Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенция Президента Российской Федерации в сфере правотворчества

Пример

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

И.С. ТУРГЕНЕВА»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Студента_____________________________шифр_________________

Институт открытого дистанционного образования _____________________

Специальность______________________________________________

 

Тема дипломной работы

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

Студент____________________________________________

Руководитель_______________________________________

Нормоконтроль_____________________________________

Консультант по_____________________________________

Консультант по_____________________________________

Консультант по_____________________________________

 

Допустить дипломную работу к защите в Государственной

аттестационной комиссии

Зав. кафедрой______________________ «___»____________20__г.

 

 

Орел, 20__

задание на выпускную квалификационную работу


Аннотация должна кратко отражать основное содержание работы 1-2 стр. Под заглавием указывается тема работы, год защиты, фамилия студента и фамилия руководителя работы. Оптимальный объем аннотации 1-2 страницы текста. В аннотации дают сведения об объекте работы, количестве иллюстраций (схем, графиков, чертежей) и таблиц, демонстрационных листов (если есть).

В основной части аннотации студент дает краткую характеристику выполненной работы, выводы относительно ее значимости и области использования полученных результатов. Пример оформления аннотации представлен в приложении 3.

 

В содержании перечисляются заголовки глав и параграфов, а также библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, на которых они помещены. После каждого заголовка и подзаголовка проставляются соответствующие страницы. Последнее слово каждого заголовка соединяется с номером страницы отточием (см. приложение 4). Сокращение заголовков в содержании, преподнесение их в иной редакции по сравнению с заголовками в тексте, не допускается.

Содержание включает в себя:

а) план выпускной квалификационной работы, элементами которого являются введение, основная часть и заключение;

б) указание на имеющийся в работе список использованных источников и приложения (если таковые имеются).

Как правило, в выпускных квалификационных работах по юриспруденции выделяют 2-3 главы, в каждую из которых включают по 2-3 параграфа.

Введение

Глава 1. Нормативное правотворчество Президента

Российской Федерации

§ 1. Общая характеристика нормативных правовых актов Президента Российской Федерации

§ 2. Виды нормативных правовых актов Президента Российской Федерации

§ 3. Правотворчество в институте президентства

Глава 2. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации в период становления и развития института президентства

§ 1. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации в 1991-декабре 1993 года

§ 2. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года

Глава 3. Акты Президента Российской Федерации в правовой системе на современном этапе

§ 1. Реализация полномочий Президента Российской Федерации

§ 2. Проблемы систематизации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации

 



Введение – это важная составная часть выпускной квалификационной работы. Его значение определяется тем, что именно во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи работы, указаны объект, предмет и методы исследования. Важнейшим элементом вводной части выпускной квалификационной работы являются также основные положения, выносимые на защиту. Практика показывает, что именно ввиду недостаточно удачного изложения положений, выносимых на защиту, студентам наиболее часто снижаются оценки за выпускную квалификационную работу. Объем введения около 3-х страниц.

Первоначально работа над введением проводится после составления плана. На этом этапе определяются значимость исследуемой проблемы, цель, задачи, объект, предмет и методы. Промежуточный вариант может быть сформулирован в процессе написания нескольких глав. Окончательный вариант введения рекомендуется оформить после написания основной части. Такой подход дает возможность сформулировать защищаемые положения.

Введение обычно содержит следующие части:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Степень научной разработанности темы.

3. Указание цели и вытекающих из нее задач выпускной квалификационной работы.

4. Определение объекта и предмета исследования.

5. Краткое описание методов исследования.

6. Нормативная база исследования.

7. Методологическая основа исследования.

8. Описание эмпирической базы исследования.

9. Формулировка основных положений, выносимых на защиту.

10. Описание структуры работы.


Глава 1. Нормативное правотворчество Президента

Российской Федерации

Компетенция Президента Российской Федерации в сфере правотворчества

Компетенция Президента Российской Федерации, дающая ему возможность участвовать в правотворчестве, весьма обширна. Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445..

Это Положение регламентирует обязанности всех участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных объединений и граждан. В отличие от Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент Российской Федерации может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (ст.134 Конституции). Кроме того, Президент Российской Федерации имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, то есть права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы Российской Федерации (ст. 84, 109, 111 и 117 Конституции), предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс. Право Президента России на роспуск Государственной Думы дает возможность активно преодолевать тупиковые ситуации во взаимоотношениях парламента и Правительства, а Государственная Дума, при полномочиях корректировать состав Правительства, доводить свое мнение до Президента, обязанного рассмотреть позицию законодательной власти и принять одно из предусмотренных Конституцией решений.

Президенту Российской Федерации принадлежит также право назначать выборы Государственной Думы Российской Федерации, в то время как выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона без участия Государственной Думы Российской Федерации и Президента Российской Федерации. После выборов Государственная Дума Российской Федерации собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент Российской Федерации может созвать заседание Думы Российской Федерации раньше этого срока. Законодательная ветвь власти, в свою очередь, имеет свои формы влияния на Президента Российской Федерации Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления / Д. П. Зеркин, В. В. Игнатов. - М.: Юристъ, 2007. - С. 77..

Исключительное право Президента Российской Федерации - издавать указы и распоряжения, юридическая природа которых Конституцией Российской Федерации не формализована и потому нуждается в тщательном изучении. Ежедневное сотрудничество Президента Российской Федерации с палатой Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате - новый институт конституционного права, доселе неизвестный конституционной практике России. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, Российской Федерации внесенные Президентом Российской Федерации законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом Российской Федерации принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом Российской Федерации назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства Российской Федерации). При внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается Министр иностранных дел или один из его заместителей.

В действующем механизме взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания важное место занимает обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Такое обращение является не только исключительным правом Президента Российской Федерации, но, и исходя из смысла ст. 84 Конституции Российской Федерации, его обязанностью Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления / Д. П. Зеркин, В. В. Игнатов. - М.: Юристъ, 2007. - С. 79..

Президент Российской Федерации вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Здесь его компетенция прямо вытекает из статуса главы государства как гаранта Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст.80 Конституции Российской Федерации). Так, ч.3 ст.115, посвящённая Правительству Российской Федерации, устанавливает право Президента Российской Федерации отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

По Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации предоставлено право урегулирования возникающих споров между субъектами Российской Федерации или приведение в соответствие с Основным Законом или нормами международного права актов исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации выразила это право в следующей формуле: «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать дело на рассмотрение соответствующего суда» (ч. 1 ст.85 Конституции РФ).


левое - не менее 30 мм; правое - не менее 10 мм; верхнее и нижнее - не менее 15 мм. Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами. Следует обратить внимание на недопустимость «висячих строк», использование различных типов или размеров шрифтов.

Заголовки по тексту печатаются прописным жирным шрифтом. Точка в конце заголовков не ставится, перенос слов не допускается. Все страницы выпускной квалификационной работы обязательно должны быть пронумерованы. На первой странице (титульный лист) номер не ставится. Далее следует сквозная нумерация. Страницы нумеруются, как правило, в середине верхнего поля.

Постраничные сноски печатаются через 1 интервал после разделительной черты, длиной 25-30 мм. Номер сноски фиксируется выше строки. Концевые сноски печатаются в квадратных скобках с указанием источника и номера страницы.

– заключение

– список использованной литературы

– приложения (не обязательно)

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и оформляется по установленной форме (приложение 1). За титульным листом располагают задание на выпускную квалификационную работу. Задание на выпускную квалификационную работу выдается выпускнику на стандартном бланке (приложение 2) на выпускающей кафедре. Студент совместно с руководителем выпускной квалификационной работы оформляет задание на выпускную квалификационную работу. Задание составляется в двух экземплярах, из которых один сдается на кафедру, а второй остается у студента и после завершения разработки темы прилагается к выпускной квалификационной работе.

Аннотация должна кратко отражать основное содержание работы. Заглавием должно служить слово ²Аннотация², написанное на отдельной строке. Под заглавием указывается тема работы, год защиты, фамилия студента и фамилия руководителя работы. Оптимальный объем аннотации 1-2 страницы текста. В аннотации дают сведения об объекте работы, количестве иллюстраций (схем, графиков, чертежей) и таблиц, демонстрационных листов (если есть).

В основной части аннотации студент дает краткую характеристику выполненной работы, выводы относительно ее значимости и области использования полученных результатов. Пример оформления аннотации представлен в приложении 3.

В содержании последовательно перечисляются заголовки глав и параграфов, а также библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, на которых они помещены. Все заголовки и подзаголовки должны быть написаны в той же последовательности и в той же форме, как и в тексте работы. После каждого заголовка и подзаголовка проставляются соответствующие страницы. Последнее слово каждого заголовка соединяется с номером страницы отточием (см. приложение 4). Сокращение заголовков в содержании, преподнесение их в иной редакции по сравнению с заголовками в тексте, не допускается.

Введение – это важная составная часть выпускной квалификационной работы. Его значение определяется тем, что именно во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи работы, указаны объект, предмет и методы исследования. Важнейшим элементом вводной части выпускной квалификационной работы являются также основные положения, выносимые на защиту. Практика показывает, что именно ввиду недостаточно удачного изложения положений, выносимых на защиту, студентам наиболее часто снижаются оценки за выпускную квалификационную работу. Объем введения около 3-х страниц.

Первоначально работа над введением проводится после составления плана. На этом этапе определяются значимость исследуемой проблемы, цель, задачи, объект, предмет и методы. Промежуточный вариант может быть сформулирован в процессе написания нескольких глав. Окончательный вариант введения рекомендуется оформить после написания основной части. Такой подход дает возможность сформулировать защищаемые положения.

Введение обычно содержит следующие части:

11. Обоснование актуальности выбранной темы.

12. Степень научной разработанности темы.

13. Указание цели и вытекающих из нее задач выпускной квалификационной работы.

14. Определение объекта и предмета исследования.

15. Краткое описание методов исследования.

16. Нормативная база исследования.

17. Методологическая основа исследования.

18. Описание эмпирической базы исследования.

19. Формулировка основных положений, выносимых на защиту.

20. Описание структуры работы.

Актуальность темы диссертационного исследования.

Президентская власть является одним из основных институтов государственного механизма в России. Президент Российской Федерации принимает непосредственное участие в правотворческом процессе. Конституция Российской Федерации закрепила за ним право издавать (подписывать) указы и распоряжения. В среде ученых и практиков нет единого мнения по вопросу о характере, юридической силе, месте и роли указов Главы государства. Накопленный опыт функционирования «указной деятельности» Президента Российской Федерации требует обобщения и юридической оценки.

Актуальность выбранной проблематики определяется совокупностью следующих факторов.

Во-первых, для России институт президентства, а также правотворчество Президента является новым явлением, несмотря на многовековой опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации и деятельности президентской власти.

Во-вторых, становление и развитие президентского правотворчества складывалось в специфических условиях, в которых находилось и находится наше государство и общество в настоящее время, на стадии перехода от тоталитарного государственного устройства к демократическому, что, несомненно, наложило свой отпечаток не только на институт президентства, но и на его правотворчество.

В-третьих, на протяжении десятилетия в России складывался, развивался и функционировал не только институт президентства, но и так называемое «указное право», или, как его еще называли, «указное законодательство» первого Президента России Б.Н. Ельцина. Все наиболее важные демократические преобразования были связаны с именем Главы государства и в основном регулировались его указами и распоряжениями. Диссертант полагает, что институт президентуры в России дал толчок к реформированию всех государственных институтов власти.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили выбор данной темы.

Хронологические рамки исследования. Предлагаемое диссертационное исследование охватывает период с 1991 г. по настоящее время. Эти временные рамки, в свою очередь, логически разделены на три этапа. Первый этап охватывает процесс зарождения и становления института президентства - 1991-1993 гг. В данный период нормативное правотворчество Президента регламентируется Законом РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г., на основе которого были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 г. (от 24 мая 1991 г.). Второй этап начинается с принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. и продолжается до 2000 г. По новой Конституции правотворчество Президента носит одновременно общеобязательный, нормативный и подзаконный характер, что отражается в его конституционно-правом статусе. Однако практика издания указов, их значительный объем и многообразие общественных отношений, которые регулировались ими, порой не соответствовали конституционным положениям. Наконец, последний этап охватывает период с 2000 г. по настоящее время, когда прежняя неограниченная указная деятельность Президента сократилась. Однако до сих пор отсутствует закон, который бы, с одной стороны, урегулировал нормотворчество Президента, а с другой - определил порядок издания, экспертизу, реализацию и контроль за исполнением нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы диссертации. Проблемы, как президентской власти, так и его нормативного правотворчества неоднократно рассматривались отечественными государствоведами.С.С. Алексеевым, М.А. Митюковым, А.В. Мицкевичем, А.С. Пиголкиным, А.А. Тилле, А.Ф. Шебановым и другими в исследованиях, посвященных различным аспектам правотворчества, в том числе и президентского.

Проблема правовых актов и их системы изучалась в работах следующих авторов: Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, А.А. Белкина, Н.В. Витрука, Н.Н. Вопленко, C.JT. Зивса, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, С.А. Комарова, А.Д. Корецкого, И.В. Котелевской, А.В. Кочеткова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукьяновой, А.В. Мазурова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, П.Е. Не-дбайло, С.В. Полениной, П.М. Рабиновича, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцева, А.И. Экимова, J1.C. Явича, Д.А. Ягофарова и др.

Одним из первых научных исследований, посвященных указам в России, следует считать работу Н.М. Коркунова1, который подробно рассмотрел силу, значение и содержание указов, провел анализ соотношения закона и указа, выделил их различие, дал классификацию и пришел к выводу о том, что указ приобретает силу только в случае непротиворечия его закону. Данная работа оказала неоценимую помощь в изучении указов на современном этапе. Как известно, в советское время тема указов рассматривалась исключительно в связи с правотворческой компетенцией Президиума Верховного Совета СССР и союзных республик. Проблемы, посвященные нормативным правовым актам СССР, нашли свое отражение в научных работах С.С. Алексеева2, А.В. Мицкевича3, А.С. Пиголкина4, А. А. Тилле5 и др.

С введением в 1990-1991 гг. поста союзного, а затем российского Президента появились новые труды и исследования. Большинство авторов освещают деятельность Президента Российской Федерации в различных аспектах. Данными вопросами занимались С.А. Авакьян6, Ю.А. Дмитриев7,

1 Коркунов Н.М. Указ и закон. Спб., 1894.

2 Алексеев С.С. Проблемы теории права: В 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1.

3 Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М., 1967.; Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. М., 1974.

4 См.: Правотворчество в СССР.

5 Тиле А.А. Время, пространство, закон. М., 1965.

6 Авакьян С.А. Проблемы конституционного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 1.С. 8-39.

7 Дмитриев Ю.А., Журавлев А.А., Комарова В.В. и др. Правовой статус Президента Российской Федерации: Учеб. пособие / Ю.А. Дмитриев, А.А. Журавлев, В.В. Комарова; Под общ. ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1997.

В.И. Кайнов, А.А. Котенков, Е.А. Лукьянова, Б.М. Лазарев1, В.О. Лучин2, М.А. Митюков3, О.Е. Кутафин4, Л.А. Окуньков5, М.С. Студеникина6, Г.Н. Селезнев7, Н.А Сахаров8 и др.

В числе последних работ, посвященных правотворчеству Президента, можно назвать исследования А.С. Пиголкина9, Ю.А. Тихомирова10, М.Н. Марченко11, A.M. Тарасова12.

Таким образом, в отечественной юридической литературе накоплен значительный в научном отношении теоретический материал, касающийся различных сфер деятельности Президента Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что нормотворческая деятельность Президента Российской Федерации была исследована фрагментарно либо рассматривались другие вопросы функционирования президентской власти. Актуальность темы, ее недостаточная разработанность в теоретическом и историко-правовым аспекте обусловили данное диссертационное исследование.

Объектом диссертационного исследования является процесс становления, развития и реализации нормативного правотворчества Президента Российской Федерации.

1 Лазарев Б.М. Президент СССР. М., 1991.

2 Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996; Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики / В.О. Лучин, А.В. Мазуров. М., 2000.

3 Конституция, закон, подзаконный акт. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1994.

4 Кутафин О.Е. Высшие органы государственной власти страны. 1988-1992. М.,

1992.

5 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: конституционная и политическая практика. М., 1996.

6 Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003

7 Селезнев Г.Н. Закон, власть, политика. Государственный и местный уровни / Г.Н. Селезнев, В.А. Гневко. СПб., 1998.

8 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

9 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003; Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998.

10 Тихомиров Ю.А. Правовые акты: Учеб.-практ. и справ, пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. М., 1999.

11 Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М., 2005.

12 Тарасов A.M. Президентский контроль: понятие и система: Учеб. пособие. СПб., 2004.

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, которые Президент Российской Федерации издает в соответствии с полномочиями, предусмотренными в Конституции Российской Федерации.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе нормативного правотворчества Президента Российской Федерации для определения роли и места президентских актов в законодательстве Российской Федерации, выявления наиболее важных закономерностей и формулирования на основании полученных выводов предложений и рекомендаций по совершенствованию правотворческой деятельности Президента Российской Федерации в современный период.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) дать общую характеристику нормативных правовых актов Президента Российской Федерации с учетом исторической преемственности «указной деятельности» в России;

2) провести классификацию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации;

3) проанализировать президентское правотворчество;

4) проследить становление и развитие нормативного правотворчества Президента Российской Федерации;

5) охарактеризовать нормативные правовые акты Президента Российской Федерации в 1991-1993 гг. и после принятия Конституции Российской Федерации;

6) показать место и роль указов Президента Российской Федерации в правовой системе;

7) рассмотреть вопросы реализации правотворческих полномочий Президента Российской Федерации;

8) исследовать проблемы систематизации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации

Методологической основой рассматриваемых правовых явлений выступает комплексный метод, который включает в себя как общенаучные теоретические и диалектические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение), так и частно-научные методы (формально-юридический, историко-правовой, системный), которые позволили решить поставленные задачи.

Научная новизна определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. Впервые осуществлено монографическое комплексное ис-торико-правовое и теоретическое исследование становления и развития президентского нормотворчества в России. В работе раскрывается истори-ко-правовое значение правового понятия «указ» в России, показана преемственность нормативного правотворчества Президента Российской Федерации в сравнении с нормативными правовыми актами, действовавшими в различные периоды истории России. Диссертантом проведена классификация нормативных правовых президентских актов, выявлены причины и предпосылки возникновения и закрепления в Конституции Российской Федерации 1993 г. полномочий, соответствующих правотворчеству Президента Российской Федерации.

Результатом проведенного исследования явились положения, выносимые на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Указы вошли в систему российского права во время царствования Иоанна IV Васильевича. В XV-XVI вв. они наряду с другими видами правотворчества становятся одним из основных источников общерусского права. Указ входит во все значимые источники: указные книги, судебники, соборное уложение. Диссертантом отмечается тенденция укрепления и развития указов в связи с усилением монархии и в зависимости от личности, от которой исходит данный акт.

2. Указ как форма правотворчества в СССР был закреплен на конституционном уровне уже в 1936 г. В пункте «б» ст. 49 Конституции было положение о том, что Президиум Верховного Совета СССР наряду с толкованием действующих законов СССР издает указы, которые были результатом коллегиального правотворчества и могли носить законодательный характер. Аналогичные нормы относительно указного правотворчества были включены и в Конституцию РСФСР 1937 г. (ст. 33), и в Конституцию РСФСР 1978 г. (ст. 117). Правом издания указов, имеющих обязательную силу на всей территории страны, в соответствии со ст. 127 Конституции (Основного Закона) СССР был наделен Президент СССР М.С. Горбачев, однако его указы действовали непродолжительное время и не получили широкого распространения.

3. Правотворчество Президента Российской Федерации с момента учреждения данной должности в 1991 г. до принятия Конституции Российской Федерации и начала работы Федерального Собрания имело опережающий характер по отношению к законам. Глава государства не всегда придерживался конституционных границ в правотворчестве. Речь идет о нормативных указах Президента Российской Федерации, которые, прямо не опираясь на нормы Конституции о полномочиях Президента, по сути, являлись временными законодательными актами. Они сыграли решающую роль в формировании правовой системы государства, позволив Президенту изменить действующий тогда Основной закон, провести реформу законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществить передел собственности и многие другие реформы.

4. Конституция России 1993 г. наделяет Президента Российской Федерации значительной компетенцией в области внутренней и внешней политики государства. Одной из форм реализации полномочий Главы государства выступает возможность издания нормативных правовых актов. Диссертант рассматривает классификации актов правотворчества Президента Российской Федерации. Одной из основных классификаций следует считать разграничение актов в зависимости от компетенции Главы государства, закрепленной в Конституции Российской Федерации 1993 г. Затруднения при классификации возникают из-за отсутствия четких критериев разграничения актов друг от друга, а также их значительного объема и бессистемности издания. Кроме того, на законодательном уровне отсутствует четкое правовое регулирование порядка издания, применения и реализация указов. В этой связи представляется обоснованным принятие ряда законодательных актов, которые бы устранили имеющиеся противоречия нормативных актов, а также определили правотворческую компетенцию, взаимодействие и реализацию актов Президента, Правительства, Федерального Собрания Российской Федерации и других органов.

5. Диссертантом вводится новый термин - «президентское правотворчество». Это вид деятельности Президента Российской Федерации, предусмотренный Конституцией Российской Федерации, который направлен на реализацию конституционных полномочий путем принятия (издания) не противоречащих закону нормативных и иных правовых актов. Диссертант выделяет уровни правотворческих отношений, в которых принимает участие Президент: 1) внутренние отношения (издание), где осуществляется разработка и принятие указов; 2) внешние связи (реализация), в ходе которых контролируется исполнение нормативного акта.

6. На основе анализа нормотворческой деятельности Президента России обосновывается необходимость систематизации и определения места и роли нормативных правовых актов Президента. В диссертации отмечается, что причинами, затрудняющими эту систематизацию, являются: 1) несовершенство законодательства, как следствие переходного периода; 2) отсутствие федерального закона, предусматривающего четкую иерархию нормативных правовых актов; 3) наличие пробелов в Конституции Российской Федерации по вопросам правотворчества Президента.

Теоретическое значение исследования. Сделанные научные выводы ориентируют на разработку и принятие российским законодателем и государственными органами правовых актов и решений, которые направи лены на развитие правотворческой деятельности всех органов и должностных лиц, особенно Главы государства. Теоретические положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут представлять определенный интерес в изучении становления и развития правотворчества Президента Российской Федерации. Результаты исследования будут учтены при устранении недостатков, которые имеют место в правовом регулировании нормотворчества Президента Российской Федерации.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что собранный и обобщенный теоретико-правовой материал может быть использован в учебном процессе при изучении теории государства и права, а также других дисциплин (истории права и государства России, конституционного права России и пр.). Он представит также интерес для законодателя при формировании и реализации правотворческой политики России на современном этапе.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации научных работ, а также выступлений автора на всероссийских научно-практических конференциях. Результаты диссертационного исследования используются при проведении лекций, семинарских занятий в Краснодарском университете МВД России и других вузах. Основные теоретические положения работы нашли свое отражение в докладах на научно-практических конференциях: «Некоторые вопросы правотворческой деятельности Президента Российской Федерации» (Краснодар, 2000), «К вопросу о становлении и развитии указа как источника российского права» (Краснодар, 2000), «Указ Президента как источник отдельных отраслей российского права» (Краснодар, 2001), «Соотношение федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации» (Краснодар, 2004), «К вопросу о подзаконности нормативных правовых актов Президента по Конституции Российской Федерации 1993 г.» (Краснодар, 2005), «Реализация нормативных полномочий Президентом Российской Федерации» (Краснодар, 2005).

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...