Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические взгляды И. И. Бецкого




В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.

От императрицы Бецкой получил задание преобразовать имеющиеся учебные заведения и открыть новые. Он изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников. Им был открыт также ряд новых воспитательно-образовательных учреждений для разных сословии, кроме крепостных крестьян, в том числе основан Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге для дворянок с отделением при нем для девочек из мещан.

И. И. Бецкой полагал возможным создать новую породу людей путем воспитания. Переоценивая роль воспитания в общественной жизни, он утверждал, что “корень всему злу и добру — воспитание”. Он надеялся на то, что первые воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь. Классовая ограниченность заставляла его верить во всемогущество воспитания.

Главными средствами нравственного Боепитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство.

Бецкой придавал очень большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также “увеселение невинными забавами и играми, чтобы мысли всегда в ободрение приводить, искореняя все, что скукою, задумчивостью и прискорбием назваться может”. Он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей. Им было составлено руководство по физическому воспитанию детей под названием “Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества”, которое на основании постановления сената было разослано по городам России во все воспитательные учреждения.

Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. Учить юношество следует, по его мнению, “больше от смотрения и слушания, нежели от твержения уроков”. Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний. В “Генеральном плане Московского воспитательного дома говорилось по этому поводу: “Единожды навсегда ввести закон и строго утверждать — никогда и ни за что не бить детей”.

Бецкой требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, “добросовестными и примера достойными людьми”, он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью. Но, провозглашая прогрессивные идеи, Бецкой мало заботился об их выполнении в создаваемых правительством детских учреждениях.

Взгляды Бецкого имели отпечаток классовой, дворянской ограниченности. Прежде всего это проявилось в его требовании “вкоренения в сердца детей “страха божия”, в его иллюзорной вере в то, что будто бы путем воспитания можно улучшить сословно-крепостнический строй, а также в его требовании изолировать детей от окружающей действительности, поместив их в закрытые учебно-воспитательные заведения.

Билет

Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф.И. Янковича

<p>Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным. В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах. Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан. Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система. Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.

 

Билет

В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, согласно которому ведущая роль в организации образования отдавалась университетам. Предполагалось создание целостной государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете. В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно-приходские школы.

В первой четверти XIX века существовали семь университетов: Московский, Казанский, Дерптский, Харьковский, Виленский, Варшавский, Санкт-Петербургский. В отличие от западноевропейских, российские университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах была обязательна защита соответствующих диссертаций. Университеты обладали автономией, которая была отменена по Уставу 1835 г. и восстановлена по Уставу 1863 г. Государственная сеть учебных заведений, включавшая приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты, развивалась медленными темпами. К40-мгг.Х1Х века в Москве действовало 20 гимназий, 17 —. в Санкт-Петербурге, гимназии существовали почти в каждом губернском городе, училища в уездах. Сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде.

В этот период открываются технические институты в Санкт-Петербурге — Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855). Возобновляет свою деятельность Главный педагогический институт (1828). В Москве начинает работать высшее техническое училище (1830).

Одной из важнейших составных частей педагогической культуры первой половины XIX века является дворянская усадебная культура.

Музыка, живопись, театр, библиотеки, коллекции старинных вещей и редких растений становились неотъемлемой частью дворянских усадеб и являлись мощным воспитательным фактором подрастающего поколения. Кроме того, дворянские усадьбы располагали к творчеству, сочинительству. В них воспитывался цвет русской интеллигенции конца XVIII — первой половины XIX вв.

Неповторимая атмосфера усадьбы сформировала мироощущение не одного поколения дворян. Любовь к природе, прививаемая с самого детства, вырастала до любви к Отечеству. В усадьбах прошли детские годы Чаадаева, Оболенского, Бестужева-Рюмина, Лермонтова.

Особой формой привилегированных закрытых учебных заведений университетского типа были лицеи. В начале XIX в. в России возникло несколько лицеев. Самым престижным был Царскосельский лицей, открытый 19 октября 1811 г. За 33 года существования его закончили 286 человек. Он был открыт в Царском селе, а в 1844 г. был переведен в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей. В этом лицее преподавали лучшие ученые того времени: директор В. Ф. Малиновский, профессор нравственной философии А. П. Куницын и др.

Царскосельский лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых дворянских семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении и 3 — на окончательном. Принимали подготовленных детей и за 6 лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объеме философского и юридического факультетов университетов. Окончившие лицейский курс дворяне получали те же права, что и выпускники университета. Вся атмосфера лицейского воспитания и образования способствовала тому, что из стен этого учебного заведения вышли видные люди своего времени, среди них: А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И.

 

27 билет

И. Пущин, А. М. Горчаков. Они дали славу этому учебному заведению и заложили его лучшие традиции. Кроме Царскосельского лицея в России существовали Демидовский лицей в Ярославле (с 1805 г.), Ришельевский лицей в Одессе (с 1817 г.) и др.

Высшее образование дворянские дети получали в университетах, институтах, за границей. Важное значение в культурной жизни страны продолжал играть Московский университет, который со дня своего открытия являлся общенациональным центром просвещения и культуры. Согласно Уставу 1804 года он имел 4 отделения (факультета): физико-математическое, нравственно-политическое, медицинское и словесное.

Значительное влияние на развитие педагогической мысли России первой четверти XIX века оказали идеи декабристов в области образования и воспитания.

Они добивались создания широкой сети народных школ, которые, по их мнению, должны открываться общественными силами и быть свободными от контроля со стороны правительства.

Декабристы считали просвещение важнейшим фактором преобразования общественных отношений. В «Русской правде», составленной П. И. Пестелем, указывалось, что воспитание находится в прямой зависимости от условий материального существования людей, политической свободы и других факторов.

Декабристы отстаивали право на образование для всех свободных граждан России. Они полагали, что новая государственная власть должна создать широкую сеть школ для всего населения.

Новое воспитание должно быть по своему содержанию и характеру патриотическим, народным, доступным всему народу. Декабристы требовали «отечественного воспитания», проводимого на русском языке. Большие ответственные задачи возлагали декабристы на учителей, которым предстояло готовить молодое поколение к жизни в условиях нового, более справедливого общества.

Дворянские революционеры решительно поддерживали передовые методы обучения детей, выступали против механического запоминания учащимися изучаемого материала, против зубрежки и муштры. Они требовали такой организации и методов обучения, которые давали бы возможность учащимся ознакомиться с самими фактами и явлениями, обеспечивали их самостоятельную умственную деятельность.

Они организовали «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения» — общественную организацию, занимавшуюся созданием школ для народа, выпуском учебной литературы и книг для народного чтения, подготовкой учителей, бесплатной медицинской помощью учащимся.

В 1828 году был издан реакционный «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». Каждый тип школы приобретал законченный характер и был предназначен для обслуживания определенного сословия. В целях укрепления сословного характера школьной системы преемственная связь между учебными заведениями, введенная в 1804 году, была отменена и доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу сильно затруднен.

Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из «самых нижних состояний», не должны уже были готовить их к уездным училищам.

Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не относящихся к дворянству, стали теперь трехклассными учебными заведениями. В них изучались следующие учебные предметы: закон божий, священная и церковная история, российский язык, арифметика, геометрия, география, сокращенная всеобщая и русская история, чистописание, черчение и рисование. Преподавание физики и естествознания было прекращено, а математика должна была изучаться догматически. Чтобы отвлечь детей непривилегированных городских сословий от поступления в гимназии, при уездных училищах разрешалось открывать дополнительные курсы, где желающие продолжать учение могли получить какую-либо профессию. Правительство привлекло дворянство к надзору за деятельностью учителей.

Гимназии, предназначенные для дворян и чиновников, сохранили преемственную связь с университетами. Они должны были давать подготовку к университетскому образованию. В гимназии изучались

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...