Правовые основы жилищной политики государства
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.z:\CorvDoc\lektsiiorg2\Жилищное право.rtf - sub_9988#sub_9988 отмечалось, что целью жилищной политики является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей. При этом акцент делался на следующие основные направления: - активизация усилий субъектов Российской Федерации и местных органов власти по увеличению ввода жилья; - расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства с увеличением доли внебюджетных инвестиций; - проведение прогрессивной технической политики в области капитального строительства и реконструкции жилья, современных архитектурных и градостроительных решений; - совершенствование структуры жилищного фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья; - поэтапный переход жилищно-коммунальной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малообеспеченных групп населения; - обеспечение стандартов качества условий проживания. Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерацииz:\CorvDoc\lektsiiorg2\Жилищное право.rtf - sub_9989#sub_9989. Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются: - обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; - снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Основными способами достижения указанных целей являются: - совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; - переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы; - совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; - совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств. Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище". В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. качество и доступность жилья отмечены как самые насущные для граждан страны проблемы, которые необходимо решать. В Послании поставлены ориентиры решения жилищной проблемы: Правительство Российской Федерации, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 г. минимум треть граждан страны могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
Для достижения указанной цели Президентом Российской Федерации обозначены основные направления деятельности: 1) необходимо создание ясных правовых условий для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков. Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. Разумеется, нужны и другие формы финансирования - такие, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах. И на решение всех этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок ипотечных ценных бумаг; 2) необходимо разрушить монополии на строительных рынках, принять четкие правила землепользования и застройки, упростить процедуры разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры; 3) гарантированность права собственности добросовестных приобретателей жилья. Сделки на рынке жилья должны проходить только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам; 4) необходимо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей. Таким образом, для повышения обеспеченности граждан жильем необходимо решить две взаимосвязанные задачи: - повысить объемы жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке жилья, а также улучшить его качество; - увеличить платежеспособность населения по приобретению жилья, т.е. повысить возможности граждан по приобретению жилья. Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г.).
Количественные приоритеты реализации программы "Жилище": - доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 квадратных метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года; - сокращение к 2010 г. времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет. Программа "Жилище" включает следующие подпрограммы и мероприятия: - подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг.; - подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"z:\CorvDoc\lektsiiorg2\Жилищное право.rtf - sub_9992#sub_9992; - подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации"; - подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"z:\CorvDoc\lektsiiorg2\Жилищное право.rtf - sub_9994#sub_9994; - подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур"z:\CorvDoc\lektsiiorg2\Жилищное право.rtf - sub_9995#sub_9995; - подпрограмма "Свой дом"; - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"; - мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых. Реализация программы "Жилище" осуществляется по следующим направлениям: - жилищно-коммунальное хозяйство; - обеспечение доступности жилья; - жилищное строительство; - текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. По указанным направлениям решаются следующие основные задачи: - в области жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
- в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов; - в области жилищного строительства - обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства; - в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств. Мероприятия программы "Жилище" выполняются поэтапно в 2002-2010 гг. На первом этапе (2002-2004 гг.) было осуществлено: - нормативно-правовое обеспечение мероприятий программы по всем направлениям ее реализации; - проведение организационных мероприятий по внедрению в практику субъектов Российской Федерации механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы; - реализация подпрограмм, включенных в состав программы. С 2005 г. начался основной шестилетний второй этап (2005-2010 гг.) программы "Жилище", в котором намечается: - совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации программы на практике в субъектах Российской Федерации; - широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям; - продолжение реализации подпрограмм и мероприятий программы. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы "Жилище" будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период в целях уточнения или корректировки поставленных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|