Экология и природопользование
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Проект Примерная Основная образовательная программа Высшего профессионального образования
По направлению подготовки Экология и природопользование
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Нормативный срок освоения программы - 4 года
Форма обучения - очная
2. Список профилей по направления подготовки 022000 Экология и природопользование: 1. Экология 2. Природопользование 3. Геоэкология
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Бакалавр по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользование в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, должен иметь следующие компетенции: 1. Общекультурные (ОК) (обязательные для всех профилей подготовки, – все общекультурные компетенции от ОК-1 до ОК-13) соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки Экология и природопользование. 2. Профессиональные (ПК): 2.1. Общенаучные – все общенаучныепрофессиональные компетенции от ПК-1 до ПК-3 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки Экология и природопользование; 2.2. Общепрофессиональные – все общепрофессиональные компетенции от ПК-4 до ПК-7 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки Экология и природопользование. 2.3. Профильно-специализированные (по видам деятельности): 2.3.1. Компетенции по профилю «Экология»: - знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8); - владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9).
2.3.2. Компетенции по профилю «Природопользование»: знать теоретические основы природопользования, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10); - владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике – (ПК-11); 2.3.3. Компетенции по профилю «Геоэкология»: - знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы – (ПК-12); - знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования – (ПК-13); - владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике (ПК-14). 4. Примерный учебный план Примерный учебный план содержит перечень учебных циклов и дисциплин базовой и вариативной частей, определяющих профиль подготовки в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 022000 - Экология и природопользование, включая их трудоемкость, распределение по семестрам и формы промежуточной аттестации представлен в Приложении 1. Примерные программы дисциплин Краткие аннотации примерных программ учебных дисциплин для базовой части каждого цикла, а также для дисциплин вариативной части каждого цикла, определяющих профили подготовки, даны в Приложении 2.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Подготовки бакалавра по направлению Экология и природопользование Квалификация (степень) – бакалавр Нормативный срок обучения – 4 года
*)В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверх нормативно определенного часового эквивалента зачетных единиц.
Приложение 2 Программы дисциплин по направлению Экология и природопользование Базовая часть 1. Общая экология Компетенции: иметь базовые представления об основных теоретических и прикладных направлениях экологии. Аннотация: Экология как междисциплинарная область знаний, связывающая воедино основные положения «экономики природы»: классическую ландшафтную, прикладную и глобальную экологии и экологию человека. История развития фундаментальных знаний о функционировании живой природы и экосистем в целом, их биотических и абиотических компонентов. Единство и закономерности взаимоотношений природы и общества. Многообразие взаимоотношений природы, общества и техносферы. Основные свойства, законы и принципы функционирования экологических систем, новейшие научные данные о пределах устойчивости биосферы и глобальных экологических изменениях. Пространственные и временные особенности развития взаимоотношений в системе «общество – окружающая среда»на глобальном, региональном и локальном уровнях. Роль и последствия антропогенного воздействия на живую природу и окружающую среду. Прикладные аспекты экологии, экологическая безопасность, экологический риск и устойчивое развитие. Экологическая доктрина России: приоритеты экологической политики; экологическое воспитание и образование как основа устойчивого развития страны. 2. Геоэкология Компетенции: иметь базовые представления о теоретических основах и прикладных направлениях геоэкологии Аннотация: Геоэкология как наука о взаимосвязях природы, общества и хозяйства. История возникновения и развития геоэкологических представлений. Глобальный, региональный и локальный уровни исследований. Геоэкологические системы. Природные, социальные и экономические факторы и процессы, управляющие геоэкологическими системами. Глобальная и региональная геоэкология. Глобальные и региональные геоэкологические проблемы и подходы к их решению. Международное сотрудничество в области рационального использования и охраны природных ресурсов. Концепция устойчивого развития.
3. Биоразнообразие Компетенции: знать основные закономерности формирования биоразнообразия и его дифференциации в географическом пространстве и времени. Аннотация:. Теоретические основы и методы решения научных и практических задач изучения и сохранения биоразнообразия. Разнообразие жизни на планете. Видовое, ценотическое и экосистемное разнообразие и географические факторы пространственной дифференциации разнообразия. Эволюция биосферы и биоразнообразия, изменение биоразнообразия в геологическом прошлом. Основные методы оценки состояния и динамики биоразнообразия, в том числе при глобальных изменениях среды, биоразнообразие и деятельность человека. Методы сохранения биоразнообразия Мониторинг при изучении биоразнообразия. Международные программы и национальная стратегия изучения и сохранения биоразнообразия. 4.Экология человека Компетенции: иметь представление о неразрывной связи окружающей среды и жизнедеятельности человека, его здоровья и качества жизни. Аннотация: Экология человека как наука, изучающая влияние среды обитания на человека. Методология и методы исследований в экологии человека, изучение биологических и социально-демографических аспектов экологии человека, фундаментальные знания о единстве и закономерностях взаимодействия природы и человека. Роль и последствия антропогенного воздействия на живую природу и окружающую человека среду. Теоретические и прикладные аспекты экологии человека, в том числе, антропоэкология, урбоэкология, военная экология. Современные подходы к оценке последствий воздействия природных и антропогенных факторов на человека и качества окружающей среды по медико-экологическим параметрам.
5. Социальная экология Компетенции: иметь представления об основных проблемах социальной экологии и этапах взаимодействия общества и природы Аннотация: Предмет социальной экологии и его связь с другими экологическими дисциплинами. Взаимосвязи общества и природы на различных этапах развития человечества, их отношение к природе. Среднестатистическая стоимость здоровья населения. События, происходящие с человеческими общностями: войны, эпидемии острозаразных болезней, миграции населения, массовый голод, сексуальная революция. Динамика общественного здоровья на фоне политических, социальных и экономических событий. Состав и размещение населения, использование его трудовых ресурсов, региональные особенности образа жизни людей. Экология семьи. Урбанизация и здоровье населения. Влияние на жизнедеятельность населения преступности, наркомании и алкоголизма. Изменение системы ценностей в современном обществе.
6. Охрана окружающей среды Компетенции: иметь представления о развитии охраны окружающей среды, как части мегаэкологии, об основных направлениях и способах охраны природы и предотвращения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и человека. Аннотация: Становление охраны окружающей среды как междисциплинарной области знаний. Рост численности человечества, развитие природопользования, различных вариантов антропогенного воздействия на окружающую среду и прогноз последствий. Потребление природных ресурсов и оценка последствий их истощения. Обеспечение человечества продовольствием. Экологические проблемы и условия энергетического обеспечения прогресса. Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Технологические способы уменьшения негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. Глобальные и региональные экологические проблемы. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории: их значение, принципы создания и охраны. Правовые, экономические и организационные способы обеспечения экологической безопасности. Экологическая политика. Роль международного сотрудничества в охране окружающей среды. Концепция устойчивого развития человечества.
7.Учение об атмосфере Компетенции: З нания о строении атмосферы и составе воздуха, процессах преобразования солнечной радиации в атмосфере, тепловом и водном режиме, основных циркуляционных системах в различных широтах, о климатической системе, процессах климатообразования. Аннотация: Строение, состав, свойства атмосферы Земли, статика атмосферы, радиация в атмосфере, барическое поле и ветер, тепловой режим атмосферы, вода в атмосфере, атмосферная циркуляция, климатообразование, климаты Земли, крупномасштабные изменения климата.
8. Учение о гидросфере Компетенции: Получение теоретических знаний в области гидрологии ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей, охраны вод суши и Мирового океана; способность понимать и анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах; Аннотация: Общие закономерности гидрологических процессов на Земле; географо-гидрологические особенности водных объектов суши; химические и физические свойства природных вод, физические основы гидрологических процессов, круговорот воды в природе, водные ресурсы, гидрология ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, болот; основные проблемы рационального использования и охраны водных объектов суши.
9. Учение о биосфере Компетенции: иметь базовые представления о биогеохимических функциях живого вещества, организованности, эволюции биосферы и биогенном круговороте химических элементов. Аннотация: Биосферная концепция В.И. Вернадского о взаимосвязях живого вещества, литосферы, атмосферы и океана. Организованность биосферы, этапы эволюционного развитияю Глобальный, региональный и локальный уровни исследований биосферы. Роль биоты Земли в поддержании устойчивого состояния окружающей среды. Геохимическая роль живого вещества как биотического компонента биосферы, глобальный масштаб биогеохимических процессов, биосферные циклы важнейших химических элементов. Проблемы взаимодействия человека и биосферы.
10. Ландшафтоведение Компетенции: знать основные закономерности иерархии природных территориальных комплексов (геосистем), их динамике, функционировании: знать основы ландшафтной экологии. Аннотация: Цель курса - формирование у студентов геосистемных представлений и понятий о генетическом и функциональном единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среды обитания человечества и ее регионального разнообразия. Структура курса. История становления ландшафтоведения. Объект и предмет исследования. Пространст-венно-временная организация, динамика, функционирование и эволюция геосистем региональной и локальной размерности. Их исследование картографическими, дистанционными, геохимическими, геофизическими, математическими методами. Законы и закономерности строения и функционирования ландшафтной сферы Земли. Природно-антропогенные и культурные ландшафты. Ландшафтная экология и ландшафтный прогноз.
11. Основы природопользования Компетенции: иметь базовые представления об основных теоретических и прикладных направлениях природопользования. Аннотация: Природопользование как одно из приоритетных междисциплинарных научных направлений и сфера общественно-производственной деятельности. Основные понятия и теоретические основы природопользования. История природопользования. Роль природно-ресурсных, экономических, социальных, национальных, культурно-исторических и других факторов в формировании региональных систем природопользования. Подходы к классификации типов и видов природопользования, основные территориальные формы их организации. Анализ масштабов природопользования, социально-экономические и экологические последствя природопользования на глобальном, региональном, локальном уровнях. Экономические аспекты природопользования. Управление природопользованием, охрана природы и экологическая безопасность. Основы современного законодательства в области природопользования, государственная экологическая политика, административные, экономические и др. механизмы управления природопользованием для обеспечения устойчивого развития регионов. Научные основы рационального природопользования и возможности перехода к устойчивому развитию на национальном и глобальном уровнях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|