Новшества в технике оформления книги в XVIII в.
Зарубежная книга в XVIII в. С XVIII века на Западе, а затем и в России начинается промышленный этап развития книгопечатания, связанный с введением новых технологий. Основные особенности развития книжного процесса в XVIII в. XVIII в. –эпоха торжества буржуазно-демократических революций. Непременное условие развитие буржуазного общества – свобода информации. Это обусловило возрастание роли книги в XVIII в. 1793 г. – французский Конвент провозгласил литературный труд высшим интеллектуальным благом, объявил «священным и неприкосновенным правом каждого гражданина сочинить, издать, распространить, наконец, приобрести любую книгу». Но все же на практике ограничение свободы печати сохранялось. Господствующий стиль в начале XVIII в. – рококо (от фр. Рокайль – раковина – основной элемент декоративного украшения). Вычурность, «красивость». Мини-издания, обрезанные в форме сердечка, цветка и пр. Разделение труда: рисование и гравировка отдельно. Франсуа Буше (1703-1770) – илл. собраний сочинений Мольера, Овидия, Боккаччо. Наряду с этим существовала чисто просветительская книга, отражающая стиль классицизма. Имела практичное содержание, сдержанное, скромное, классическое оформление, стремление подражать канонам классического античного искусства. Новые жанры книги в XVIII в .: - альманахи. Небольшие сборники карманного формата, иногда светского, иногда практического или революционного содержания. Часть из них позже стала выходить периодически и превратилась в журналы; - брошюры и листовки. Агитационная литература, малообъемная и малоформатная, приспособленная к бесцензурному и нелегальному распространению; - памфлеты. Особенное распространение получили в Англии. Названы по имени одного из авторов – парламентария лорда Памфлета (1668). Самый знаменитый памфлет – роман Дж. Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера» (1727);
- энциклопедии. Термин «энциклопедия» греческого происхождения (энциклиос пандена – обучение всей сумме знаний, известных древнему миру). Со временем так стали называть справочные издания, концентрировавшие материал по различным отраслям знания. Наиболее успешное издание: «Энциклопедия наук, искусств и ремесел д`Аламбера и Дидро» (1751-1780). Позже энциклопедии получили распространение и в других странах. С 1772 г. выходила Британская энциклопедия (Лондон), с начала XIX в. – в Германии. Испании, России. Технические новшества - стереотипия. Изготовление копий набора с целью получения неограниченного числа оттисков с них. Технически реально оттиснуть с набора 300-400 копий, потом набор «устает». Первый опыт стереотипии – голландец Иоганн Мюллер, шотландец Уильям Гед, француз Фирмен Дидо. Первоначально для изготовления стереотипов на наборную форму накладывали гипс, смоченный водой. При снятии с набора давал точную зеркальную копию (матрицу). Заливали матрицу сплавом, получали стереотип – точную цельно отлитую копию набора для печати больших тиражей. - типометрия. Еще Альды в 1500 г. установив формат издания, сделали первый шаг в этом направлении. В 1737 г. Пьер Симон Фурнье (1712-1768), парижский словолитчик, предложил систему измерения шрифта, при которой единицей измерения является пункт (точка) – 1/72 французского королевского дюйма (королевский фут – длина ноги одного из французских королей; в футе 12 дюймов, в дюйме 12 линий, в линии 12 пунктов). Базовые единицы системы: цицеро – 12 пунктов; квадрат – 48 пунктов. Размер шрифта – кегль – измеряется с тех пор в пунктах. В 1742 г. Фурнье выпустил в Париже каталог шрифтов, в котором напечатал «Таблицу пропорций различных типографских литер».
Книга в странах Европы и Северной Америки в XVIII в. Франция Ведущая страна в плане книгоиздания в XVIII в. В Европе идет повсеместно подражание французской культуре. Французские издания XVIII в. разделяются на две основные группы: - философские и научные сочинения, оформленные с необыкновенной простотой; - роскошные библиофильские издания, оформленные гравюрами на меди. Иллюстраторы Буше, Гравло, Эйзен и др. Блестящие образцы книжной орнаментики; гравюра на дереве (Папильон) и меди (Шоффар). Один из прекрасных образцов – «Басни» Лафонтена в 4 тт., илл. Удри с виньетками Папильона. Словолитчик Пьер Симон Фурнье (1712-1768). Типометрия. Наиболее известные печатники: семья Дидо. Голландия. В начале века продолжает работу фирма Эльзевиров. Их шрифты активно покупают в разных странах. В 1703 г. в Гарлеме Исаак Энсхеде основал новую словолитню, просуществовавшую до конца XX в. Скупали везде шрифты и составили единственное в своем роде собрание шрифтов, начиная с XV в. Англия Первый рисовальщик и словолитчик Уильям Кезлон (1692-1766). Основал словолитню в Лондоне в 1720 г. Создал новый рисунок антиквы, готический и арабский шрифты. До него шрифты в Англию ввозили, теперь использовали отечественные. Выдающийся печатник Джон Баскервиль (1708-1775). Начинал писцом, потом торговал лаками. В 1750 г. оставил торговлю, завел типографию, словолитню и бумажную мельницу. В 1757 г. выпустил латинское издание Вергилия. Особенность его изданий – полное отсутствие орнаментики. Достигал художественного эффекта чисто шрифтовыми методами. Изобрел веленевую бумагу. Особняком стоят книги, оформленные Уильямом Блейком (1757-1828). Художник и гравер. Из-за отсутствия денег гравировал текст и иллюстрации на медных досках. Иллюстрации охватывали текст рамкой, выходя на соседнюю страницу. Италия Крупнейший печатник XVIII в. – Джамбаттиста Бодони (1740-1818). Родился 18 февраля 1740 г. в Салуццо (Северная Италия, у самых Альп). В 1806 г. напечатал книгу, в которой молитва «Отче наш» была воспроизведена на 155 языках. Всего мастер изготовил 667 гарнитур шрифтов, в том числе греческий, русский, арабский и еврейский. Умер 30 ноября 1813 г. В 1818 г. его вдова Паола Маргарита Бодони издала альбом «Руководство по искусству набора», где приводилось 285 латинских, греческих и восточных шрифтов. Тираж 150 экз., сейчас считается библиографической редкостью.
США Отражение в характере книги нашла война за независимость и становление буржуазно-демократической республики. Как памятник национальной истории рассматриваются такие издания: Т. Джефферсон «Декларация независимости» (1776), Т. Пейн «Здравый смысл» (1776) и «Права человека» (1791). Выдающимся типографом был Бенджамин Франклин (1706-1790). Он известен также как ученый (изобрел громоотвод) и политический деятель – один из основателей США. Во время войны за независимость был послом США во Франции, где познакомился с Дидо и вел переписку с Бодони. Книжная торговля в Америке шла традиционно через книжные лавки. С 1713 г. проводились книжные аукционы, до 1800 г. их провели 865. Новшества в технике оформления книги в XVIII в. Меццо-тинто (черная манера). Технику гравирования «черной манерой» изобрел голландец Людвиг Ван Зиген в 1642 г. Он был поклонником Рембранта – живописца, который предвосхитил то, что впоследствии станет главным для граверов, работающих в технике меццо-тинто, - создание изображения светом. Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. Технику гравирования «черной манерой» изобрел голландец Людвиг Ван Зиген в 1642 г. Он был поклонником Рембрандта – живописца, который предвосхитил то, что впоследствии станет главным для граверов, работающих в технике меццо-тинто, - создание изображения светом. В 1765 г. французский гравер Жан Батист Лепренс (1734-1781) припудрил медную доску тонко измельченным порошком смолы и нагрел ее. Зерна смолы слиплись между собой и пристали к доске. Тогда он погрузил доску в ванночку с кислотой. Кислота протравила медь между слипшимися зернами. Далее – как в меццо-тинто.Новый способ получил название акватинта. Признанным ее мастером (в сочетании с офортом) был Франсиско Гойя (1746-1828).
Ксилография, активно использовавшаяся в первые времена книгопечатания, позже была заменена гравюрой на металле из-за своих малых выразительных возможностей (невозможно передать полутона). Английский гравер Томас Бьюик (1753-1828) использовал в ксилографии методику углубленной гравюры, которая получила название тоновой или торцовой гравюры. Вскоре она вытеснила из книги гравюру по металлу. Главное ее преимущество: можно печатать вместе с текстом. Литография - Способ печатания текста, рисунка с камня (известняка). Способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.Изобрел литографию Алоиз Зенефельдер. Однажды к нему в дом пришла прачка и необходимо было составить список белья, отданного в стирку. Алоиз записал его краской, состоящей из воска, мыла и сажи на каменном полу. Позже он протравил камень азотной кислотой, надеясь получить рельеф, как на металле.Продолжая опыты, мастер заметил, что краска лучше пристает к тем местам, на которых она уже была. Он написал жирной краской несколько слов на камне и протравил кислотой. Потом промыл камень водой с добавлением гуммиарабика и снова закатал камень краской. При этом краска легла лишь на те места, где уже раньше было изображение.Так была создана плоская печать. В высокой и глубокой печати элементы разделены в пространстве. Здесь же они находятся в одной плоскости. Закатанные жирной краской места становятся олеофильными (олео – греч. жир), они хорошо принимают краску и отталкивают влагу. Обработанные азотной кислотой места становятся гидрофильными и отталкивают жир. Т.о., принцип механического разделения печатных и пробельных элементов заменен принципом физико-химического разделения. Зарубежная книга в XIX в. Изобретения в области техники книгопечатания можно разделить на несколько категорий: а) совершенствование техники и скорости печатания б) внедрение новой техники изготовления иллюстраций в) прогресс в технологии наборной печати. А). В 1812 г. Кениг и Бауэр построили первую действующую скоропечатную машину, связанную с паровым двигателем. Наборная форма устанавливалась на талере – плите, которой сообщали возвратно-поступательное движение. Она приводилась в движение паровым механизмом. На пути талера находился красочный аппарат с валиками, накатывавшими краску на форму. Бумажный лист вручную подавали на большой цилиндр, связанный с талером зубчатой передачей. Когда талер двигался, цилиндр начинал вращаться и прижимал лист к накатанной краской форме. Таким образом, вместо прежнего движущегося пресса, движущегося вверх-вниз, как в станке Гуттенберга, талер-плита, на которой устанавливалась печатная форма, двигался вперед-назад (возвратно-поступательно). – Вариант ксерокса и печатной машинки. Были одновременно изобретены и валики, наносящие краску, и большой механический цилиндр, прижимающий к форме лист бумаги. В итоге резко сокращался ручной труд и колоссально повышалась производительность труда.
Изобретением заинтересовался Джон Вальтер, владелец лондонской газеты «Таймс». Он заказал для своей типографии две машины. 29 ноября 1814 г. подписчики «Таймс» получили первый в мире номер газеты, отпечатанный на печатной машине. Производительность машины была очень велика для своего времени (3-5 тыс. оттисков за час – при том, что ручным способом можно изготовить максимум 3 тыс. оттисков в сутки). Характерно, что, с небольшими техническими усовершенствованиями, эта машина используется и в современных типографиях. Однако скорость машины Кенига-Бауэра была ограничена. Это ограничение было связано с ее конструктивными особенностями: машина относилась к классу плоскопечатных, скорость печати в них ограничена возвратно-поступательным движением талера. Поэтому для времени «бешеных газет» и коммерческих книжных изданий этого было недостаточно. Продолжались поиски новых технических идей, которые привели к мысли о ротаторе, т.е. внедрении вращательного механизма, что явилось следующим шагом на пути прогресса. Ротатор (вращатель) – аппарат для размножения машинописного или рукописного текста небольшими тиражами с помощью трафарета (из вощеной бумаги), натянутого на цилиндр. При печатании на ротаторе краска проходит через пробитые очертания букв на бумагу. Вариант копировальной бумаги. Для увеличения скорости печатания была изобретена ротационная машина. Ее основу составлял большой формный цилиндр, установленный вертикально; на цилиндре закреплялись шрифт и клише. Вокруг формного цилиндра помещались 8 меньших по диаметру печатных цилиндров, бумажные листы к которым подавали 8 рабочих. Изобретателем машины был Август Эппльгет. Созданная по его проекту машина впервые заработала в типографии «Таймс» в 1848 г., она давала 12 000 оттисков в час. Конструкцию машины усовершенствовал американец Роберт Хоэ, который разместил формный цилиндр горизонтально. Когда машину новой конструкции устанавливали все в той же типографии «Таймс», пришлось сломать довольно высокий потолок: машина не помещалась в цехе. Рабочие называли эту машину «Мамонт», она давала до 25 000 оттисков в час. Еще одно усовершенствование предложил в 1863 г. американец Уильям Балок: он придумал механизм, позволяющий печатать на ротационной машине не на отдельных листах, а на бумаге, подаваемой из рулона, накладчики бумаги для этой машины не требовались. Ротационная машина продолжала совершенствоваться еще много лет, она продолжает употребляться и сейчас, но главное в ее работе – принцип печати с вращающейся цилиндрической поверхности – остается неизменным. Б). Продолжается внедрение новой техникиизготовления иллюстраций. Активно используются изобретенные в конце XVIII в. торцовая гравюра на дереве и литография. Особо продуктивной считалась гравюра на стали – из-за ее тиражеустойчивости. Литография – способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня или известняка. Изобретена в 1798 г. Алоизом Зенефельдером. Хромолитография – многоцветная печать. Настоящей революцией в технике иллюстрации стало изобретение фотографии. Особую роль здесь сыграли работы талантливого изобретателя Жозефа Нисефора Ньепса (1765-1833), получившего первые изображения в «камере-обскуре», открывшего способ фиксации полученного изображения и работавшего с разными фоточувствительными материалами (в результате были заложены основы гелиографии). Однако нам известно другое имя – Луи Жак Манде Дагер (1787-1851), который считается единственным изобретателем фотографии. Он был художником, основным его занятием было изготовление диаграмм. Делая для них эскизы, он пользовался камерой-обскурой. Узнав о работах Ньепса, Дагер связался с ним и предложил совместно работать над совершенствованием гелиографии. Между ними был в 1829 г. заключен договор, согласно которому, в частности, Ньепс так и не опубликовал результаты своих опытов. После смерти Ньепса Дагер продолжал работу с разными светочувствительными материалами. Первоначально он работал с асфальтовыми слоями, но затем вернулся к йодистому серебру, опробованному и отвергнутому Ньепсом. Дагер предложил ввести в фотографию процесс усиления скрытого изображения, и в качестве катализатора использовать ртуть. Полученный в результате процесс он назвал дагерротипией и получил на него патент в 1839 г. Таким образом, это был первый способ фотографии, в которой светочувствительным веществом служил иодид серебра. Большую роль фотография сыграла в практическом способе цветоделения: это было введение съемки через цветные фильтры. Предложил этот метод чешский художник Якуб Гусник (1837-1916). Изобретенный им способ позже получил название фототипии. В). Движется и прогресс в технологии наборной печати. Здесь в первую очередь следует упомянуть изобретение стереотипа. Идея заключается в том, чтобы печатать не непосредственно с набора, который быстро изнашивается, а с его копии. Стереотип изготавливался так: наборная форма оттискивалась на каком-либо мягком материале (как правило, гипсе), в результате получалась зеркальная копия набора – матрица. Потом матрица помещалась в специальную форму, и с нее отливалось столько копий (стереотипов), сколько было необходимо. Однако, гипс, использовавшийся традиционно для изготовления матрицы, был хрупок. Лишь в 1829 г. французский наборщик из Лиона Клод Жену получил патент на бумажное матрицирование. Он склеивал несколько листов бумаги крахмальным клеем и приколачивал получившийся лист к набору жесткой щеткой. Получившиеся матрицы были гораздо прочнее гипсовых. Реализовывались также попытки автоматизировать собственно процесс набора. Первый патент на «типографского наборщика-клавесина» получил в 1822 г. англичанин Уильям Черч. К концу XIX в. только в Англии было выдано более 500 патентов на наборную машину. Первые наборные машины автоматизировали лишь процесс собственно установки необходимых литер в верстатку (машина работала, как пианино, ее и называли пианотипом). Процесс выключки строк, разбора и закладки литер в машину осуществляли по-прежнему люди. Существенным изобретением в этой области было создание линотипа в 80 гг. XIX в. американцем немецкого происхождения Оттмаром Мергенталером (1854-1899). Предложенный им механизм выбивал рельефную форму для матрицы и отливал готовую форму с уже выключенными строками. Отливка делалась не на целый лист, а на одну строку, поэтому машина и называлась линотипом (от англ. «лайн»). Первый линотип был установлен в типографии газеты «Нью-Йорк Трибюн» в июле 1886 г. Через 6 лет в разных странах мира работало уже более 700 линотипов. В 1897 г. еще один американец – Толберт Ланстон – предложил усовершенствованный вариант линотипа, известный как монотип, который и сейчас применятся в типографиях в сочетании с компьютерной техникой. В монотипе производится отливка не строк, а отдельных литер, которые механически подбираются в строки. В последние годы XIX в. была изобретена офсетная печать («печать с переносом» или «непрямая печать). От английского слова «офсет» (перенос) Офсетная ротационная машина через промежуточные валики переносят краску, что препятствует истиранию наборной формы. Основным итогом технической революции на Западе в XIX в. стало то, что было положено начало полиграфии как особому роду деятельности человека в процессе создания книги. Полиграфия – совокупность технических средств для производства печатной продукции: книг, газет и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|