Приемы стратегического анализа организации
Разработка модели 5-сил М.Портера. В основу теории положено утверждение, что прибыльность предприятия определяется не внешним видом и характеристиками производимой продукции и не уровнем технологии, а структурой отрасли. На рис. 8.1 приведены основные факторы, воздействующие на предприятия.
Рис. 8.1. Модель 5-сил М. Портера Сила 1: угроза появления новых конкурентов. Если проникновение в отрасль не представляет особого труда, а уровень прибыли достаточно высок, то количество фирм в ней будет увеличиваться. Однако, если при этом уровень спроса не будет расти пропорционально росту предложения, то цена, а следовательно, и прибыль будут снижаться. Общими причинами, мешающими входить в новую отрасль, являются: · экономия на масштабах производства; · значительное сокращение себестоимости в результате использования накопленного опыта (при длительном выпуске продукции); · приверженность к товарным маркам и предпочтения покупателей; · объем необходимых капиталовложений; · неравенство в издержках, не зависящее от размера фирмы · (более дешевые ресурсы); · доступность и освоенность каналов сбыта; · политика государства (законы, тарифы, налоговые льготы и др.). Сила 2: угроза появления товаров-заменителей Если на рынке появился товар-заменитель, представляющий реальную угрозу, то конкурирующие фирмы, скорее всего, воздержатся от повышения цен на свои товары и будут стремиться совершенствовать их. Очень важно выявить, каким потребностям удовлетворяет товар, обращающийся на данном рынке. Уровень конкуренции с товаром - заменителем определится степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Решающим для фирмы будет такой показатель как «стоимость переключения покупателей».
Сила 3: способность покупателей диктовать свои условия. Крупные клиенты способны своими действиями оказывать влияние на уровень прибыли фирмы-продавца, а также ставить свои условия (например, кредита). Покупатели особенно сильны в следующих ситуациях: · на рынке присутствует лишь несколько покупателей, и они закупают товар в большом количестве; · объем закупок товара клиентом соизмерим в процентном отношении с общими объемами продаж на данном рынке; · когда на рынке представлено большое количество мелких продавцов; · если представленные на рынке товары являются более или менее стандартными, что позволяет клиенту легко и без потерь переключаться с одного продавца на другого; если данный товар не является для покупателя важным приобретением; · покупателю выгоднее закупать товар у нескольких фирм, а не у одной. Сила 4: способность поставщиков диктовать свои условия. Продавцы имеют преимущества в следующих ситуациях: · поставки данного товара, так или иначе, важны для покупателя; · на рынке представлено несколько крупных фирм-поставщиков; · поставляемая продукция уникальна, покупателю трудно или слишком дорого переключаться на другого продавца. Сила 5: соперничество между конкурентами внутри отрасли. Все пять сил будут действовать на рынке одновременно. Если это действие будет ощутимым, то, независимо от вида производимой продукции, уровень прибыли в данной отрасли будет достаточно низким. Слабое действие сил позволяет повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше, чем в среднем по отрасли. STEP-анализ. Необходимо изучить факторы внешней и внутренней среды и выделить те из них, которые реально влияют на деятельность анализируемой организации. На деятельность любой организации обязательно будут влиять следующие факторы: социальные (S), технологические (Т), экономические (Е) и политические (Р). Также обязательно будут влиять факторы конкурентного окружения (КО-факторы): структура конкуренции и характеристика рынка. Если, по мнению автора, на реализацию товара будут влиять и другие факторы внешней среды, например природные, их также надо включить в анализ. Результаты анализа должны быть представлены в виде STEP-матрицы (рис. 8.2) и дополнены необходимыми пояснениями в тексте. В матрице должны быть представлены только реально существующие на данный момент факторы. Недопустимы никакие прогнозные предложения типа: «Возможное изменение налогового законодательства». Так как STEP-факторы являются факторами внешнего окружения, то их формулировка должна быть такой, чтобы было ясно, что фирма сама не может повлиять на этот фактор. Например, утверждения:
• S-1- «Возрастание среднего возраста трудящихся рассматриваемого предприятия» - неверно; • S-1-«B городе Магнитогорске происходит интенсивное увеличение среднего возраста жителей» - правильно. Чтобы проверить, соответствует ли ваша формулировка факторам внешней среды, надо задать себе вопрос: «Можем ли мы на это повлиять?». При положительном ответе формулировку надо изменить. Главная задача данного анализа - дать общее представление о положительных или отрицательных для организации тенденциях во внешней среде. Как правило, повышенную сложность представляет блок «Т», в нем надо отразить передовые направления развития аналогичных производств в мире, а не положительные стороны технологий анализируемой организации.
Рис. 8.2. Управленческая STEP-матрица.
SWOT-анализ. Применяемый для анализа среды организации метод SWOT: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Примерный набор характеристик может быть следующим.
Сильные стороны - S-факторы: · выдающаяся компетентность; · адекватные финансовые ресурсы; · высокая квалификация; · хорошая репутация у покупателей; · подходящая технология; · преимущества в области издержек; · защищенность от сильного конкурентного давления и т.д. Слабые стороны - W-факторы: · устаревшее оборудование; · отсутствие ясных стратегических направлений; · ухудшающаяся конкурентная позиция; · относительно низкая прибыльность; · слабые представления о рынке; · конкурентные недостатки и т.д. Внешние возможности - О-факторы: · ускорение роста рынка; · появление новых рынков или сегментов рынка; · снижение темпов развития конкурирующих фирм; · увеличение спроса на сопутствующие продукции; · протекционистская политика государства и т.д. Внешние угрозы - Т-факторы: · возможность появления новых конкурентов; · рост продаж замещающего продукта; · замедление роста рынка; · возрастающее конкурентное давление; · неблагоприятная политика государства и т.д. Организация может дополнить каждую из 4-х частей списка теми характеристиками, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится. После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется SWOT-матрица (рис.8.3). В матрице по вертикали и по горизонтали выделяются по два блока, которые соответствуют факторам внешней и внутренней среды. В блок внутренней среды вписываются все выявленные сильные и слабые стороны организации. В блок внешней среды вписываются все выявленные внешние возможности и угрозы. На пересечении блоков образуются 4 поля: SO - силы и возможности, ST - силы и угрозы, WO - слабости и возможности WT - слабости и угрозы. На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные комбинации и сочетания факторов и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. Количество факторов в блоках значения не имеет, важна лишь их весомость. Так, у организации может быть 10-12 факторов силы, которые полностью нейтрализуются одной единственной угрозой.
Рис. 8.3. SWOT-анализ
Следует помнить, что факторы в блоках: «возможности угрозы» и «силы и слабости» могут переходить в свою противоположность. Так, например, не использованная возможность может стать угрозой, если ее использовал конкурент; высококвалифицированный персонал может быть одновременно и силой организации и ее слабостью. В каждое из образовавшихся полей необходимо вписать 2 -3 варианта возможных действий организации. Формулировка вариантов должна быть приказной: «сделать, разработать, заменить и т.п.». SWOT-матрица представляет собой мгновенный фотоснимок на конкретный момент времени, поэтому в ней недопустимы никакие прогнозные, предполагаемые факторы. SPACE-анализ. Рассматриваются 4 основных блока, которые характеризуют как внутреннюю, так и внешнюю среду организации: 1. Финансовое положение компании. 2. Базовое конкурентное преимущество. 3. Привлекательность отрасли. 4. Стабильность внешней среды в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|