Образование, наука и культура Беларуси в 1944 – 1991 гг.
В послевоенные годы в СССР и БССР сохранялась политическая система, которая сложилась в 20-30 гг. и была закреплена в Конституции СССР 1936 г. и Конституции БССР 1937 г. Декларируя на словах демократические свободы, политический режим по сути своей оставался тоталитарным.В послевоенные годы на Б. пришла новая волна репрессий - очередные аресты, депортация людей на спецпоселение и ссылку, ограничения на некоторые виды деятельности и т.д. Репрессии проводились со времени освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков до 1952 Отметим, что главный удар был направлен против интеллигенции, потому что именно в ее среде рождались идеи обновления. Началась борьба с так называемым космополитизмом, низкопоклонством перед Западом.Смерть И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) подтолкнула давно назревший процесс обновления общества. Он затронул все сферы жизни - политическую, Эк., Соц., Духовную. «Хрущевская оттепель», ХХ съезд КПСС / 1956 / с его разобличения культа личности вызвали глубокие изменения в общественно-политического сознания. После ХХ съезд КПСС в Беларуси началась реабилитация жертв сталинских репрессий. Но в сознании многих людей идеология сталинизма еще осталась на долгие годы. Во второй половине 50-х гг. были расширены права союзных республик. Много путаницы внесло реорганизация партийных и советских органов по хозяйственному принципу. В результате было сокращено часть сельских районов, создавались колхозно-совхозные управлении.Октябрьский / 1964 / пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем партии Л.И. Брежнева. При нем партия укрепляла себя как ведущее звено административно - командной системы. Реальная полнота власти находилась в руках партийных органов. Так, аппарат ЦК КПБ готовил Проект важнейших решений в республике, анализировал и контролировал деятельность важнейших государственных органов, подбирал кадры для работы в них.Первым секретарем ЦК КПБ с 1965 по 1980 гг. являлся П.М. Машеров.Определенную роль в политической структуре и жизни общества сыграли профсоюзы и комсомол. Число членов профсоюзов искусственно возросла. Имели место воровство, расточительность, без хозяйственность.Административные методы управления не способствовали динамичному развитию общества. Начало поисков выхода из такого положения был сделан после ноябрьского (1982г.) пленума ЦК КПСС, который избрал Ю.В. Андропова генеральным секретарем ЦК КПСС. Однако после смерти Андропова в феврале 1964 г. на должность генерального секретаря ЦК КПСС был избран К.В. Черненко, который стал обращать деятельность партии и советских органов власти к временам Л. Брежнева. Эти изменения политики на союзном уровне отражались и в Беларуси.Таким образом, общественно-политическая жизнь Беларуси во второй половине 50-х первой половине 80-х гг. было неоднозначным и противоречащим. В середине 80-х все острее ощущалась необходимость преодоления негативных явлений, нравственного очищения и обновления общества. Победа в Великой Отечественной войне породила у многих граждан республики надежды на улучшение жизни. Демобилизованные офицеры и солдаты, многие из которых познакомились с жизнью европейских стран, по-новому, более критически стали относиться к окружающей действительности, надеялись на перемены в общественно-политической жизни. Однако исход войны еще больше укрепил диктаторский режим. Сталинская пропаганда связывала победу над фашизмом только с “мудрым руководством” партии и Сталина.Сталинский режим стремился не только восстановить, но и укрепить свои идеологические и хозяйственные структуры. При этом учитывалось, что население оккупированных немецкими фашистами территорий узнало правду о репрессиях накануне войны, о своей истории, поэтому власти относились к освобожденному населению с недоверием, подозрительностью. Л. Цанава, который накануне и в первые послевоенные годы возглавлял НКВД БССР, считал, что все, кто не принял активного участия в партизанской борьбе – предатели. В тюрьму были брошены многие минские подпольщики, партизанские связные, бывшие военнопленные. Был арестован ряд деятелей Компартии Западной Беларуси. Готовилась расправа и над секретарем Гродненского обкома С.О. Притыцким. В 1951 г. был необоснованно обвинен в сговоре с “югославскими ревизионистами”, в троцкизме Нарком просвещения М.В. Саевич.В Беларуси большим авторитетом пользовался первый секретарь ЦК КП(б)Б и Председатель правительства республики П.К. Пономаренко. Это вызывало недоверие И. Сталина. Вместо П.К. Пономаренко был прислан секретарь Пермского обкома Н. Гусарев. Новое руководство активизировало борьбу с национальным движением и ускорило процесс коллективизации в Западных областях Беларуси. В 1944-1946 гг. на территории Западной Беларуси создавались группировки и организации оппозиционно настроенной молодежи.Весной 1946 г. в Слониме возникла подпольная организация, которая установила связь с патриотическими группами в Барановичском учительском институте и на Брестском железнодорожном узле. Главной задачей этой организации была защита национальных прав и свобод, борьба за сохранение и развитие белорусской культуры, языка, пропаганда своего видения истории. В конце 1946 г. подпольные группы стали действовать в Жировичском сельхозтехникуме, Ганцевичском педучилище. В июне – августе 1947 г. члены этих организаций были арестованы. Их дело было рассмотрено в военных трибуналах в Барановичах и в Минске. В начале 1946 г. в Глубокском педучилище возникла организация “Союз белорусских патриотов”, к которой присоединилась группа из Поставского педучилища. В это же время в Минске, а также в Молодечненской и Пинской областях действовала организация “Свободная Беларусь”. В феврале 1947 г. эти организации были раскрыты, а их члены осуждены на сроки заключения от 5 до 25 лет.В первые послевоенные годы продолжали вооруженную борьбу против советской власти остатки польской Армии Краевой, Украинской повстанческой армии, банды немецких прислужников, которые не успели сбежать со своими хозяевами. Жертвами их стали не только партийные и комсомольские активисты, врачи, учителя, военнослужащие, но и простые крестьяне. Так, в феврале 1946 г. бандиты совершили 120 убийств, 190 грабежей и 18 разбоев. Последние бандитские формирования были ликвидированы только к середине 1952 г.В послевоенные годы велась борьба с так называемым космополитизмом, преклонением перед Западом. В этом были незаконно обвинены многие крупные ученые, в том числе президент Белорусской академии наук А.Р. Жебрак. Были признаны безыдейными пьеса К. Крапивы “Милый человек” и ошибочной пьеса А. Кучера “Заложники” и др. В республике возобновились аресты писателей, причем некоторых арестовывали неоднократно. Такое испытание прошли Г. Березкин, С. Граховский, А. Александрович, Микулевич, С. Шушкевич и др. В феврале 1948 г. на одной из улиц Минска был найден мертвым руководитель Московского государственного театра, бывший председатель еврейского антифашистского комитета в 1941-1945 гг. С. Михоэлс.Ведущим звеном командно-административной системы оставалась Коммунистическая партия. В ее руках были сосредоточены рычаги государственного и хозяйственного руководства. Формальный характер носила деятельность советов всех уровней. Они фактически подчинялись партийным органам, не были самостоятельны в принятии решений и ограничены в своей деятельности. В феврале 1946 г. прошли выборы в Верховный Совет СССР, в феврале 1947 г. – в Верховный Совет БССР, в январе 1948 г. и декабре 1950 г. – в местные Советы. Однако выборы не были свободными, демократичными и проходили по заранее разработанному сценарию.В сложном положении находились профсоюзы. Партийные организации руководили на местах выборами фабрично-заводских и местных комитетов и даже приемом в профорганизации новых членов. В октябре – ноябре 1948 г., в связи с ликвидацией института уполномоченных ВЦСПС по союзным республикам, создаются белорусский республиканский и областные советы профсоюзов. Это несколько оживило профсоюзное движение в республике. Свое влияние на молодежь Компартия оказывала через комсомол. В начале 1949 г. в ЛКСМБ насчитывалось 316,9 тыс. юношей и девушек. Секретарями ЦК ЛКСМБ в первые послевоенные годы были К.Т. Мазуров и П.М. Машеров, которые стали известными политическими деятелями. Однако советы, профсоюзы и комсомол создавали в обществе только видимость демократии. Они не столько выражали и защищали интересы трудящихся, молодежи, сколько направляли их труд на возрождение страны.В республике действовали общесоюзные общественные организации: ДОСААФ, спортивные и культурные объединения, членство в которых для большинства трудоспособного населения было обязательным.Значительным событием в общественно-политической жизни Беларуси в первой половине 1950-х гг. стало движение за запрещение атомного оружия. На воззвание Постоянного комитета сторонников мира к руководителям государств о запрещении атомного оружия в Беларуси проходил сбор подписей, митинги в поддержку этого воззвания. Была создана Республиканская комиссия содействия Советскому комитету защиты мира. Председателем этой комиссии был Я. Колас.За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946-1947 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 – 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей – фронтовиков. В 1949 – 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг.В 1951-1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 – уже 30,2%, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% учителей.Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 – в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 – из 46 школ – только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование – техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе – Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием.После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. – 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки.В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС – КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против “коленопреклонения перед Западом”, против “белорусского национализма” и “безродного космополитизма”. Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о “золотом веке” в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны “идеологически вредными”. Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шамякина и др. В числе лучших произведений тех лет – романы И. Шамякина “Глубокое течение”, И. Мележа “Минское направление”, М. Лынькова “Незабываемые дни”, драматические произведения А. Мовзона “Константин Заслонов”, К. Губаревича “Брестская крепость” и др.В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе – “Оборона Брестской крепости” И. Ахремчика, “Минск, 3 июля 1944 года” В. Волкова, “Пленных ведут” А. Шибнева, “Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске” Е. Зайцева и др.Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению” (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: “Молодая гвардия”, “Константин Заслонов”, “Это было в Минске” и др. На исторические темы были поставлены спектакли “Нестерка” В. Вольского, “Павлинка”, “Разбросанное гнездо” Я. Купалы, “Пинская шляхта” В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с.Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе – “Дети партизана”, “Константин Заслонов”. Были экранизированы “Павлинка” Я. Купалы, “Поют жаворонки” и “Кто смеется последним” К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы “Красные листья” и “Часы остановились в полночь”. Была восстановлена и получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи.Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры.В истории страны промежуток времени после смерти Сталина (5 марта 1953 г.) и до отставки Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. называют десятилетием политической “оттепели”, периодом относительной демократизации жизни общества. В эти годы активизировалась общественная и культурная жизнь. Однако эти преобразования носили не глубинный, а скорее косметический характер и не затрагивали основ существующего строя.После ХХ Съезда КПСС (1958 г.) в БССР начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. С 1953 по 1963 гг. было реабилитировано 5 619 человек. Среди них партийные, государственные и общественные деятели В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, А.Г. Червяков, И.П. Уборевич и др. Однако к реабилитации отношение руководства страны было сложным. Например, до 1988 г. власти не соглашались на партийную реабилитацию Д. Жилуновича, В. Ластовского, В. Игнатовского и др. С приходом к власти Л.И. Брежнева реабилитация была почти прекращена. С 1972 по 1988 гг. было реабилитировано только 169 человек. Общественно-политическая жизнь тех времен была сложной и противоречивой, отражала борьбу двух тенденций: демократической и консервативной. Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался, прежде всего, с демократизации. Стали регулярно созываться съезды и пленумы ЦК КПСС и партийных организаций союзных республик. По важнейшим вопросам развития народного хозяйства начали созываться совещания.В эти годы партийную организацию Беларуси возглавляли К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Совет Министров – Т.Я. Киселев, Верховный Совет – С.О. Притыцкий, Н.А. Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения материального благосостояния народа, имели свои взгляды на решение тех или иных проблем, пользовались уважением народа.В деятельности Компартии Беларуси, советов, профсоюзов, комсомола расширялась коллегиальность и предпринимались попытки по широкому привлечению к работе в них рядовых членов. Однако коренных изменений в их деятельности не произошло. Экономические преобразования были также направлены на расширение хозяйственных прав союзных республик. Только в 1956 г. в распоряжение правительства БССР было передано 356, в 1957 г. – более 500 предприятий. 11 марта 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, согласно которому республики могли самостоятельно решать вопросы областного и районного административно – территориального устройства. Уже в 1959 г. было изменено административно-территориальное деление БССР.В 1962 г. была изменена структура руководящих партийных органов Беларуси. Они были разделены на промышленные и сельские. Был создан единый контролирующий орган – Комитет партийно-государственного контроля. В Беларуси было создано 12 обкомов, 25 горкомов, 23 комитета по промышленным зонам и 77 – по производственным колхозно-совхозным управлениям. По такому принципу были разделены советские, комсомольские, профсоюзные и общественные организации. Эта структура не оправдала себя и в 1964 г. была ликвидирована.В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм в СССР и обеспечить народу самый высокий жизненный уровень. Политический авантюризм на уровне руководства КПСС порождал недоверие народа к партии как руководящей силе, дискредитировал идею коммунизма как таковую. В партии растет формализм, фразерство, лозунги заменяют реальные дела. В руководстве народным хозяйством набирает силу авантюризм, некомпетентность, кампанейщина.Политикой Хрущева была недовольна партийная бюрократия. Старая номенклатура не могла простить разоблачение культа личности Сталина. Военные круги были недовольны сокращением вооруженных сил, деятели науки и культуры – грубым вмешательством в их творчество. Крестьянство не могло согласиться с политикой правительства в сельском хозяйстве. Несмотря на это, период “оттепели” был мощным ударом по тоталитарной системе.Началом нового этапа советской истории явился октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС, который освободил Н.С. Хрущева от занимаемых должностей и избрал первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Повышение руководящей роли партии объявлялось универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем. Партия объявляет курс на стабилизацию общества. В политической лексикон вводятся новые понятия: “развитой социализм”, “развивающийся социализм”, “зрелый социализм”. Из общественно-политической литературы, докладов, материалов съездов и пленумов исчезают недостатки, проблемы. Действительность лакируется на фоне нарастающих экономических трудностей.В этих условиях в стране назревает недовольство населения. Представители интеллигенции начали выступать с критикой Системы. Высшее политическое руководство все делало для того, чтобы покончить с политической оттепелью, резко усилилась цензура. В 1969 г. ЦК КПБ принял решение любые отклонения от официальных установок осуждать. Под борьбу с инакомыслием была подведена статья 67, которая предусматривала за агитацию или пропаганду с целью дискредитации власти, распространение, производство и хранение литературы такого содержания – наказание лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет с высылкой на срок от двух до пяти лет. Людям, которые осмелились, открыто выступать против нарушений прав человека, несправедливости, высказать недовольство проводимой политикой клеился ярлык “диссидента” и они подвергались преследованиям властей.Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые руководители вызывали раздражение у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен.Следует сказать, что в 60-70-е гг. было определенное повышение материального благосостояния населения. Были приняты меры по повышению заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения. Устанавливались государственные пенсии колхозникам. В 1960 г. рабочие и служащие переводились на сокращенный рабочий день. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Увеличилось количество предприятий бытового обслуживания. В 70-е годы были пересмотрены ставки и оклады на производстве. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих составила 173 рубля в месяц, оплата труда колхозников – 154 рубля в месяц. Однако инфляционные процессы в 10-й и 11-й пятилетках привели к повышению розничных цен. В лексику советского человека прочно вошло понятие “дефицит”, который нужно “достать”. Обострились проблемы жилья, здравоохранения, продовольственная, экологическая и ряд других.В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние – в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. – около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ – интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование.Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них – с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов.Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965–1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др.Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период “оттепели” содействовало появлению новой плеяды литераторов – А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова “Альпийская баллада”, “Журавлиный крик”, “Третья ракета” и др. Известными стали романы И. Шамякина “Сердце на ладони”, “Возьму твою боль” и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича “Дикая охота короля Стаха”, “Черный замок Ольшанский” и др. В 70-е – первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка “Лявониха на орбите”, “Извините, пожалуйста”, И. Мележа “Люди на болоте”, А. Адамовича “Война под крышами”, И. Чигринова “Плач перепелки”, А. Дударева “Порог” и “Вечер”. В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича “Шахтеры Солигорска”, М. Савицкого “Хлеб”, Г. Ващенки “Август”. Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева “Генерал Доватор”, М. Савицкого “Партизанская Мадонна”, “Витебские ворота”, “Поле” и др.
Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина “Первые испытания”, “Москва - Генуя”, “Крушение империи”. Популярностью у зрителей пользовались фильмы “Альпийская баллада”, “Отец”, “Полонез Огинского” и др.
На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы “Колючая роза и “Когда опадает листва” Ю. Семеняки, “Тропою жизни” Г. Вагнера, “Алеся” Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”, вокально-хореографический ансамбль “Хорошки”.В настоящее время всем известны мемориальные комплексы “Хатынь (открыт в 1969 г.), “Брестская крепость-герой”, Курган Славы под Минском.Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность.Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х – первой половине 80-х гг. были значительны
Воспользуйтесь поиском по сайту: