Тема 2. Философия Древнего востока
1. Философия Древней Индии. Идеалы в философии, религии и медицине Древней.Индии 2. Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях. 1. Философия Древней Индии. Индийская философия отличается большим разнообразием взглядов. Философская мудрость выступает не только как теория, но еще и образ жизни. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину вселенной, определяет смысл жизни. Большинство философских систем древней Индии пессимистичны. В индийской философии можно выделить 3 периода: - ведический - XV-V вв. до н.э. - классический - V в. до н.э. - X в. н.э. - индуистский - с X в. н.э. Древнейшие тексты индийской философии (она в течении всего времени развивалась почти без изменений) содержатся в Ведах (veda - знание, ведение), написанных до XV в. до н.э. По традиции вся ведическая литература делится на 4 группы: 1. Самхиты. 2. Брахманы. 3. Араньяки. 4. Упанишады.
1. Самхиты - это четыре сборника гимнов: - Ригведа - самая древняя и авторитетная. - Самаведа - Веда напевов. - Яджурведа - Веда жертвоприношений. - Атхарваведа - веда заклинаний. Считалось, что у знания визуальная природа - узнать значит увидеть. Боги такой способностью знать-видеть истину наделяли поэтов – риши. Веды относят к традиции шрути - откровению, которым наделяло человека божество. Традиции шрути противостояла другая - смрити (запоминание). Самой ранней Ведой по времени возникновения является Ригведа, которая делится на 10 книг. Это хвалебные гимны, приносимые богам, попытка постичь тайны бытия. Модель мира ориентирована на Космос. Рита - закон круговращения, порядок вещей (букв. г1а - двигаться). В соответствии с законом Риты восходит Солнце, чередуются дни и ночи. Солнце представляют ряд богов: Сурья - основной бог; Митра - бог дружбы, договора, солнца, света; Путан - бог солнечной энергии; Ушас - богиня утренней зари; Агни - бог огня.
В индийском пантеоне нет раз и навсегда господствующего бога. Одним из самых интересных является 129 гимн десятой книги Ригведа – гимн Насадив (nasad - не было). Авторы отвечают на вопрос «как сотворен мир и из чего?». Первое состояние аморфное, но всегда существовало нечто. Тад-Экам - единое, что лежит в основе всех предметов и явлений, от него родится всё. В гимне Пуруше возникновение мира уподобляется жертвоприношению. Изучение гимнов Ригведы необходимо для правильной оценки индийской мысли. Они служат основанием для более поздних философских систем. 2. Брахманы являются продолжением Вед. 3. Араньяки. 4. Упанишады — собственно философская часть Вед. Дословно это название Тексты упанишад имеют разных авторов, неоднородны по содержанию. В них можно выделить 3 ряда проблем: - адхияджня (относится к жертвоприношению); - адхьятма (относится к микрокосму - к человеку); - адхидайвата (относится к обожествленному макрокосму). Понятие «Брахма» многозначно, брахман - жрец, брахманы - часть книги Вед. В большинстве текстов Упанишад Брахман - это абсолютная первооснова, первопричина всего сущего. Атман - обозначение психического начала - души. Это и вечная и неизменная, деятельная сущность мира. Излагается учение об оболочках атмана. Согласно этому учению в структуре человека выделяются пять слоев: - телесный (анамайя); - жизненный (пранамайя); - слой, состоящий из ума (маномайя);
- слой развернутого сознания (виджнянамайя); - слой блаженства (анандамайя). Согласно Упанишадам весь мир и человек вышли из Атмана-Брахмана и всему в этом мире уготован возврат в лоно Атмана-Брахмана. Этот круговорот называется сансара - переселение душ. Регулирует перевоплощение закон кармы, в котором учитывается количество совершенных добрых и злых дел. У каждого человека своя дхарма, установленная свыше. Уклоняться от нее нельзя. При неуклонном выполнении дхармы душа может возродиться в человеке более высокого общественного положения. Понятие мокши - освобождение от цепи перевоплощений. Жизнь полна невзгод и страданий и после неё необходимо достичь состояния, в котором «Я» достигло «абсолютного совершенства». В Ведах и Упанишадах берут начало многие категории современной индийской философии. Еще одним направлением религиозной философии Индии является буддизм. Сведения о буддизме содержаться в книге «Типитака» (или «Трипитака») - три корзины. Учение Буддизма - учение о «четырех благородных истинах». - Первая — «жизнь есть страдание»; - вторая - причина всех страданий - желания; - третья - страдания можно прекратить путем избавления от желаний; - четвертая - для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания». «Правильное поведение» - не убий, не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. «Правильное знание» - самоуглубление и внутреннее созерцание - медитация. В Индии существует шесть классических школ: Вайшешика, Санкья, Йога, Миманса, Веданта, Ньяя. Вайшешика признает наличие 9 видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Верховная душа или Бог - творец всего сущего. Человек имеет волю и может идти или к несчастью или к счастью (освобождение от цепи перерождений). Достичь блаженного состояния, можно став на правильный путь познания. Санкья дуалистическая система. Есть два источника мира и две независимые первичные реальности. Пуруша - разумное начало. Пракрити - первичная материя, вечное бессознательное начало. Эволюция начинается с соединения двух первоначал, в результате возникает великий зародыш вселенной - «малат». Освободиться от страданий можно при жизни в этом мире или после смерти в другом.
Йога. Основатель мудрец Патанджали. Она создала восемь ступеней практического совершенствования: 1. Обуздание. 2. Культура этики. 3. Положения. 4. Контроль над дыханием. 5. Контроль над чувствами. 6. «Внимание». 7. «Созерцание». 8. «Сосредоточенность». Миманса. Основатель Джайми (ок. 200 гг. до н.э.). Её основная задача продолжить традиции Вед, особенно ритуальной стороны. Авторитет Вед непререкаем, абсолютен. Веданта вырастает из последней части Вед - «Упанишады». Всё есть Бог. Такая концепция называется монистичной. Бог сотворил мир посредством магической силы - «Майя». Мир - это только видимость и не существует ничего, кроме Бога. Установив контроль над чувствами человек должен достичь освобождения. Для этого надо Веданту и становиться Брахманом - человеком, познавшим истину. Ньяя похожа на Вайшешику в учении о судьбе, человеке, отношению к божеству. Основатель школы Готама выдвинул несколько доказательств бытия Бога. Всё на свете имеет причину - Бога, следовательно и мир имеет причину - Бога. Все вещи состоят из частей, следовательно, целое этих частей - Бог.
Медицина Древней Индии Написанные на санскрите Веды («Совершенное знание») причисляются к наиболее древним свидетельствам индийской культуры и учениям о врачевании. История Аюрведы — это история восточной и, прежде всего, индийской медицины. С течением времени многие медицинские системы растворились в океане Аюрведы. Аю - означает жизнь, а веда - знание, поэтому буквальный перевод с санскрита слова «Аюрведа» означает «наука о жизни». Аюрведа — это бесценное наследие Индии, которое является древнейшей медицинской системой на Земле. Веды являются наиболее древним источником медицинских знаний на Земле, и Аюрведа считается ветвью Атхарва веды, где описывается анатомия, физиология и хирургия. Ригведа также содержит 10 572 гимна, описывающих тип конституции (вата питта кафа). Ригведа дает описание лечения, связанного с пересадкой органов, применением искусственных конечностей и использованием трав. Атхарва веда, в свою очередь, включает 5977 гимнов, характеризующих анатомию, физиологию и хирургию своего времени.
Образ врача в аюрведической медицине — это, прежде всего, образ святого мудреца, который не только лечит тело, но, прежде всего, душу. Чарак самхита говорит о том, что обязанность врача — пробудить сознание Бога в сердце пациента, а затем использовать травы и другие методы для лечения. Аюрведа считает причиной всех болезней забвение Бога, и, естественно, чтобы выздороветь, нужно вспомнить о Нем. Чтобы давать науку о Боге другим, врач Аюрведы должен быть сам самореализованной личностью. Чарак самхита говорит в этой связи, что если даже доктор имеет полное знание Аюрведы, но не достиг самореализации или больше заинтересован в славе или деньгах, а не в духовном развитии, то он никогда не будет хорошим практикующим врачом, ибо он не сможет указывать своим пациентам на цель жизни - познание Бога. Что касается диагностики и лечения, то философский подход в древневосточной и западной медицине во многом тождественны. Предлагается лечить и диагностировать человека в целом, а не отдельно взятую болезнь. Восточная система врачевания начинается с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения, делаются заключения и по аналогии подбираются практические методы лечебного характера. Западный же врач начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые, он надеется понять явления в целом. То есть используется противоположный путь от частного к целому. В восточных школах медицины начинают с рассмотрения человеческого организма как единого целого, а диагностика проводится в соответствии с синдромами и учетом этой целостности.Принято считать, что диагностические результаты западной медицины более точные. Аюрведа рассматривает человека как единство тела, души, поведения и окружающего мира. Целью его существования является долгая и здоровая жизнь, которой сопутствует его внутреннее развитие и успех. Поэтому аюрведическая медицина направлена на оказание благотворного влияния ее методов на всю жизнь человека, она должна в первую очередь поддерживать здоровье человека, а в случае заболевания врачевать его естественными методами. Главным источником для ознакомления с медициной Древней Индии является «Аюр-Веда» («знание жизни») Сушруты (написана в VI в. до н.э.). Медицинская система Сушруты тесно связана с философской системой Чарвак и основными ее положениями являются следующие:
1. Все знания люди получают не из откровения богов, как учат жрецы, а посредством органов чувств. 2. В основе окружающего мира лежат четыре элемента (огонь, воздух, вода и земля). 3. Болезнь или здоровье зависят от правильного или неправильного их соотношения. Таким образом, натурфилософия, в рамках которой существовали в то время все науки, являлась и мировоззренческой основой медицины. Философия Древнего Китая. История философия Китая восходит к началу 1-го тысячелетия до н.э. В этот период утверждается династия Хань, сложилась специфическая государственная структура, при которой сохранялись кровнородственные общины - патронимии. Философские воззрения оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Многие китайские божества похожи на животных, птиц, рыб. Верховным божеством являлся Шан-ди- первопредок, покровитель китайского государства. Единственным представителем Неба на земле был китайский император - Сын Неба. В мире противодействуют два начала - женское и мужское - инь и ян. В глубокой древности не было ни неба ни земли, а был хаос. В этом мраке родились два духа: ян стал править небом, а инь - землей. Китайская философия имеет свою специфику, обусловленную экономическими, политическими и культурными условиями. Китайское мышление («мир правополушарной культуры») имеет свои особенности. Холизм - мир и каждый индивид рассмотрен как «единая целостность». Центральной является идея о гармоническом единстве человека и мира. Чтобы понять «единую целостность» - необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение. Мир для китайцев - безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются. Истинное знание - в достижении однобытия с миром. Китайская модель мира - инь и ян нераздельны, замкнуты в пределах одного круга, они существуют как возможности друг друга. Если они разойдутся, то наступит всеобщий Упадок (так сказано в «Книге перемен» - «И-цзин»). Развитие мира - чередование инь-ян. Одной из основных философских школ Древнего Китая является конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. От поведения человека зависит весь миропорядок. В центре общества у Конфуция стоит цзюнь-цзы - «благородный муж». Он должен, по мнению Конфуция, обладать 5 качествами:
Конфуций утверждает «Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». В управлении народом конфуцианство отдавало первенство морали перед правом. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном соглашении с людьми и собой, соблюдать «золотую середину» в поведении. Главный принцип морали Конфуция - «не делай другим того, чего не желаешь себе». В управлении государством должны участвовать только благородные люди. Достичь идеала можно путём «исправления имен». Например, можно быть сыном по имени, а на деле им не быть. Поэтому реальность общественной жизни надо привести в соответствие традиционным нормам и выразить взаимоотношения людей и вещей в правильных понятиях. Последователями Конфуция были Мэн-Цзы, Сюнь-Цзи и другие. Старшим современником Конфуция считается Лао-Цзи (полулегендарная личность). Он основал философскую школу - даосизм. Главный труд даосизма «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). В этой книге поставлены проблемы существования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности человека. Существует закон всего сущего - это Дао. Дао невидимо и само по себе не существует, а постоянно находиться в глубине вещей. Даосизм не столько был распространен как философская система, сколько как образ жизни. Мудрость приверженца «Дао» - некое умение жить, жизненная мудрость. Человек должен обрести полноту своего бытия через самоустранение от всего временного. Главная цель даосизма - указать путь к средоточию жизненного опыта. Медицина Древнего Китая . Правитель должен проникнуть в интересы общества, используя стремление человека к личному успеху. Подданный продает свои способности, чтобы взамен получить выгодное для себя и приятное. Нужно так направлять действие законов, чтобы использовать людей с взаимной выгодой, формируя тем самым нужные человеческие качества. Представитель школы натурфилософов (Инь-Ян) Цзоу Янь (III век до н.э.) центральной проблемой исследования выбрал пять элементов мироздания. В основе развития мира находятся пять сменяющих друг друга элементов: вода, огонь, дерево, металл и земля. Смена элементов определяется силой, при помощи которой они преодолевают друг друга: земля «побеждает» дерево; металл побеждает землю; огонь побеждает металл; вода побеждает огонь, а а земля вновь побеждает воду. Согласно таким рассуждениям, как считалось, можно познать гармонию мира. Решение вопроса о природе человека в медицине Древнего Китая изложено в книге «Ней-цзин» («Книга о внутреннем человеке»). В ней ставится вопрос о природе человека и разрешается в том смысле, что человек по своей природе состоит из пяти космических элементов: земли, воды, огня (символ тепла), дерева (растительное начало) и воздуха. Учение о космических элементах как основе организма дополняется в «Ней-цзин» учением о двух началах, взаимоотношение которых определяет здоровье и болезни организма. Одно из них — «Ян», другое — «Инь». Правильное соотношение этих начал обусловливает здоровье, неправильное — ведет к болезням. Вывод автора трактата таков: «Инь» и «Ян» должны жить в согласии, тогда прекратятся перемены и все будут счастливы. Это представление привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит. Это — мокса, массаж, акупунктура. Завершая анализ истории взаимовлияния философии и медицины в древних цивилизациях, необходимо, Таким образом, отметить, что, во- первых, в эпоху рабовладения у народов Востока наличествуют зачатки философской мысли, существенно повлиявшие на дальнейшее развитие всей мировой философии. И, во-вторых, натурфилософия выступила в роли естественно-научной основы медицины, которая именно благодаря ей получила возможность для своего творческого развития. Выводы В философии Древней Индии и Китая были поставлены и частично решены основные философские проблемы: - возникновение мира и определение первоосновы мира; - соотношение двух форм бытия – материи и духа, идеи; - сущность человека, его возникновение и место в мире; - смысл жизни, смерти и бессмертия, - основы познания и его возможности.
Глоссарий Веды – древнейшие тексты индийской философии. Упанишады – философская часть Вед. Сансара – переселение душ в древнеиндийской философии. Закон кармы – закон воздаяния. Буддизм – мировая религия, учение о четырех благородных истинах, которые помогут избавиться от страданий. «Благородный муж» - нравственный идеал китайского общества. Даосизм - китайская философия, основанная Лао – цзы, утверждающая общий естественный закон мира вещей. Холизм - учение, которое рассматривает мир и каждого индивида как «единую целостность». Мокша - освобождение от цепи перевоплощений. III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала 1. Почему древнеиндийская философия носит пессимистический характер? 2. Как решалась проблема человека в древнекитайских учениях?
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний 1.Как вы определите характер древнеиндийской философии? 2.Как называется переселение душ в индийской философии? 3.Какой закон регулирует перевоплощение души в индийской философии 4.Суть учения буддизма. 5.Кто стоит в центре общества в философии Конфуция? 6.В чем суть учения даосизма?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|