Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генезис развития образования в истории человечества. Цели и задачи воспитания в древнейших государствах. Основные способы обучения. Педагогическая теория Конфуция.




История педагогики, сравнительная педагогика

Осмысление воспитания как особого вида человеческой деятельности началось 35–40 тыс. лет назад, при постепенном приспособлении древних людей к существовавшему порядку вещей. Педагогическое мышление приобретало качественно иные, социальные черты. Жизнь и воспитание первобытного человека были весьма примитивными. Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. Природа воспринималась как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания представляли подготовку к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традициях и фольклоре. Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление.

Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, а сопутствовало передаче жизненного опыта. Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Древнему человеку следовало быть сильным, выносливым,

хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных.

Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты сделалась возникшая у людей речь как инструмент коммуникации. Мало-помалу воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание.

История образования как осознанная история со своим концептуальными основами, отсчитывает от цивилизации (Двуречие, Египта, Китая и Индии, Древнего Востока. Зарождение которое относится к 4 тысячелетию до н.э. (первые школы). Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии (Иран). В связи с тем, что появилась потребность в грамотных людях – писцах. Первые учебные заведения в которых готовили писцов назывались эдуббы (дома табличий).

Традиции первых образовательных учреждений

1. традиции патриархального воспитания семьи: за подготовку сына к жизни отвечал отец;

2. В школе, как и в семье основным методом воспитания являлся пример старших (отец (директор) – братья (учитель) – сыновья (ученик).

Приемы обучения

Мугубба (урок) состоял в запоминании и копировании табличек моделей в таблички упражнения, которые коректировал учитель. Простое многократное повторение (репродуктивные).

Требования к выпускнику эдуббна: знание арифметики; владение письмом; искусство пения и музыки; умение измерять земельные участки; разбираться в тканях, металлах, растениях.

Зиккураты – дома знаний.

Дома табличек разрастались в дома знаний. Это были культурные центры, библиотеки, несколько помещений.

Было наказание физическое.

Древний Китай

Личность не была свободной. Веками складывался педагогический материал, который предполагал воспитание начитанного вежливого человека, умеющего установить мир и гармонию в своей душе. Одной из философских школ Китая в 6 веке до н.э. был даосизм (Дао – путь). Основателем даосизма был Лао-Цзы (около 599 г. До н.э.). Он рассматривал обучение как преграду на пути гармонии человека и неба. Считал, что сближение человека с природой способствует молчание и бездействие. Ученик Оша.

С 3-2 века до н.э. духовным центром китайской культуры и официальной идеологией явилось конфуцианство. Основатель Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). Золотое правило нравственности: «Чего не желаешь себе, не делай и другим». Основал первую школу в Китае. Осознанное внимание уделялось морали.

5 правил добродетели: взаимная любовь; мудрость; право; нравственность; скромность.

Принципы

1) подчинение сына отцу;

2) подчинение народа правителю;

3) подчинение женщины мужчине.

Вывод: Цивилизация Древнего Китая дали человечеству бесценный опыт, без которого не возможно представить дальнейший опыт педагогики.

Всю историю педагогики можно представить как цепь сменяющих друг друга целей воспитания, их зарождения, осуществления и отмирания. Целей воспитания одинаково пригодных для всех времен и народов не существует. Как и все в мире, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Они задаются, детерминируются уровнем экономического и культурного развития общества, достижениями философской и педагогической мысли, возможностями существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

Два противоположных по целям типа воспитания сложились в Древней Греции. Они основывались на полярных представлениях о сравнительной ценности личности и общества.

Спартанский тип был ориентирован в первую очередь на потребности общества и подчинение им интересов личности.

Афинский тип в качестве главной цели воспитания рассматривал личность, всестороннее развитие способностей, заложенных в ней природой. Уже тогда этот второй тип воспитания обнаружил свою высокую жизнеспособность. Однако в его рамках по мере исторического развития оформились два разных варианта определения целей и задач обучения:

  • «сообщающее», «репродуктивное» обучение, рассматривающее в качестве главной цели обучения усвоение основ наук, полезных для жизни знаний. Это направление, сохранившееся до сих пор, иногда называют академическим;
  • «развивающее», «продуктивное» обучение, в качестве главной цели обучения указывает на развитие мышления, логики, творческих способностей личности.

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551 —479 до и э) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".

Природы и общества в воспитании Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. Развивая этот тезис, ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знании ("чернь").

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных мужей" упомянутым "шести Искусствам". Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь ЮЙ"), в нем воспроизведены беседы философа с учениками Начиная со II в и э трактат был обязательным для заучивания на шусть в китайской школе. Приведем некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?", "Учиться без пресыщения", "Учиться и время от времени повторять изученное". Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат "Книга обрядов" (IV -I вв до н. э). " В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть "Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца", "Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях", " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься", "Питай почтение к последовательности", "Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны", "Учитель и ученик растут вместе" и т. д.

В трактате есть глава "Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в ч возрасте 7 - 8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки об обучении" (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...