, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни или физическая красота), основные черты характера, психологические наклонности, таланты или отсутствие способностей и тому подобное. Затем в новой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение)» [Торчинов 2005:30].
В буддизме считается, что достичь Просветления возможно в том случае, если в течении множества жизней было накоплено достаточное количество энергии позитивных действий и хороших впечатлений, наработаны привычка делать жизненный выбор в пользу других живых существ, осознавать свои поступки и делать добро, то есть некий позитивный потенциал, о чем рассказывают и истории прошлых жизней Будды Шакьямуни – джатаки. Буддийское учение о законе кармы, согласно Е.Торчинову, - результат распространения представления о всеобщности причинно-следственных отношений и на область этики и психологии. Четыре благородных истины Колесо сансары – не только показывает замкнутый круг обусловленного существования, но главное - указывает на выход из него. Это также и символическое напоминание о Четырех благородных истинах Будды, показывающих, что есть состояние необусловленного счастья - Просветление, и возможно прекращение страдания. Это учение было дано Буддой во время Первого Поворота Колеса Дхармы, и является базовым для всех традиций буддизма: «обусловленное существование - страдание», «страдание имеет причину», «если устранить причину, устранится и страдание», «и есть методы устранения страдания». Просветление (Пробуждение от сна неведения) позволяет выйти из вынужденного неосознаваемого круговорота рождений-смертей, преодолеть «страдательность» сансары. И Будда оставил для этого методы Трех Поворотов Колеса Дхармы.
Иконография Колеса сансары Учение о сансаре, данное Буддой, запечатлено в изображении Колеса сансары (санск. бхавачакра, «колесо обусловленного существования»). Это один из самых популярных сюжетов. Его можно видеть около входа в любой буддийский храм или монастырь. Круговая композиция Колеса символизирует бесконечный круговорот умов в сансарическом бытии. Она включает в себя 1 круг и четыре окружности: - центральный круг и две окружности изображают причины сансарического существования; - третья – следствия; Все вместе они иллюстрируют закон кармы. - а внешний ободок представляет собой схему цепи взаимо-зависимого происхождения из 12 элементов. Центральный круг В центральном самом маленьком круге, в ступице колеса, изображены три главных корня обусловленного существования: неведение (санск. моха), привязанность (санск. двеша, «страсть») и гнев (санск. рага). Эти три базовых аффекта (санск. клеша), т.е. три главные дуалистические эмоции, порождающие остальные и являющиеся мотивами любых негативных поступков, лежат в основе сансарического существования. Канонически эти омрачения в буддийской иконографии изображаются в виде животных: • неведение (игнорирование, тупость) в образе свиньи • привязанность (зависимость, страсть) – в образе петуха • гнев (злость, чувство мести, отвращение) – в образе змеи. «Свинья олицетворяет неведение, ибо ест всё без разбору. Также непонимание не видит разницы между благим и дурным, удачным и неудачным. Петух — символ привязанности как стремления завладеть объектом опыта или слиться с ним, ибо он — а) владелец гарема и б) способен выискать в траве мелкое зерно; так и привязанность зорко концентрируется лишь на предмете своего влечения. Змея либо уползает прочь, когда к ней приближается человек; либо нападает на него; так и гнев стремится устранить объект из поля восприятия, опыта либо избегая, либо уничтожая его» [Парибок 1997: 33]. Из базового неведения возникает привязанность, та в свою очередь создает ситуации, провоцирующие гнев. Они – своеобразный мотор, движущая сила всего колеса. Поэтому символические животные как бы ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение Колесо сансары. Второй круг Второй от центра круг, разделен на светлую и темную половины, так как все типы кармы, возникающей от дуалистических обусловленных эмоций, можно свести к двум типам: благая и неблагая карма. Благая карма ведет к перерождению в высших мирах, а неблагая - к перерождению в низких формах жизни. Чтобы показать это, второй круг Колеса сансары разделен на черную и белую половины: обитатели высших миров сознательно следуют пути накопления заслуг и благих действий, а на темном пути существ их порочные наклонности увлекают «вниз», к мучительным формам существования. В целом, этот круг иллюстрирует карму, поступки, произведенные под влиянием либо трех дурных факторов центра, либо при их отсутствии. Поэтому данный круг смежен со ступицей, вместе с центром он изображает причины: омрачения и произведенные ими поступки суть основа сансарного существования. Третий круг В следующем, третьем изнутри круге Колеса сансары запечатлены следствия кармы в виде рождения в одном из шести миров. Этот круг разделен на шесть или пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (часто боги и асуры могут изображаться в одном и том же секторе); в каждом из этих миров изображены Будда или Бодхисатва, воплощающиеся там из великого сочувствия, чтобы помогать живым существам. Ему характерен определенный цвет, и он держит в руках символический атрибут, которым характеризуется специфический метод донесения до слушателей того или иного мира вести о возможном освобождении. Буддизм в зависимости от преобладающих тенденций умов существ признает шесть возможных форм существования: • рождение в качестве божества (санск. дэва), если в уме преобладают блаженство радостного благополучия и гордость, (божества изображены в верхнем секторе Колеса); • воинственного полубога (санск. асура), если преобладает ревность, (сектор асуров изображен рядом с сектором божеств, ниже его, слева); • и человека, если преобладают желание и привязанности (сектор людей –рядом с сектором божеств, ниже его, справа) эти три формы рождения считаются счастливыми и композиционно представляют собой верхний полукруг Колеса сансары; • а также животного, если преобладают неведение и тупость, (сектор животных расположен под сектором мира людей); • голодного духа (санск. преты), если преобладают жадность и страсть, (сектор претов расположен под сектором асуров); • и обитателя ада (если преобладает гнев, злость, чувство мести), (самый нижний сектор круга, составляет противоположный полюс сектору божеств) эти три формы рождения считаются несчастливыми и композиционно образуют нижний полукруг Колеса сансары. Чтобы понять эти аллегории, не обязательно разделять взгляды древней мифологии. Достаточно внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть в людях те же черты гордого благополучия (богов), тупости (животных), страстной жадности (голодных духов). Ясно, что эти стереотипы восприятия не возникли беспричинно, а долго закладывались умственными тенденциями. Поэтому Будда говорил: “Весь мир – ум”. Никакой идеи духовной эволюции в этой схеме миров не заложено: после смерти в качестве божества можно снова родиться человеком, потом попасть в ад, потом родиться животным, потом снова человеком, потом опять попасть в ад и т. д., в зависимости от совершаемых действий и преобладающих на тот или иной момент тенденций ума [Торчинов 2005:32]. Когда результаты совершённых действий истощаются, существо, повинуясь другим импульсам своего подсознания («карма»»), перерождается в иной сфере бытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|